П.И.Чайковский «Детский альбом»


Еременко Галина Алексеевна
преподаватель ГККП Детская музыкальная школа №2

         …Зимнее морозное утро. Ребенок только что проснулся, и обрывки сновидений еще стоят перед глазами. Пора вставать, ведь впереди целый день – радостный день игр и забав. Пожалуй, начать лучше с игры в лошадки: безудержно скакать на палочке – воображаемом коне. А вот и мама, она очень добрая, но бывает и строгая, если нашалишь. Наскакавшись вдоволь верхом, можно заставить маршировать деревянных солдатиков, губами подражая призывным звукам военной трубы, или поиграть с любимой куклой. А стоит начать танцевать, как время пролетает особенно быстро: камаринская, вальс, мазурка, полька, сменяют друг друга. Но что может быть лучше песен – веселых и грустных, медленных и задорных! Итальянская и немецкая, русская и даже старинная французская – песенок на свете так много, что едва успеваешь пропеть, как наступает вечер. Пора спать. Няня расскажет сказку про бабу-ягу и про добрых волшебников, незаметно подкрадется сон. И на фоне доносящихся откуда-то издалека звуков хора послышится голос жаворонка или звуки шарманки…

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. На протяжении многих лет композитор жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине в селе Каменка. Там Петр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно.

В Каменке действительно было хорошо, и работать и отдыхать. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, – часто говорил композитор, – составляют лучшее украшение жизни». И чего только он ни придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный «тапер» – «дядя Петя».

Любил Петр Ильич слушать, ка ребята – их было семеро – занимаются музыкой. О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк – почитательнице и другу композитора: «…Мои племянники и племянницы такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще это маленький поэт… Это мой любимец. Как не восхитителен его младший брат, но Володя все-таки занимает самый тепленький участок моего сердца». Пройдет пятнадцать лет, и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную шестую симфонию – свое последнее произведение.

Сочиняя «Детский альбом», композитор заботился не только о музицировании в семье Давыдовых. Он осуществлял свой давний замысел – «содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. Я хочу, – писал он Н.Ф.фон Мекк,- сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана (имеется в виду «Альбом для юношества» немецкого композитора).

«Детский альбом» был написан Чайковским летом 1878 года. В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр, – вся жизнь ребенка: его мысли, чувства, настроения, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также – картины русской жизни, русской природы, «песенки- путешествия». Особое место в «Альбоме» занимают лирические пьесы.

Перелистывая страницы «Детского альбома», можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Первая страница альбома – «Утреннее размышление». Молитвой всегда начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. Музыка этой пьесы, исполненная светлого и серьезного настроения, как бы предупреждает нас, что рассказ о детях будет идти в серьезном тоне.

Музыка пьески «Мама» – певучая, красивая; ласковые интонации мелодии будто успокаивают, объясняют что-то. Наверно, такой была мать самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил ее чудные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, проникающий в душу. По красоте, мелодичности эта музыка близка пьесе «Сладкая греза». Только в последней, больше порыва и взволнованности.

1.     «Сладкая греза».

А вот и няня. Она, конечно, рассказывает сказки. В «Няниной сказке» – необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке. И уж совсем страшно становится от второй сказки: «Баба-Яга» стремительно мчится за кем-то в погоню. И, кажется, видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, пестом погоняет, помелом след заметает…

2.     «Баба – Яга».

Среди пьесок «Детского альбома» мы встречаем зарисовки русской природы. «Зимнее утро», о котором рассказывает композитор, наверное было хмурым и неприветливым. Музыка эта, ее короткие мотивы, беспокойные интонации вызывают настроение тоскливое, нерадостное. Зато как пленительно светла и прозрачна картинка весенней пробуждающейся природы! Пора весны – любимая пора и композитора: «Ждем не дождемся, – писал он, – когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошною силой!»

«Люблю русскую природу больше всякой другой», – говорил Чайковский и всегда как-то особенно поэтично рассказывал о ней. «Песня жаворонка» с ее нежными трелями, с чистым узором ее  неповторимо – прекрасной мелодии – одна из лучших зарисовок пробуждающейся природы.

3.     «Песня жаворонка».

Удивительно хороши в «Детском альбоме» так же картинки русского быта. Они оживают в четырех пьесах. «Русская песня» по строена на теме народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Мелодия состоит из коротких мотивов. Они так плавно переходят один в другой, так непрерывно льются, словно девичий хоровод, движущийся все время по кругу.

Буд-то нехотя, неторопливо, с ленцой разводит кто-то меха гармоники – пьеса «Мужик на гармонике играет». И созвучия, которые сопровождают мелодию, так похожи на настоящие гармошечные переборы.

4.     «Мужик на гармонике играет».

А вот другая зарисовка с натуры – веселая плясовая «Камаринская».

5.     «Камаринская».

