Методическая разработка


Половинчева Евгения Александровна
преподаватель фортепиано Детская музыкальная школа №1 им. Д.Нурпеисовой

Музыка в ряду искусств занимает особое место по своей специфичности и примыкает к неизобразительным искусствам (театр, танец, кино), является временным и исполнительским искусством. Существуя в виде нотной записи, музыка нуждается в  воссоздании исполнителем ее художественной интерпретации. Музыка представляет собой диалектическое единство музыкального произведения и исполнения, что является творческим процессом воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Музыкант-исполнитель в процессе творчества воспроизводит и вновь создает в реальном звучании замысел композитора.

Музыкальное произведение в силу временной природы музыки прекращает своё физическое звучание вместе с последним звуком. Вновь вдохнуть в него жизнь может только исполнитель, воссоздавая заново в реальном звучании закреплённое в нотной записи содержание. Деятельность исполнителя – творческая, он должен не только освоить текст, его главная задача – понять замысел композитора, воссоздать его музыкальные образы, воплощённые в музыкальном произведении, и отобрать выразительные средства для наиболее точной их передачи. Чтобы исполнить произведение адекватно, исполнитель должен сродниться с ним, сделать его своим. А. Франс писал: «Понимать совершенное произведение искусства значит, в общем, заново создавать его в своём внутреннем мире». Итальянский пианист Ф. Бузони высказывался на этот счёт следующим образом: «Это почти сверхчеловеческая задача – откинуть собственные чувства для того, чтобы перевоплотиться в чувства самых разных индивидуальностей и отсюда изучать их творение».

Несмотря на то, что произведение отделено от данной эпохи большим отрезком времени, музыкальное исполнение всегда есть современное творчество, в котором временной отрыв неизбежно сказывается в интерпретации исполнителя.  Исполнительское искусство – это опосредованный процесс отражения окружающего мира. Именно в этом проявляется творческий характер деятельности исполнителя, который представляет собой не простой, формальный перевод авторского текста в звучание, а творческое его исполнение. Психологическую сущность интерпретации очень точно выразил А.Н. Серов: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силой своего таланта освещают изнутри, посветляют, влагают туда целый мир ощущений из своей собственной души».

Художественный образ характеризуется единством общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального, единством содержания и формы. Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы. Исполнительский образ – это своеобразная форма оценки композиторского образа, выражаемой через соответствующую интерпретацию. Музыкальное исполнение – это самостоятельный вид художественного творчества.

Интерпретация – это процесс истолкования музыкального произведения, который представляет собой обобщение и кристаллизацию эстетических идеалов, исполнительских вариантов и стилей исполнения, характерных для своего времени, которые каждый раз преломляются через индивидуальное сознание того, или иного исполнителя. Интерпретация – это творческое истолкование музыкального произведения и его воплощение в звучании в соответствии с эстетическими принципами и индивидуальностью исполнителя. Интерпретация не сводится к профессиональным достоинствам и мастерству исполнителя. Она есть выражение всех сторон личности, и связана с мировоззрением, идейной направленностью, общей культурой, разносторонними знаниями и складом мышления, составляющими внутреннее содержание личности. Само музыкальное произведение представляет собой единство объективных и субъективных сторон его автора. Творческая интерпретация выявляет эти стороны и индивидуальные особенности музыканта в процессе исполнения.

Существуют два противоположных подхода к проблеме интерпретации в среде композиторов и исполнителей. Одни считают, что точное прочтение текста и соблюдение указаний композитора само по себе уже обеспечивает раскрытие его замысла и поэтому надо точно выполнять всё, что написано в нотах. Другие, напротив, утверждают, что самое важное и ценное находится в музыке «между строк» (Г. Малер). Но прав Ш. Мюнш, заметив, что «невозможно сыграть то, что «между нот», не придерживаясь того, «что написано в нотах».

Формирование музыкального исполнения как профессионального искусства, с присущими ему особенностями, художественными и техническими задачами, связано с эволюцией общественного музицирования, развитием музыкальных жанров и стилей, совершенствованием нотации и музыкального инструментария.

С развитием искусства интерпретации в музыкальном исполнительстве формируются исполнительские школы, направления, стили, связанные с различным пониманием задач и методов исполнения, возникают проблемы исполнения старинной музыки, рождаются формы закрепления интерпретации – исполнительская редакция и транскрипция.

Средства выражения музыканта-исполнителя обладают определенной самостоятельностью и спецификой, которые отличаются от композиторского своей импровизационной природой (интонационные нюансы, агогические, динамические и темповые отклонения, разнообразные способы звукоизвлечения), что способствует раскрытию образного содержания и эмоционального строя.

Современная музыка с ее сложным интонационным и ритмическим строем глубоко влияет на изменение исполнительских средств и принципов.

Широкое развитие музыкальной культуры определило важное место, занимаемое исполнительством в современной общественной жизни, его большое значение как художественно – этической силы, воздействующей на духовный мир человека.

На данном этапе требования к «качеству», предъявляемые современной эстетикой, настолько высоки, что вытесняют из внимания все прочие цели. Главным в исполнительстве является не творчество, а стабильность, что является необходимым условием. Социальная сфера определяет главное свойство современного исполнительства: жесткое разделение на «элиту» и общий уровень.

Критерием попадания в «элиту» в настоящее время стало соответствие определенному комплексу требований, которые представляют собой сочетание следующих компонентов: стабильность исполнения, выносливость, политкорректность, умение соответствовать абстрактным стилевым моделям, соответствие исполнительскому эталону.

Важнейшую социальную функцию  отбора исполнителей выполняют исполнительские конкурсы, суть которых состоит в проверке соответствия «элите»; побеждает самый сильный.

Мастер для того, чтобы иметь достойную площадку для своего творчества, вынужден идти на компромисс, который накладывает необратимый отпечаток на творческий облик исполнителя.

Очевидно, что при таких глобальных изменениях самой природы академического исполнительства изменилась и традиционная ситуация, когда слушатель идет на исполнителя, который ему либо нравится, либо чем-то заинтересовал. Данной ситуации способствуют особенности современного культурного пространства: переизбыток информации/перегрузка на работе, падение профессионального уровня, страх личной оценки.

В настоящее время звуковой фон принадлежит электронному звуку и электронному ритму. Живое созидание интонации – звука и времени – не культивируется, а притупляется. Слух музыканта, вне зависимости от его установок, бессознательно приучается к упрощенным механическим градациям.

К началу XXI века академическое исполнительство превратилось из преимущественно эстетического (музыкального) явления в преимущественно социальное, в котором большинство музыкальных проявлений приобрели социальное значение, которое со временем стало преобладать.

Приходится признать, что развитие этой ситуации в будущем  на грани окончательного перерождения из основной сферы значений – во вспомогательную. Суть исполнительства сведется к демонстрации уважения и солидарности к тому или иному элементу социума.

 

Список использованной литературы:

 

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

2. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. Л., 1979.

3. Маленковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.

4. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства. В кн.: Музыкальное исполнительство, вып. 7, М., 1972.