«Разноцветные краски симфонического оркестра. История создания арфы»


Спай Лилия Викторовна

учитель музыки Северо-Казахстанская область, Район Магжана Жумабаева, КГУ «Карагугинская средняя школа»

Цель: продолжить знакомство с инструментами  симфонического оркестра,

Закрепить  вокально-хоровые навыки.

Задачи:

·         Образовательная:

o    совершенствование музыкального образования учащихся, приобретение навыков  анализа музыкальных произведений.

·         Развивающая:

o    развитие вокально-хоровых навыков через песенный материал урока.

·         Воспитательная:

o    развитие художественного вкуса, воспитание эмоционального восприятия содержания музыкального произведения,.

·         ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор,  презентация к уроку

·         Форма работы: групповая, индивидуальная

·         Музыкальные инструменты: фортепиано

 

Музыкальный материал: , видео И. Штраус, вальс «Пальмы мира », исп. Венский филармонический оркестр, дир. Даниэль Баренбойм, 2014г., Клод Дебюсси «Лунный свет» С. Канга, арфа, совместно с национальным симфоническим оркестром , Г. Берлиоз, вальс из фантастической симфонии( фрагмент), Звук в формате МП3 – греческая античная музыка, кельтская арфа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Добрый день, ребята! Я приветствую вас на нашем уроке, давайте поприветствуем друг друга распевкой «1,2,3, я и ты»

2.Этапы вокально-хоровой работы

* Учитель исполняет песню на слова и музыку Михаила Яснова «ПЕСЕНКА ПРО ОРКЕСТР» (Могут инструменты эти рассказать про всё на свете. Подождите – и окрест зазвучит…)

*Вокально-хоровая работа

3. Активизация ранее полученных знаний

– Как называется большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки ( симфонический оркестр)

– Кто управляет симфоническим оркестром? ( дирижер)

– Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения ( партитура)

( видеофрагмент:  И. Штраус, вальс «Пальмы мира », исп. Венский филармонический оркестр, дир. Даниэль Баренбойм, 2014) – Ребята, как вы думаете, как называется  инструмент, который вы слышите и видите ? (варианты ответов). Сегодня мы узнаем историю этого необычного инструмента.

4. Углубление в тему

Считается, что прародителем арфы был лук с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы

-Посмотрите на карту-это древняя страна Месопотамия, город Ур, именно там в1929 году археологи нашли древнейшую арфу  при раскопках этого шумерского города – она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. В древнем Египте жрецы использовали арфу в своих ритуалах

Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке.

– Если представить себе, что арфа умеет говорить, то какой бы вопрос вы бы ей задали?  Вот интересный вопрос :« Есть ли у вас, похожие инструменты»? И, наверняка бы, она ответила: « – Вот, моя подруга. Древние греки ее звали «Лира». Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес.

Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, которое пас Аполлон, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. (Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!)

(Звук в формате МП3 – греческая античная музыка )

-А эту  подругу зовут  Кифара – возможно продолжила бы рассказывать Арфа.

Кифара – один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны.

-А еще у меня есть еще одна приятельница  Лютня – возможно продолжала бы свой рассказ Арфа.

– У нее, как и у меня, звук извлекался с помощью плектра.

 

– Об арфе европейского типа можно найти упоминания в произведениях римских авторов, но самое древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы. Особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы – барды – пели под ее аккомпанемент свои саги.

(звук в формате МП3, кельтская арфа )

Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Так был сделан крупный шаг к расширению возможностей и первый на пути к усложнению механизма арфы.

В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар.

 

Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы. Он создает арфу, обладавшую несравненно большими выразительными возможностями и техническими ресурсами, более сильным и полным звуком, а главное – возможностью играть во всех тональностях мажора и минора. Новый инструмент, получивший название арфы двойного действия, оказался настолько удачным, что основа его конструкции сохраняется и в современных арфах.

(Клод Дебюсси «Лунный свет» С. Канга, арфа, совместно с национальным симфоническим оркестром)

— И последний вопрос Арфе: где вы сейчас работаете?
— В симфоническом оркестре, также люблю выступать на концертной эстраде сольно . Соглашаюсь, когда приглашают играть в ансамбле — если нужно кому-то аккомпанировать. . .

Арфа в оркестре занимает особое положение.

 

Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. (Г. Берлиоз, вальс из фантастической симфонии )Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла  мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах -флейте, скрипке, виолончели. Она может  изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.

И хотя родилась она давно, но до сих пор остается всегда молодой и прекрасной.

5. Закрепление

Современные арфы
Древние арфы

Я предлагаю вам, ребята,  разделиться на две группы. Одна группа будет искать  различия в арфах, а другая – в сходствах этих инструментов. Диаграмма Венна

6. Рефлексия
Ребята, цель нашего урока была познакомиться с инструментом  симфонического оркестра – арфой, её историей происхождения. Мы достигли нашей цели? (Да)

(Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в основе которого название интервала,)

 

 

7. Итог урока

Совместные выводы учителя и учащихся

Анализ работы учащихся

8. Домашнее задание

Выполнить постер «Инструмент Арфа»