Cтатья для учителей русского языка “Эффективность использования информационно-структурных карт на уроках русского языка”
Костанайская область
Камыстинский район
ГУ «Камыстинская средняя школа № 1»
Петренко Олеся Алексеевна
учитель русского языка и литературы
В условиях перехода школ на 12-летнее образование и в связи с вводом в школьную практику учебников нового поколения остро стоит вопрос по выбору оптимально удобных и перспективных методов и форм работы на уроках в школе. Какой дидактический и наглядно-раздаточный материал я буду использовать сегодня на уроках, чтобы заинтересовать своих учеников темой урока, ведь зачастую в наших программах даются сложные и непростые на первый взгляд темы.
Не секрет, что в некоторых хороших книжных магазинах можно всё-таки найти и выбрать те же портреты русских писателей, но это будет стоить немалых денег.
Я, прежде всего как учитель-филолог, языковед преследую в своей работе следующие цели:
- Уметь постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;
- Формировать умения и навыки по выбору рациональных методов и средств обучения;
- Создавать оптимальные учебно-материальные, морально-психологические и эстетические условия;
- Создавать и внедрять в педагогическую деятельность интерактивные современные методы и формы работы, электронные презентации, использование флипчартов, структурных карт. То есть быть грамотным и высококвалифицированным специалистом, идти в ногу со временем, быть политически и социально подкованным и компетентным.
Много внимания в последние годы уделяется использованию структурных карт. Я считаю, что такие карты удобны как для учителей, так и для самих обучающихся, так как привлекают внимание детей к картинам, рисункам, творческим играм и заданиям, развивают логическое и аналитическое мышление, творческий потенциал и, конечно, личность ребёнка.
Вот и я уже тринадцатый год создаю наработки по теме «Эффективность использования структурно – информационных карт на уроках гуманитарного цикла».
Я предлагаю учителям ознакомиться с картами для 9 и 10 класса. Эти схемы вызвали одобрение моих коллег и нашли отклик у моих учеников, ради которых я это всё, собственно говоря, и делаю.
9 класс Русский язык. Структурно-информационная карта по теме «Сложносочинённые предложения».
1 задание: Орфографическая разминка:
Т..л..рантность, м..ц..нат, улиц.., ц..ган, мил..ион, к..л..мбур, ро..кий, еж..вый, настеж.., поз..ний, об..яснение, лекц..я, могуч.., кр..ж..вник.
- задание: Приём верные \неверные утверждения.
Выберите верные утверждения, неверные исправьте.
- Сложносочиненными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
- Сочинительные союзы делятся на три группы.
- В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами одно явление (событие) противопоставляется другим.
- В ССП с разделительными союзами чаще всего выражаются временные значения: одновременность и последовательность.
- Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми.
- Если одна из частей сложносочиненного предложения имеет значение результативности или быстрой смены событий, то в ССП ставится тире.
- Запятая перед союзом и не ставится, если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член.
- В сложносочинённом предложении ставится точка с запятой, если предложения отделены друг от друга по смыслу или значительно распространены.
3 задание: Работа в группах: записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы, выделить союзы, определить смысловые отношения.
1-я группа.
- Дари щ..дрее людям счастье и сам ты будеш.. им богат.
- Ноч.. быстро прошла и к утру лег первый мороз.
2-я группа.
- Лампы ярко горели а камин тихонько трещ..л…
- Или же я не желаю или же ты не желаеш.. меня п..нять.
3-я группа:
1.Лето прох..дит но дни стоят душные и тяжёлые.
2.То ш..л мелкий дождь то падали крупные хлопья снега.
4 задание: Творческая работа.
1 группа: Составить предложения с использованием ССП разных видов.
2 группа: Составить кластер по ССП.
3 группа: Написать эссе на тему: «Зачем нужно изучать синтаксис?»
10 класс Однородные члены предложения
1 задание Цифровой диктант.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетрадь цифру 1, если не согласны – 0.
- Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.
- Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.
- Однородные члены предложения подчиняются одному слову.
- Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением.
- В предложении может быть только один ряд однородных членов.
- Однородные члены могут быть связаны как союзами, так и интонацией.
- Однородные члены предложения выражаются словами только одной части речи.
- Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
2 задание Подготовка к ЕНТ. Работа с тестами.
1.Распространённые однородные члены предложения есть в предложении:
А) Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать Родине.
В) Сильно страдают от холода и голода певчие птицы.
С) Кто-то пел и играл на скрипке.
Д) Я и Айгуль остались на берегу.
Е) Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.
- Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом да:
А) Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
В) Мал золотник да дорог.
С) Ученье да труд к славе ведут.
Д) Земляникой да костяникой в Зауралье полны леса.
Е) Отсталый да ленивый всегда позади.
- Найдите предложение, в котором однородные члены связываются разделительным союзом:
А) Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.
В) Стоят угрюмых гор вершины и дремлют в вечной тишине.
С) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
Д) Он мал, зато удал.
Е) Что-то ярко горело: не то состав, не то станция.
- Найдите предложение, соответствующее схеме: [ и о, и о, и о].
А) Я знаю и русский, и казахский языки.
В) В человеке всё должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
С) Я знаю и русский, и казахский, и английский языки.
Д) Зимой и летом осенью и весной всегда хорош лес.
Е) Дети старики женщины смешались в живом потоке.
Метки: Cтатья для учителей русского языка "Эффективность использования информационно-структурных карт на уроках русского языка"