«Изучать ребенка – значит прежде всего его наблюдать»


Буренина Елена Аркадьевна, Лесная Галина Евгеньевна

преподаватели КГКП ШИ 3 Караганда

Изучение ребенка требует определенной целенаправленности в деятельности педагога. Он должен ясно представлять себе, что он хочет узнать. Какая сторона личности ученика его интересует. Это может быть задача поставленная достаточно широко, например, изучить взаимоотношения учеников своего класса или особенности каждого ученика. Задача может быть и более узкой, например вскрыть причину устойчивых трудностей некоторых учащихся в усвоении какого-либо предмета. Многие из наших детей хорошо занимающиеся по специальности, с трудом осваивают предмет сольфеджио. Отчего это происходит?

Соответственно поставленной задаче учитель выбирает метод сбора фактов. .Наиболее доступным учителю и широким по своим  возможностям является метод наблюдения.

возможностям является метод наблюдения.

Наблюдение – строго направленный процесс планомерного и систематического восприятия. Чтобы наблюдение могло служить методом научного исследования, оно должно отвечать следующим условиям:

1.Педагог должен ясно представить себе, что он ищет. что хочет узнать, то есть, должна быть ясно поставлена задача наблюдения. Только тогда наблюдение будет не простым «пяленьем глаз», а строго целенаправленным поисковым восприятием учителем детского поведения (способов работы детей, взаимоотношения между ними и т.д.).

2.Содержанием наблюдения должны быть факты детского поведения, то есть те объективно возникающие в жизни явления, которые служат «сырым материалом» для решения поставленной задачи. Поэтому наблюдение должно иметь избирательный характер. Учитель, интересующийся взаимоотношениями детей в классе тщательно подбирает факты, характеризующие именно взаимоотношения ребят изучаемой группы. Дети иногда стесняются петь на уроке сольфеджио, особенно мальчики, из за этого падают результаты ответов, возникает зажатость.

3.Фактом называется то, что действительно было ( или  есть) в действительности, а не то, что учитель думает о ребенке, или не те оценки, которыми он порой довольно уверенно пользуется, говоря о том или другом ученике. Например, ученик плохо выступил на Академическом концерте. Мы считаем, что он плохо подготовлен. На самом деле виноват элементарный страх сцены, отсюда эта неуверенность.

Педагогические факты – это прежде всего действия учеников, то, что они делают, их работы, их поступки. Фактором является и то, что дети говорят, их рассуждения, оценки, споры. Конечно, для характеристики того или иного ученика  огромное значение имеет и то, как они действуют, не только то, что они говорят, но и как, какие чувства, какие отношения они проявляют к своему делу, к людям, к порученному заданию, к конечному результату.

К сожалению, в составляемых учителями характеристиках на учеников обычно лишь отмечаются отдельные качества детей ( трудолюбивый, способный и т.д.) ,но если нет подкрепляющих эти оценки фактов, то эти оценки остаются совершенно голословными, так как они субъективны и лишены фактической достоверности.

4.Наблюдать надо в течении какого то длительного  ,времени. Только те проявления, которые повторяются, ,пусть в разных формах, ситуациях ,с разной силой, можно считать характерными для ученика .Очень важно наблюдать его в разных обстоятельствах , в общении с друзьями, в деятельности, в разном человеческом окружении.

5.Необходимо очень точно, полно и совершенно объективно, то есть беспристрастно, фиксировать наблюдаемые факты. Только так педагог может составить правдивый портрет ученика.

6.В наблюдении за поведением ученика педагог должен особенно интересоваться теми сдвигами, теми изменениями, которые происходят у ребенка. Поэтому и в своих оценках, и в своих требованиях к детям особенно важно следить за тем, что нарастает, усиливается, крепнет, а что снижается, падает, ослабевает. И оценка полученная к концу учебного года имеет совершенно разный вес в зависимости от того, как поднялся или опустился ученик.

Фиксируя факты поведения ребенка, учитель пытается их понять, осмыслить, раскрыть. Он ведет анализ каждого случая, сопоставляет с другими аналогичными фактами и только потом делает выводы. Конечно, чем полнее учитель знает жизнь каждого ученика, его семью, чем больше знаком с биографией ребенка, с испытываемыми им трудностями или успехами, тем более вероятность вскрытия причин устойчивых проявлений ученика, которые он хочет понять.

Учитель может использовать для изучения детей и простые методы: беседы, опросы, классные часы, концерты, если хочет получить представление об интересах детей. Полезно проводить в классе фортепиано открытые технические зачеты с привлечением большого числа учащихся, чтобы они оценили способности других ребят, указали им на их ошибки или успехи.

Там где предметом изучения являются какие то оценочные суждения и оценки ученика имеют более или менее интимный характер, целесообразно провести анонимное анкетирование, особенно среди старших учеников чтобы не сомневаться в корректности педагога. Не выносить это на всеобщее обсуждение.

Изучая учащихся, учитель преследует одну основную цель- создать для учащихся наилучшие условия для его полноценной жизни в классе. Для этого основой его исследовательской деятельности как преподавателя и воспитателя должна быть установка на то, чтобы все его ученики жили радостно, интересно, чтобы обучение музыке стало для них серьезным трудом. Усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы длительным и разносторонним изучением каждого ученика на основе тщательно подбираемых фактов, их глубокого научно обоснованного психолого – педагогического анализа обеспечить наилучшие возможности дальнейшего разностороннего развития ребенка.

 

Список используемой литературы:

1.Н.Ветлучина «Методы воспитания ребенка» 1991г.

2.М.Теплов «Психология музыкальных способностей» 1985 г.