Развитие воспитательного потенциала школы

Подготовила: Лозовенко А.В.,

учитель начальных классов

Рассветской средней школы

Скачать презентацию

«Общеизвестно, что нельзя

двигаться вперед с головой, повернутой

назад, а потому недопустимо в

школе XXI века использовать неэффективные

, устаревшие технологии воспитания,

изматывающие и ученика, и учителя,

требующие больших временных затрат

и не гарантирующие качество воспитания…»

М.М.Поташник.

Любая современная школа работает в режиме развития. Наравне с традиционными формами и методами воспитательной работы необходимо применять современные, более усовершенствованные.

Главным базовым документом, нормирующим воспитательную работу в учебных заведениях является Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК , направленная на формирование ответственного и социально активного гражданина Республики Казахстан с чувством высокого казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, разносторонней и гармонично развитой, духовно-нравственной, физически здоровой личности. В целях реализации Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан (утверждена приказом Министра образования и науки 16 ноября 2009 года №521) специалистами кафедры воспитания и социализации личности Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (РИПКСО) разработана модель воспитания гражданина Республики Казахстан на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающего пространства, целенаправленно позитивно влияющего на процесс развития личности.

Воспитательное пространство включает в себя такие основные составляющие, как социальная среда, культурная среда, природная среда, информационная среда и мир чувств ребенка.

Задача родителей, воспитателей, педагогов, общественности гуманизировать воспитательное пространство, сделать его комфортным для ребенка, благоприятствующим его развитию.

Социальная среда (семья, коллектив, неформальные объединения, детские и молодежные организации), как фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, коллектива, неформальных объединений (политических, культурно-досуговых, социальных и т.д.) создает позитивное пространство для развития ребенка.

Культурная среда.Важнейшим фактором духовно-нравственного воспитания является национальная культура. Духовно развитым считается человек, принимающий и приумножающий свою национальную культуру. Исходя из того, что в основе духовного развития детей и молодежи должна лежать, в первую очередь, историческая преемственность поколений, эффективность модернизации воспитательной системы обеспечивается ее соответствием культурно-образовательным традициям и предшествующему опыту. Школьное воспитание предоставляет широкие возможности для оказания разностороннего воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер общения со сверстниками.

Природная среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Красота и природные богатства Республики Казахстан, окружающий мир целенаправленно позитивно влияют на процесс развития личности ребенка. Именно в природе ребенок находит для себя гармонию жизни, в ней он черпает силы и стимулы для творчества, для различных способов самоотдачи, самовыражения.

Информационная среда (СМИ, Интернет, реклама)

Средства массовой информации – систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономической или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Средства массовой информации формируют мировоззренческую культуру, компонентами которой являются духовно-нравственная, политическая, экологическая культура. Через средства массовой информации осуществляется разнообразное воспитательное воздействие. Информационная грамотность личности включает в себя культуру поиска новой информации; культуру чтения и восприятия информации; умение перерабатывать большие массивы информации с помощью новых технологий и интеллектуальных методик; умение генерировать собственные базы данных и личные поисковые системы; повышение уровня коммуникационной компетентности, знание иностранных языков.

Самая злободневная проблема нашего общества — массовое падение интереса к чтению. Процент читающих людей в мире и в Казахстане значительно уменьшился по сравнению с процентом интернет-пользователей.

Весь процесс освоения огромного человеческого наследия происходит посредством чтения. Чтение — это сильнейшее средство каталогизации человеческих знаний, социализации личности, именно поэтому чтение проникает во все сферы и этапы жизни человека: младенчество, детство, юность, старость. Так как чтение напрямую связано с интеллектуальным развитием человека, оно должно стать его интеллектуальным орудием. Нечитающая личность не может сформировать информационную культуру.

Необходимо сделать учащегося человеком читающим, школа или ее библиотека должны обучать умению ориентироваться в информации, систематизировать знания, повысить национальный приоритет чтения.

 

           Я САМ (Самопознание, самовоспитание, самоанализ, самонаблюдение, самоопределение, самооценка, самоотчет, самовнушение, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль и др.)

Существенным аспектом воспитательного процесса становится аспект стимулирования самовоспитания детей, вооружение их методами и приемами самопознания и самовоспитания.

Современное общество с тревогой осознает неблагополучие в сфере нравственного воспитания личности, увлекшись интеллектуальным развитием, забыв о нравственности, о таких человеческих ценностях, как человек, семья, Родина, родной край, здоровье, здоровый образ жизни, труд, образование, културное наследие, язык, дружба.

Содержание воспитания призвано обеспечить становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Сегодня целесообразно определить такие характерные составляющие воспитания, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности: познавательная, ценностно-ориентировочная, художественная, общественная, трудовая, спортивная, свободное общение.

Вместе с тем в рамках социально-ролевого подхода к воспитанию человек является компонентом множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества и др. Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся (студент), Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель итворец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.

«КАК?» — коренной вопрос технологии в области воспитания.

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация Казахстанской модели воспитания поликультурной личности, построенной на основе народных традиций.

Казахстанская модель воспитания строится на создании локальных воспитательных систем и на моделях педагогического сопровождения детей.

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая).

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Направления, формы, методы внеклассной работы, как одного из видов воспитательной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И.П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД (коллективные творческие дела) И.П. Иванова. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Законы КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.

Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

  • осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
  • наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
  • внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;
  • определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;
  • внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;
  • рефлексия всего события;
  • свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
  • обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;
  • мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

  1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Разбор ситуаций помогает учащимся прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.

На классных часах я часто применяю тренинги общения, имеющие цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно научить детей уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

 

Использование современных педагогических технологий способствует эффективной реализации функций воспитательного процесса.

Успех воспитания, результативность воспитательного процесса во многом зависит от используемых форм и методов воспитания, наиболее эффективными из них являются.

При этом обеспечивается:

  • взаимосвязь форм организации и содержания воспитательного процесса;
  • единство действий участников воспитательного процесса;
  • зависимость организации воспитательного процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
  • гармонизация личных и общественных интересов;
  • обусловленность содержания воспитательного процесса.
  • Воспитать гражданина своей страны может только такой учитель, который сам является патриотом и гражданином, с обостренным чувством гордости за свой народ, традиции, культуру. Обладает взглядами и позициями, базирующимися на общечеловеческих основах и ценностях.
  • МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
  • — является патриотом и гражданином Республики Казахстан с чувством гордости за свой народ, традиции и культуру;
  • — обладает идейными взглядами и позициями, которые базируются на общечело­веческих основах и ценностях;
  • — понимает сущность целевых ориентаций в современной сфере образования, педагогики, методологии, философии;
  • — организует воспитательный процесс на основе этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры в соответствии с представленной моделью воспитания гражданина РК;
  • — ориентируется в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения и воспитания учащихся;
  • — владеет и применяет продуктивные методы обучения, развивающие личность ученика, адекватные целям и содержанию образования;
  • — использует средства воспитания в активизации деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к жизни;
  • — знает сущность и условия успешного применения активных форм воспитания в воспитательном процессе;
  • — знает психолого-физиологические, педагогические особенности развития ребенка;
  • — осознает культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений, владеет приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях, не унижает личное достоинство ребенка;
  • — обладает широкой эрудицией и кругозором;
  • — направляет учащихся на успешную деятельность, развивает и поддерживает творчество и любознательность учащихся.

А сейчас небольшой тест. Подумайте и определите какой уровень методической культуры соответствует именно вам.

Вывод: применение разнообразных технологий, форм и методов воспитания способствует формированию личности воспитанника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.