Разработка открытого урока на тему «Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение»
Потехина Лариса Васильевна
заместитель директора Детской школы искусств № 1, преподаватель хоровых дисциплин Детская школа искусств № 1, город Уральск, Западно-Казахстанская область
Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение; развивать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности; создать условия для формирования способности чувствовать, осознавать и передавать свои ощущения в различной форме.
Задачи:
• Формировать представление о развитии чувств в музыке.
• Учить петь выразительно, передавая характер песни.
• Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.
• Развивать творческие способности, воображение, художественное и ассоциативное мышление учащихся.
• Развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
• Формировать эстетическое отношение к произведениям различных видов искусства в процессе восприятия музыки.
• Способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, вокально-хоровых и творческих навыков учащихся, расширять музыкальный кругозор.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, иллюстрации.
Музыкальный материал:
• А.Вивальди «Времена года. Presto».
• Детская музыкальная группа «Барбарики» – «Дружба».
План урока:
1. Подготовка к уроку, организационный момент. – 1 мин.
2. Подготовительные упражнения, упражнения на развитие дыхания: «Свечи», «Морозное дыхание», «Насос» – 2 мин.
3. Фрагменты распевания хора, упражнения на развитие дикции и артикуляции. Попевки «Музыкальное эхо», «Бабка Ёжка», «Кукушка», «Лифт». – 3 мин.
4. Беседа о настроении, эмоциях и о средствах их передачи в искусстве. Иллюстрации, фрагмент музыкального произведения. – 5 мин.
5. Е.Горбина. «Заяц» – 2 мин.
6. Г.Анисимова. «Тихо вокруг» – 2 мин.
7. Г.Анисимова. «Солнечные зайчики» – 2 мин.
8. Задание на развитие навыков выразительного произнесения текста: стихотворение «Дождь» – 2 мин.
9. Упражнение на развитие эмоциональности и артистизма. – 2 мин.
10. И.Кошмина. «Песня-загадка» – 2 мин.
11. Д.Львов-Компанеец. «Рак-отшельник» – 2 мин.
12. Подведение итогов урока. – 2 мин.
Ход урока:
1. Подготовка к уроку, организационный момент.
2. Подготовительные упражнения, упражнения на развитие дыхания: «Свечи», «Морозное дыхание», «Насос»
а) упражнение «Свечи» – прошу учащихся сесть ровно, выпрямить спину, сделать глубокий вдох и на выдохе медленно «задуть свечу», затем представить торт с 5 свечками и активными короткими выдохами «задуть» воображаемые свечки.
б) упражнение «Морозное дыхание» – вытягиваем пальчик перед собой, делаем глубокий активный вдох и, сложив губы «трубочкой», медленно дуем на пальчик, чувствуя «морозное дыхание».
в) упражнение «Насос» – прошу детей встать, свободно опустить руки. Делаем наклон вперед и одновременно делаем вдох, затем выпрямляемся – выдох.
3. Фрагменты распевания хора, упражнения на развитие дикции и артикуляции. Обычно на уроке распевание хора проводится на упражнениях и попевках в последовательности: пение упражнений на выравнивание унисона, на одном и двух звуках; пение в диапазоне терции, квинты с различными штрихами, пение в диапазоне октавы.
Предлагаю детям провести урок в «загадочной» форме. Все песенки, которые мы будем исполнять на уроке, будут спрятаны в загадки, чтобы спеть упражнение или песню, надо сначала отгадать загадку. Исполняем песенки-попевки:
Загадываю загадки, дети отгадывают, после чего поют попевки:
1)«Ты меня хвали, ругай – я откликнусь, так и знай!
Молчуна – перемолчу… Крикуна – перекричу…
Имя крикнешь мне для смеха – повторю. Так кто я? …….» (эхо)
М.Андреева. «Музыкальное эхо».
2) «В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица» (Баба-Яга)
Попевка «Бабка Ёжка».
3) «Не заботится о детках, ищет гнёздышко на ветках.
Непутёвая подружка, а зовут её …….» (кукушка)
Детская песенка «Кукушка».
4) «Этот чудо-механизм вызывает оптимизм.
Кнопочку нажал, и вот: он тебя наверх везёт!» (лифт)
Попевка «Лифт».
А теперь мы покажем, как мы делаем упражнения на развитие дикции, артикуляции:
· Выполняем щелчки языком.
· Втягиваем внутрь губы и резко открываем рот.
