Статья на тему : «Использование приёмов и методов  критического мышления при обучении английскому языку в коррекционной школе»


КГУ  «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в  развитии»  акимата  Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан 

Преподавателя английского языка Кийко Ольга Борисовна, стаж работы 26 лет

  Критическое мышление неразрывно связано с человеческой деятельностью. Человек может не знать ничего о критическом мышлении, и, тем не менее, в его рассуждениях всегда будет присутствовать критическая установка. Все мы, учителя, строим свою профессиональную деятельность, опираясь на критическое мышление.              Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

Применение элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся; умение критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять полученные знания, критически развивать и совершенствовать себя формирует функциональную грамотность учащихся; положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в  том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития  личности.

Термин «Критическое мышление» относится ко всей умственной деятельности. Эта технология ориентирована на то, чтобы выработать не только навыки критического мышления и активный поиск учащимися информации, но и  для того, чтобы соотнести эту информацию с собственным опытом и сравнить её с другими исследованиями в данной области знаний.

На каждом уроке я стараюсь использовать приёмы критического мышления для того , чтобы учащимся было интересно на моём уроке. В своей статье я хочу поделиться своим опытом работы в коррекционных классах при проведении уроков английского языка.

Урок , как известно, имеет свою структуру: начало урока, актуализация знаний, изучение и отработка нового материала и т.д.

И на каждом этапе, независимо от типа урока,  я  стараюсь применять какой –то  приём критического мышления. Таких методов и приёмов великое множество и главная задача учителя заключается в том, чтобы выбрать и применить такой приём или метод , при котором бы выполнение поставленной перед учащимися задачи было бы максимальным.

Любой урок начинается с организации начала урока и  грамотный подход к этому этапу урока , на мой взгляд, является очень важным , так  как он влияет на  ход всего урока и , в конечном итоге,  на его результат. Ведь недаром говорят:  «A good beginning is a good ending» – «Зачин дело красит»

Например, при введении в тему , я предлагаю учащимся работу над пословицей , которая связана с темой урока и прошу после отработки и перевода пословицы , объяснить, как они понимают эту пословицу и найти её  русский эквивалент. Второй вариант введения в тему заключается в следующем: на доске даны английские слова, которые отражают тему урока в виде кластера, учащиеся отрабатывают произношение слов , записывая их в словари вместе с переводом и транскрипцией а затем предлагают ключевое слово , которое и отражает тему урока.

Для развития креативных способностей учеников школы учителю необходимо уметь нестандартно, творчески мыслить и создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.     Использование технологии критического мышления обеспечивает эффективную работу по развитию творческих способностей, а главное умению мыслить , размышлять , делать выводы.

Познакомившись ближе с технологией критического мышления, методами и приемами, и овладев ими, можно сказать,  работает тот или иной прием,  и какие результаты он дает. В течение учебного года проводились уроки английского языка с использованием приемов критического мышления. Это были уроки в форме соревнования, цель которых  была направлена на развитие у учащихся навыков работы в группе, развитие критического мышления. Чтобы сократить дистанцию в общении учеников, снять тревожность необходимо использовать элементы технологии критического мышления. Прием «Загадка» очень эффективен при работе с лексикой на любой стадии развития ученика. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученную лексику, способствует развитию различных видов памяти и мышления.  В следующем задании элемент критического мышления был представлен через игру «Покажи и скажи!» учащиеся  раскладывают школьные принадлежности или игрушки в зависимости от темы урока ) , учитель называет предмет или игрушку на английском языке , учащийся должен показать и сказать It is a pen. It is a pencil. It is a doll. It is a car. и т.д. такого типа задания очень нравятся детям, и они с удовольствием работают на уроке , что является очень важным фактором при изучении лексико – грамматического материала. При закреплении темы множественного числа имён существительных, я тоже использовала технологию критического мышления: дети учатся слушать и слышать. Я называю существительное во множественном числе , они дают мне единственное число этого же существительного и наоборот , но их задача состоит в том , чтобы назвать правильно слово, но и обосновать свой выбор.

Конфуций говорил: «Скажи мне  — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать  — и я пойму».

 

Прием «Кластер», который помогает ученикам представить информацию в графическом оформлении, очень сильно перекликается со словами Конфуция. Ученики составляли кластер об одежде в разное время года, который я проводила в 5 «З» классе по теме «Одежда». Учащиеся не только составляли кластер , но и отвечали на вопросы при помощи своих работ «What clothes  do people wear in winter (in autumn, in spring, in summer)?» People wear  a scarf and a sweater in winter.

При изучении в 9 классе «З» темы «Защита окружающей среды» учащимся было предложено следующее задание: они должны были выделить проблему – загрязнение почвы, загрязнение воздуха, загрязнение воды, причины возникновения выбранной ими  проблемы, и самое главное, предложить свои пути её  решения (диаграмма  Иссикавы). Такой вид работы нравится учащимся, и они с удовольствием выполняют эту работу. Конечно, такой вид работы кажется сложным для детей с ограниченными возможностями в развитии, но справедливости ради нужно сказать , что с таким типом заданий они справляются неплохо. Сначала мы это задание выполняем устно на русском языке , а затем составляем простые предложения переводим вместе на английский язык, каждая группа работает над двумя-тремя простыми   предложениями с использованием словарей , и я как учитель направляю , помогаю и , конечно , хвалю. При введении грамматической темы: «Неправильные глаголы», раздаются индивидуальные карточки, с которыми учащиеся работают в группах, в  парах  или индивидуально, дается время, в течение которого они изучают материал, а затем высказывают свои предположения, делают свои выводы и ,самое главное,  объясняют причины выбора. Такой вид работы я для себя назвала «Изучи  и объясни!» Это очень важный и полезный вид работы, потому что учащиеся размышляют, начинают мыслить логически, делают выводы. Этот вид работы проводится в виде диалога, что положительно влияет на психологический климат в  классе.  Такой вид работы можно и нужно проводить и в группах, это способствует сплочению ученического коллектива, и положительно влияет на эффективность усвоения материала и его осознанное понимание через использование технологии критического мышления.

Проанализировав применение модуля «Обучение критическому мышлению» на своих уроках, можно сделать вывод, что данная технология имеет очень много положительных сторон, влияние которых можно увидеть в учебной, и не только, деятельности  детей, в изменениях в педагогической практике учителя. Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Такая деятельность поможет сформировать функциональную грамотность у учащихся, а также модель выпускника, способному быстро адаптироваться в современном информационном  мире.

Умелое использование приемов критического мышления и знание возрастных особенностей  школьников ориентируется на зону ближайшего развития, например, в данном случае на творчество.

Основой всех современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе (игровые, проектные, проблемное обучение, интерактивные, технологии развивающего обучения, технологии, основанные на знаковых моделях, здоровьесберегающие) является критическое мышление.

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *