Разработка открытого урока на тему «Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение»


 Потехина Лариса Васильевна
заместитель директора Детской школы искусств № 1, преподаватель хоровых дисциплин Детская школа искусств № 1, город Уральск, Западно-Казахстанская область

Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение; развивать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности; создать условия для формирования способности чувствовать, осознавать и передавать свои ощущения в различной форме.

Задачи:

•   Формировать представление о развитии чувств в музыке.

•   Учить петь выразительно, передавая характер песни.

•   Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.

•   Развивать творческие способности, воображение, художественное и ассоциативное мышление учащихся.

•   Развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.

•   Формировать эстетическое отношение к произведениям различных видов искусства в процессе восприятия музыки.

•   Способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, вокально-хоровых и творческих навыков учащихся, расширять музыкальный кругозор.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, иллюстрации.

Музыкальный материал:

•               А.Вивальди «Времена года. Presto».

•               Детская музыкальная группа «Барбарики» – «Дружба».

План урока:

1.     Подготовка к уроку, организационный момент. – 1 мин.

2.     Подготовительные упражнения, упражнения на развитие дыхания: «Свечи», «Морозное дыхание», «Насос» –  2 мин.

3.     Фрагменты распевания хора, упражнения на развитие дикции и артикуляции. Попевки «Музыкальное эхо», «Бабка Ёжка», «Кукушка», «Лифт». – 3 мин.

4.     Беседа о настроении, эмоциях и о средствах их передачи в искусстве. Иллюстрации, фрагмент музыкального произведения. – 5 мин.

5.     Е.Горбина. «Заяц» – 2 мин.

6.     Г.Анисимова. «Тихо вокруг» – 2 мин.

7.     Г.Анисимова. «Солнечные зайчики» – 2 мин.

8.     Задание на развитие навыков выразительного произнесения текста: стихотворение «Дождь» – 2 мин.

9.     Упражнение на развитие эмоциональности и артистизма. – 2 мин.

10.                       И.Кошмина. «Песня-загадка» – 2 мин.

11.                       Д.Львов-Компанеец. «Рак-отшельник» – 2 мин.

12.                       Подведение итогов урока. – 2 мин.

Ход урока:

1.     Подготовка к уроку, организационный момент.

2.     Подготовительные упражнения, упражнения на развитие дыхания: «Свечи», «Морозное дыхание», «Насос»

а) упражнение «Свечи» – прошу учащихся сесть ровно, выпрямить спину, сделать глубокий вдох и на выдохе медленно «задуть свечу», затем представить торт с 5 свечками и активными короткими выдохами «задуть» воображаемые свечки.

 

б) упражнение «Морозное дыхание» – вытягиваем пальчик перед собой, делаем глубокий активный вдох и, сложив губы «трубочкой»,  медленно дуем на пальчик, чувствуя «морозное дыхание».

 

в) упражнение «Насос» – прошу детей встать, свободно опустить руки. Делаем наклон вперед и одновременно делаем вдох, затем выпрямляемся – выдох.

3.                Фрагменты распевания хора, упражнения на развитие дикции и артикуляции. Обычно на уроке распевание хора проводится на упражнениях и попевках в последовательности: пение упражнений на выравнивание унисона, на одном и двух звуках; пение в диапазоне терции, квинты с различными штрихами, пение в диапазоне октавы.

 

Предлагаю детям провести урок в «загадочной» форме. Все песенки, которые мы будем исполнять на уроке, будут спрятаны в загадки, чтобы спеть упражнение или песню, надо сначала отгадать загадку. Исполняем песенки-попевки:

Загадываю загадки, дети отгадывают, после чего поют попевки:

1)«Ты меня хвали, ругай – я откликнусь, так и знай!

Молчуна – перемолчу… Крикуна – перекричу…

Имя крикнешь мне для смеха – повторю. Так кто я? …….» (эхо)

М.Андреева. «Музыкальное эхо».

2) «В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка –

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица» (Баба-Яга)

Попевка «Бабка Ёжка».

3) «Не заботится о детках, ищет гнёздышко на ветках.

Непутёвая подружка, а зовут её …….» (кукушка)

Детская песенка  «Кукушка».

4) «Этот чудо-механизм вызывает оптимизм.

Кнопочку нажал,  и вот: он тебя наверх везёт!» (лифт)

Попевка «Лифт».

А теперь мы покажем, как мы делаем упражнения на развитие дикции, артикуляции:

·        Выполняем щелчки языком.

·        Втягиваем внутрь губы и резко открываем рот.