· Кончиком языка прокалываем щеки: слева, справа
· Гимнастика для языка:
Предлагаю вам игру: РУ-РУ-РУ-РУ
Улыбнитесь от души: ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
Надо вам повеселей: ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ
Всё за мною повторять: РЯТЬ-РЯТЬ-РЯТЬ-РЯТЬ
Поиграем один раз: РАЗ-РАЗ-РАЗ-РАЗ
Вот задание губам: БАМ-БАМ-БАМ-БАМ
Тренируем язычок: ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК
Всё легко даётся нам: НАМ-НАМ-НАМ-НАМ
Наша дикция важна: ЖНА-ЖНА-ЖНА-ЖНА
Чтобы чётко говорить: РИТЬ-РИТЬ-РИТЬ-РИТЬ
А потом во всех словах: ВАХ-ВАХ-ВАХ-ВАХ
Буквы все произнесём: СЁМ-СЁМ-СЁМ-СЁМ
4. Беседа о настроении, эмоциях и о средствах их передачи в искусстве. Иллюстрации, фрагменты музыкальных произведений.
Предлагаю ребятам посмотреть на иллюстрации и объяснить, какие чувства вызывают у них изображения:
Дети дают свои ответы.
Спрашиваю детей, что нужно художнику, чтобы нарисовать картину? (холст, кисти, краски, вдохновение, настроение и т.д.). Давайте сравним два пейзажа. Вы видите разницу в красках и настроении этих картин?
Знаете, а ведь композитор, как и художник, тоже может «рисовать» разные настроения и эмоции, только не с помощью красок, а с помощью музыкальных звуков.
Послушайте музыкальный фрагмент произведения и попробуйте представить себе, какой художественный образ передаёт музыка. Слушаем А.Вивальди «Времена года. Presto».
А можно ли передать настроение и эмоции в песне? Давайте попробуем!
5. Отгадайте сначала, какую сейчас песенку мы исполним:
«Всех боится он в лесу, волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь, с длинными ушами …….» (заяц)
Е.Горбина. «Заяц».
В этой короткой песенке прошу ребят передать настроение зайчика – сначала бодрое и веселое, когда он бегает и ищет работу, затем печальное, когда он остался без работы, заплакал и ушёл. Исполнение песенки с аккомпанементом.
6. «В этой песне есть зверята: ёжик, зайка и медведь…
Угадайте-ка, ребята, ЧТО и КАК мы будем петь?» («Тихо вокруг»)
Г.Анисимова. «Тихо вокруг».
Вспоминаем, как следует исполнить эту песню, какие эмоции и настроение передать, какие динамические оттенки композитор использует для передачи спокойного и «колыбельного» характера. Дети показывают песню, анализируют качество исполнения.
7. «Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне.
Я от зеркальца, от лужи пробегаю по стене» (солнечный зайчик)
Г.Анисимова. «Солнечные зайчики».
Спрашиваю, как себе ребята представляют «героев» следующей песенки – солнечных зайчиков? Напоминаю, как правильно исполнять припев, который поётся без слов. Дети поют песню, стараясь передать лёгкость и подвижность невесомых солнечных зайчиков.
8. Задание на развитие навыков выразительного произнесения текста: стихотворение «Дождь».
Знаете, ребята, в стихах мы тоже можем услышать определённую музыку – и динамические оттенки, и настроение, грусть, радость, или страх. Послушайте стихотворение поэта А.Фройденберга «Великан»:
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил, И мышь — живую! — проглотил.
Бедняга прибежал к врачу: «Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки!? Она пищит в моем желудке!»
Был врач умнейший человек, Он строго глянул из-под век:
«Откройте рот, скажите: «А-а-а!» Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы стоите? Идите кошку проглотите!»
А теперь я хочу, чтобы вы превратились в артистов и тоже постарались передать настроение и динамические оттенки в стихах. Я вам приготовила задание – стихотворение «Дождь». Для удобства я отметила в начале каждой строчки, с какими динамическими оттенками можно прочитать слова. Давайте попробуем! Вместе с детьми читаем стихотворение «Дождь»:
p – Была тишина, тишина, тишина.
f – Вдруг грохотом грома сменилась она!
p – И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
mp – Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
mf – Наверно, сейчас барабанить он станет.
f – Уже барабанит! Уже барабанит!
9. Упражнение на развитие эмоциональности и артистизма.
А давайте сейчас попробуем изобразить и передать эмоции с помощью мимики и жестов. Вот, например, как вы можете изобразить человека, который сильно рассердился? А как изобразить радость?
Я вам буду предлагать разные варианты, а вы, как настоящие артисты, должны изобразить настроение, характер, эмоции так, как вы это себе представляете. Итак, представьте себе и покажите, как:
• Вы кушаете очень вкусное пирожное…. Но прилетела пчёлка, летает перед носом и мешает вам наслаждаться вкусным лакомством…
• А сейчас, дети, к вам на улице вдруг подошёл Дед Мороз и сказал, что Новый год отменяется… и больше подарков никто не получит… вы сильно огорчаетесь…
• А потом к вам подошла Снегурочка и сказала, что Дед Мороз пошутил… и вы вздохнули с облегчением… и вы очень-очень радуетесь…
Молодцы, ребята!