Некоторые события или персонажи пьесок «Детского альбома» ушли в далекое прошлое и незнакомы современным ребята. Вас окружают другие звуки, другие образы: вы не услышите теперь ни скрипучих звуков шарманки и голоса уличного шарманщика, ни старинных церковных песнопений.

В письме из Браклова, где композитор завершал работу над «Детским альбомом», П.Чайковский рассказывает, какое впечатление произвел на него  древний монастырь и стройное, строгое пение певчих на хорах под управлением старушки-регентши. Так родился у композитора замысел суровой печальной пьесы «Хорал» («В церкви»). Этой пьесой заканчивается «Детский альбом». Ее звучание, как и в «Утреннем размышлении», напоминает пение церковного хора. Молитвой ребенок не только встречал, но и провожал каждый прожитый день, вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать.

Но большинство пьес и в наше время доступно и понятно детям, потому что в них простым и ясным языком рассказывается о том, что и сейчас близко каждому маленькому человеку. В них – пестрый мир любимых занятий детворы: игр, танцев, развлечений.

Словно догоняют друг друга острые, стремительные мотивы в пьесе «Игра в лошадки». Отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско («Марш деревянных солдатиков»). Это – игра мальчиков.

А девочки, конечно, как всегда играют в куклы. В «Детском альбоме» есть рассказ о кукле. Грустная музыка повествует о болезни куклы. Эта пьеска так и называется «Болезнь куклы». В ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох…ах…». И мы забываем, что это кукла, кажется, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.

6.     «Болезнь куклы».

«Похороны куклы» – совсем не по кукольному серьезный, настоящий траурный марш.

Зато, сколько искрящейся радости, восторга в пьесе о «Новой кукле» с ее взлетающей мелодией!

7.     «Новая кукла».

Беззаботно веселы танцевальные пьески: грациозный «Вальс», кокетливые «Мазурка» и «Полька» – любимые танцы молодежи того времени. Уж, наверное, не раз в Каменке, во время именин или просто вечерами, «дядя Петя» играл эту музыку, а племянники с удовольствием танцевали.

8.     «Мазурка».

И может быть, здесь впервые прозвучали мелодии других стран, привезенные Петром Ильичем издалека. Задумчивая «Старинная французская песенка»; озорная, с подпрыгивающей мелодией «Немецкая песенка», похожая на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер, и песни, которые композитор написал в Италии.

9.     «Старинная французская песенка».

10.                       «Немецкая песенка».

Чайковский рассказывал, как во Флоренции на улице он услышал однажды пение под гитару десятилетнего мальчика, окруженного толпой народа. «Он пел чудесным грустным голосом, с такою законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются… Как жаль мне этого ребенка! Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя, и всякие родственники. Теперь, по случаю карнавала, он поет с утра до вечера, и будет петь до тех пор, пока голос не пропадет безвозвратно».

Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».

11.                        «Итальянская песенка».

Есть в «Альбоме» еще две мелодии, записанные в Италии, – «Неаполитанская песенка» и «Шарманщик поет». В письме Петра Ильича из Венеции были такие строки: «По вечерам к нашей гостинице подходит иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится». Мелодия, записанная от итальянской девочки, стала пьеской «Шарманщик поет».

12.                       « Неаполитанская песенка».

13.                        «Шарманщик поет».

Жалко закрывать последнюю страницу «Детского альбома», жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора – великого и в крупных сочинениях, и в маленьких пьесах. И с радостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют эти пьесы и делают жизнь музыки Чайковского вечной.

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор ДМШ №2

Далбаев М.С______________

 

 

Программа концерта к 175-летию П.И.Чайковского

«Детский альбом».

 

1.     «Сладкая греза» – исп. Кристина Фисенко. (преп. Котляревская Н.Л.)

2.     «Баба – Яга» – исп. Лейла Габдуллина.       (преп. Громова Л.И.)

3.     «Песня жаворонка» – исп. Дарига Истаева. (преп. Котляревская Н.Л.)

4.     «Мужик на гармонике играет» – исп. Сабина Дуйсалиева.

(преп. Проказова М.А.)

5.     «Камаринская» – исп. Айлана Шаденова и М.А.Проказова.

6.     «Болезнь куклы» – исп. Виктория Казина.     (преп. Юдина О.Ю.)

7.     «Новая кукла» – исп. Камила Хамидулина и Н.В.Аничкина.

8.     «Мазурка» – исп. Ника Безручко и И.А.Рязанцева.

9.     «Старинная французская песенка» – исп. Диляра Муратова.

(преп. Данилова С.А.)

10.                       «Немецкая песенка» – исп. Магжан Кулекеш.(преп. Котляревская Н.Л.)

11.                       «Итальянская песенка»-исп.Дильназ Муканова.(преп.Прокофьева Н.А.)

12.                       «Неаполитанская песенка» – исп. Анастасия Потиченко.

(преп. Проказова М.А.)

13.                       «Шарманщик поет»-исп. Аружан Талдыбаева.(преп.Котляревская Н.Л.)

 

 

 

 

 

Организатор и ведущая: Еременко Г.А.