«Разноцветные краски симфонического оркестра. История создания арфы»
Спай Лилия Викторовна
учитель музыки Северо-Казахстанская область, Район Магжана Жумабаева, КГУ «Карагугинская средняя школа»
Цель: продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра,
Закрепить вокально-хоровые навыки.
Задачи:
· Образовательная:
o совершенствование музыкального образования учащихся, приобретение навыков анализа музыкальных произведений.
· Развивающая:
o развитие вокально-хоровых навыков через песенный материал урока.
· Воспитательная:
o развитие художественного вкуса, воспитание эмоционального восприятия содержания музыкального произведения,.
· ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку
· Форма работы: групповая, индивидуальная
· Музыкальные инструменты: фортепиано
Музыкальный материал: , видео И. Штраус, вальс «Пальмы мира », исп. Венский филармонический оркестр, дир. Даниэль Баренбойм, 2014г., Клод Дебюсси «Лунный свет» С. Канга, арфа, совместно с национальным симфоническим оркестром , Г. Берлиоз, вальс из фантастической симфонии( фрагмент), Звук в формате МП3 – греческая античная музыка, кельтская арфа
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Добрый день, ребята! Я приветствую вас на нашем уроке, давайте поприветствуем друг друга распевкой «1,2,3, я и ты»
2.Этапы вокально-хоровой работы
* Учитель исполняет песню на слова и музыку Михаила Яснова «ПЕСЕНКА ПРО ОРКЕСТР» (Могут инструменты эти рассказать про всё на свете. Подождите – и окрест зазвучит…)
*Вокально-хоровая работа
3. Активизация ранее полученных знаний
– Как называется большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки ( симфонический оркестр)
– Кто управляет симфоническим оркестром? ( дирижер)
– Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения ( партитура)
( видеофрагмент: И. Штраус, вальс «Пальмы мира », исп. Венский филармонический оркестр, дир. Даниэль Баренбойм, 2014) – Ребята, как вы думаете, как называется инструмент, который вы слышите и видите ? (варианты ответов). Сегодня мы узнаем историю этого необычного инструмента.
4. Углубление в тему
Считается, что прародителем арфы был лук с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы
-Посмотрите на карту-это древняя страна Месопотамия, город Ур, именно там в1929 году археологи нашли древнейшую арфу при раскопках этого шумерского города – она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. В древнем Египте жрецы использовали арфу в своих ритуалах
Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке.
– Если представить себе, что арфа умеет говорить, то какой бы вопрос вы бы ей задали? Вот интересный вопрос :« Есть ли у вас, похожие инструменты»? И, наверняка бы, она ответила: « – Вот, моя подруга. Древние греки ее звали «Лира». Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес.
Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, которое пас Аполлон, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. (Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!)
(Звук в формате МП3 – греческая античная музыка )
-А эту подругу зовут Кифара – возможно продолжила бы рассказывать Арфа.
Кифара – один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны.
-А еще у меня есть еще одна приятельница Лютня – возможно продолжала бы свой рассказ Арфа.
– У нее, как и у меня, звук извлекался с помощью плектра.
– Об арфе европейского типа можно найти упоминания в произведениях римских авторов, но самое древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы. Особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы – барды – пели под ее аккомпанемент свои саги.
(звук в формате МП3, кельтская арфа )
Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Так был сделан крупный шаг к расширению возможностей и первый на пути к усложнению механизма арфы.
В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар.
Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы. Он создает арфу, обладавшую несравненно большими выразительными возможностями и техническими ресурсами, более сильным и полным звуком, а главное – возможностью играть во всех тональностях мажора и минора. Новый инструмент, получивший название арфы двойного действия, оказался настолько удачным, что основа его конструкции сохраняется и в современных арфах.
(Клод Дебюсси «Лунный свет» С. Канга, арфа, совместно с национальным симфоническим оркестром)
— И последний вопрос Арфе: где вы сейчас работаете?
— В симфоническом оркестре, также люблю выступать на концертной эстраде сольно . Соглашаюсь, когда приглашают играть в ансамбле — если нужно кому-то аккомпанировать. . .
Арфа в оркестре занимает особое положение.
Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. (Г. Берлиоз, вальс из фантастической симфонии )Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах -флейте, скрипке, виолончели. Она может изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.
И хотя родилась она давно, но до сих пор остается всегда молодой и прекрасной.
5. Закрепление
Современные арфы
Древние арфы
Я предлагаю вам, ребята, разделиться на две группы. Одна группа будет искать различия в арфах, а другая – в сходствах этих инструментов. Диаграмма Венна
6. Рефлексия
Ребята, цель нашего урока была познакомиться с инструментом симфонического оркестра – арфой, её историей происхождения. Мы достигли нашей цели? (Да)
(Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в основе которого название интервала,)
7. Итог урока
Совместные выводы учителя и учащихся
Анализ работы учащихся
8. Домашнее задание
Выполнить постер «Инструмент Арфа»