10. А сейчас придётся потрудиться не только нашим ребятам, но и нашим гостям! Мы специально не будем говорить, о чем наша следующая песенка! Пусть наши гости отгадают песню-загадку, а мы постараемся спеть так, чтобы и слова, исполненные четко и внятно, и наша эмоциональность передали смысл песни понятно для всех.
И.Кошмина. «Песня-загадка».
Дети исполняют песню для зрителей, слушают ответ-отгадку. Затем анализируем, что в песне получилось, а что не очень, над чем ещё предстоит поработать.
11. «В тихой заводи живет. Ходит задом наперёд.
И на дне, среди коряг, всё мечтает свистнуть ……» (рак)
Д.Львов-Компанеец. «Рак-отшельник».
Перед исполнением этой песенки вместе с ребятами «рисуем» картинку-сюжет про хитрого рака и гордую лягушку. Затем исполняем песню как можно артистичнее. Позволяю детям пофантазировать, и исполнить так, как они сами чувствуют.
12. Подведение итогов урока.
Вот мы сегодня с вами выяснили, что есть много способов, чтобы передать чувства и настроения человека – мимика, жесты, интонация, художественные краски, музыкальные звуки, громкость, темп музыки и много-много других выразительных средств. И в завершении мы поднимем себе настроение веселой песенкой: пока мы собираемся, послушаем в исполнении детской музыкальной группы «Барбарики» – песню «Дружба».
Методическое сообщение
на тему открытого урока по предмету «Хоровое пение»
преподавателя Потехиной Л.В.
«Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности детей
в ансамблево-хоровое пение»
Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию.
Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика – вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.
Пение – это форма общения учеников с искусством, где разнообразные пути вокально-хорового музицирования позволяют постепенно овладеть громадным методическим богатством, которое хранится в этом виде музыкального искусства.
В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.
Среди разнообразных творческих заданий в пении можно назвать следующие:
· выразительное произнесение текста, приближающееся к музыкальному интонированию;
· поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению, и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем;
· сочинение подголосков, окружение разучиваемой песни сходными, родственными интонациями и т.п.
Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная тренировка которых дает новое качество – развития их как творческой культурной и духовной личности.
Большое внимание учитель должен обращать и на формы пластического интонирования, – как одну из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Способность учителя найти такие обобщающие движения решает очень многое, ибо эти движения могут настолько воодушевить детей эмоциями, что отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.
Все этапы вокально-хорового процесса (распевание, разучивание и исполнение вокально-хоровой музыки) – игра, организованная посредством музыки, пения и пластики. Она интересна всем детям, но особо незаменима в младшем школьном возрасте. Учитель создает такую атмосферу в классе, при которой дети сами заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, они хотят участвовать в этом музыкальном театре. При этом на уроке достигается высокая активность детей, их полная включенность в музыкально-исполнительский процесс. И чисто техническая работа проходит увлекательно и вдохновенно. С особым интересом и старанием дети выполняют «программные» упражнения на совершенствование дикционных, слуховых навыков, навыков коллективного исполнения, выработку певческого дыхания.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.
Восприятие музыки основано на активном пробуждении в слушателе его эмоций, мыслей, миропонимания. Музыка будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир слушателя входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Только в этом случае можно говорить о подлинно творческом музыкальном восприятии, при котором музыкальные образы воспринимаются в художественном единстве содержания, формы и средств выражения; только такое восприятие приближает человека к постижению духовной сущности музыки, к проникновению в музыкальное произведение как живую музыкальную речь.
Поэтому среди многообразных задач музыкального образования одной из ведущих, на наш взгляд, должна стать задача формирования у учащихся способности к пониманию художественного образа. Именно художественный образ является проводником содержательности музыкального искусства, обладая гармоничностью, взаимосвязанностью всех своих элементов, эстетической направленностью.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
1. Здоровье – в процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.
2. Интеллектуальное развитие – благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
3. Самоактуализация – стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. При этом формируются отдаленные цели, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка под воздействием музыки, способствуют формированию, с одной стороны, потребности в творческом самовыражении, с другой – таких особых качеств личности как стремление к самопознанию и саморазвитию. При этом необходимо учитывать возрастные особенности, поскольку каждый возраст имеет свои особые чувствования и желания, мысли и настроения, накладывает свой отпечаток на ощущения, восприятия, память, внимание и другие стороны психической деятельности человека. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития детей. Правильная организация этой деятельности, с одной стороны, содействует развитию у младших школьников эстетических чувств, с другой – оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
2. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании. Волгоград, 2002.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. М., 1984.
4. Восприятие музыки. Под ред. Максимова В.Н. – М., 1980.
5. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. – М., 1980.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
7. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.