·        Кончиком языка прокалываем щеки: слева, справа

·        Гимнастика для языка:

Предлагаю вам игру: РУ-РУ-РУ-РУ

Улыбнитесь от души: ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

Надо вам повеселей: ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ

Всё за мною повторять: РЯТЬ-РЯТЬ-РЯТЬ-РЯТЬ

Поиграем один раз: РАЗ-РАЗ-РАЗ-РАЗ

Вот задание губам: БАМ-БАМ-БАМ-БАМ

Тренируем язычок: ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК

Всё легко даётся нам: НАМ-НАМ-НАМ-НАМ

Наша дикция важна: ЖНА-ЖНА-ЖНА-ЖНА

Чтобы чётко говорить: РИТЬ-РИТЬ-РИТЬ-РИТЬ

А потом во всех словах: ВАХ-ВАХ-ВАХ-ВАХ

Буквы все произнесём: СЁМ-СЁМ-СЁМ-СЁМ

 

4.    Беседа о настроении, эмоциях и о средствах их передачи в искусстве. Иллюстрации, фрагменты музыкальных произведений.

Предлагаю ребятам посмотреть на иллюстрации и объяснить, какие чувства вызывают у них изображения:

 

 

 

Дети дают свои ответы.

Спрашиваю детей, что нужно художнику, чтобы нарисовать картину? (холст, кисти, краски, вдохновение, настроение и т.д.).  Давайте сравним два пейзажа. Вы видите разницу в красках и настроении этих картин?

 

 

Знаете, а ведь композитор, как и художник, тоже может «рисовать» разные настроения и эмоции, только не с помощью красок, а с помощью музыкальных звуков.

 

Послушайте музыкальный фрагмент произведения и попробуйте представить себе, какой художественный образ передаёт музыка. Слушаем А.Вивальди «Времена года. Presto».

А можно ли передать настроение и эмоции в песне? Давайте попробуем!

 

5.                Отгадайте сначала, какую сейчас песенку мы исполним:

«Всех боится он в лесу, волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь, с длинными ушами …….» (заяц)

Е.Горбина. «Заяц».

В этой короткой песенке прошу ребят передать настроение зайчика – сначала бодрое и веселое, когда он бегает и ищет работу, затем печальное, когда он остался без работы, заплакал и ушёл. Исполнение песенки с аккомпанементом.

 

6.                «В этой песне есть зверята: ёжик, зайка и медведь…

Угадайте-ка, ребята, ЧТО и КАК мы будем петь?» («Тихо  вокруг»)

Г.Анисимова. «Тихо вокруг».

Вспоминаем, как следует исполнить эту песню, какие эмоции и настроение передать, какие динамические оттенки композитор использует для передачи спокойного и «колыбельного» характера. Дети показывают песню, анализируют качество исполнения.

 

7.                «Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне.

Я от зеркальца, от лужи пробегаю по стене» (солнечный зайчик)

Г.Анисимова. «Солнечные зайчики».

Спрашиваю, как себе ребята представляют «героев» следующей песенки – солнечных зайчиков? Напоминаю, как правильно исполнять припев, который поётся без слов. Дети поют песню, стараясь передать лёгкость и подвижность невесомых солнечных зайчиков.

 

8.                Задание на развитие навыков выразительного произнесения текста: стихотворение «Дождь».

Знаете, ребята, в стихах мы тоже можем услышать определённую музыку – и динамические оттенки,  и настроение, грусть, радость, или страх. Послушайте стихотворение поэта А.Фройденберга «Великан»:

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил, И мышь — живую! — проглотил.
Бедняга прибежал к врачу: «Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки!? Она пищит в моем желудке!»

Был врач умнейший человек, Он строго глянул из-под век:
«Откройте рот, скажите: «А-а-а!»  Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы стоите? Идите кошку проглотите!»

А теперь я хочу, чтобы вы превратились в артистов и тоже постарались передать настроение и динамические оттенки в стихах. Я вам приготовила задание – стихотворение «Дождь». Для удобства я отметила в начале каждой строчки, с какими динамическими оттенками можно прочитать слова. Давайте попробуем! Вместе с детьми читаем стихотворение «Дождь»:

p –   Была тишина, тишина, тишина.
f –    Вдруг грохотом грома сменилась она!
p –   И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
mp – Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
mf –  Наверно, сейчас барабанить он станет.
f –    Уже барабанит! Уже барабанит!

9.     Упражнение на развитие эмоциональности и артистизма.

А давайте сейчас попробуем изобразить и передать эмоции с помощью мимики и жестов. Вот, например, как вы можете изобразить человека, который сильно рассердился? А как изобразить радость?

Я вам буду предлагать разные варианты, а вы, как настоящие артисты, должны изобразить настроение, характер, эмоции так, как вы это себе представляете. Итак, представьте себе и покажите, как:

• Вы кушаете очень вкусное пирожное…. Но прилетела пчёлка, летает перед носом и мешает вам наслаждаться вкусным лакомством…

• А сейчас, дети, к вам на улице вдруг подошёл Дед Мороз и сказал, что Новый год отменяется… и  больше подарков никто не получит… вы сильно огорчаетесь…

• А потом к вам подошла Снегурочка и сказала, что Дед Мороз пошутил… и вы вздохнули с облегчением… и вы очень-очень радуетесь…

Молодцы, ребята!

 

10.                А сейчас придётся потрудиться не только нашим ребятам, но и нашим гостям! Мы специально не будем говорить, о чем наша следующая песенка! Пусть наши гости отгадают песню-загадку, а мы постараемся спеть так, чтобы и слова, исполненные четко и внятно, и наша эмоциональность передали смысл песни понятно для всех.

И.Кошмина. «Песня-загадка».

Дети исполняют песню для зрителей, слушают ответ-отгадку. Затем анализируем, что в песне получилось, а что не очень, над чем ещё предстоит поработать.

 

11.                «В тихой заводи живет. Ходит задом наперёд.

И на дне, среди коряг, всё мечтает свистнуть ……» (рак)

Д.Львов-Компанеец. «Рак-отшельник».

Перед исполнением этой песенки вместе с ребятами «рисуем» картинку-сюжет про хитрого рака и гордую лягушку. Затем исполняем песню как можно артистичнее. Позволяю детям пофантазировать, и исполнить так, как они сами чувствуют.

 

 

12.                       Подведение итогов урока.

Вот мы сегодня с вами выяснили, что есть много способов, чтобы передать чувства и настроения человека – мимика, жесты, интонация, художественные краски, музыкальные звуки, громкость, темп музыки и много-много других выразительных средств. И в завершении мы поднимем себе настроение веселой песенкой: пока мы собираемся, послушаем в исполнении детской музыкальной группы «Барбарики» – песню «Дружба».

Методическое сообщение

на тему открытого урока по предмету «Хоровое пение»

преподавателя Потехиной Л.В.

«Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности детей

в ансамблево-хоровое пение»

 

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика – вот стер­жень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.

Пение – это фор­ма общения учеников с искусством, где разнообразные пути вокально-хорового музицирования позволяют постепенно овладеть громадным методическим богатством, которое хранится в этом виде музыкального искусства.

В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой  деятельности.

Среди разнообразных творческих заданий в пении можно назвать следующие:

·         выразительное произнесение текста, приближающееся к музыкальному интонированию;

·         поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению, и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем;

·         сочинение подголосков, окружение разучиваемой песни сходными, родственными интонациями и т.п.

Осво­ение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная тренировка которых дает новое качество – развития их как творческой культурной и духовной личности.

Большое внимание учитель должен обращать и на формы пластического интонирования, – как одну из возможностей «про­живания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содер­жания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоци­ональное состояние.

Способность учителя найти такие обобщающие движения ре­шает очень многое, ибо эти движения могут насто­лько воодушевить детей эмоциями, что отпадает необходимость в про­должительных беседах по поводу характера музыки.

Все этапы вокально-хорового процесса (распевание, разучивание и исполнение вокально-хоровой музыки) – игра, организованная посредством музыки, пения и пластики. Она интересна всем детям, но особо незаменима в младшем школьном возрасте. Учитель создает такую атмосферу в классе, при которой дети сами заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, они хотят участвовать в этом музыкальном театре. При этом на уроке достигается высокая активность детей, их полная включенность в музыкально-исполнительский процесс. И чисто техническая работа проходит увлекательно и вдохновенно. С особым интересом и старанием дети выполняют «программные» упражнения на совершенствование дикционных, слуховых навыков, навыков коллективного исполнения, выработку певческого дыхания.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

Восприятие музыки основано на активном пробуждении в слушателе его эмоций, мыслей, миропонимания. Музыка будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир слушателя входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Только в этом случае можно говорить о подлинно творческом музыкальном восприятии, при котором музыкальные образы воспринимаются в художественном единстве содержания, формы и средств выражения; только такое восприятие приближает человека к постижению духовной сущности музыки, к проникновению в музыкальное произведение как живую музыкальную речь.

Поэтому среди многообразных задач музыкального образования одной из ведущих, на наш взгляд, должна стать задача формирования у учащихся способности к пониманию художественного образа. Именно художественный образ является проводником содержательности музыкального искусства, обладая гармоничностью, взаимосвязанностью всех своих элементов, эстетической направленностью.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:

1.      Здоровье – в процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

2.      Интеллектуальное развитие – благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

3.      Самоактуализация – стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. При этом формируются отдаленные цели, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка под воздействием музыки, способствуют формированию, с одной стороны, потребности в творческом самовыражении, с другой – таких особых качеств личности как стремление к самопознанию и саморазвитию.   При этом необходимо учитывать возрастные особенности, поскольку каждый возраст имеет свои особые чувствования и желания, мысли и настроения, накладывает свой отпечаток на ощущения, восприятия, память, внимание и другие стороны психической деятельности человека.      Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития детей. Правильная организация этой деятельности, с одной стороны, содействует развитию у младших школьников эстетических чувств, с другой – оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.

Таким образом, обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Апраксина О.А.  Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.

2.      Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании. Волгоград,  2002.

3.      Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. М., 1984.

4.      Восприятие музыки. Под ред.  Максимова В.Н. – М., 1980.

5.      Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. – М., 1980.

6.      Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

7.      Ражников  В.Г. Резервы  музыкальной  педагогики. – М., 1980.