Как выбрать траекторию обучения математике
Автор: Острянина Ирина Витальевна
Должность: учитель математики
Организация: КГУ “Новоишимская средняя школа №2”
Публикация содержит материал о дифференциации и индивидуальном подходе в обучении математике. Предлагается тест на выявление математических способностей у учащихся при переходе в основную школу. Тест прост в проведении и анализе.
В зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся условно можно разделить на три группы: “сильные”, “средние” и “слабые”.
«Сильные» ученики имеют хорошее состояние знаний, достаточное умение работать самостоятельно; их отличает высокая активность при восприятии учебного материала, стремление приобрести знания и навыки, хорошая память. “Средние” ученики, по-моему, особая категория учащихся, т.к. у них есть вероятность подняться до уровня сильных и с такой же лёгкостью попасть в категорию слабых.
«Слабые» те, кто старается учиться, но не получается; те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя; и, наконец, те, у кого и способности крайне ограничены, и потребность в учебе окончательно пропала. Их характеризует существенная утрата знаний, умений и навыков или их отсутствие, пассивность на уроке при изучении нового материала, т.к. совершенно не готовы к полноценному участию, быстрая утомляемость, слабая память, невнимательность, отсутствие умений организовывать свою учебную, особенно, самостоятельную работу,
Психологическими основами индивидуализации обучения являются:
- уровень обученности и обучаемости;
- уровень общих умственных способностей;
- скорость усвоения;
- ндивидуальный стиль умственной деятельности;
- психофизические особенности учащихся
Поэтому немаловажным для учителя является выявление наличия математических способностей у учащихся на раннем этапе. Считаю, что лучше всего это сделать в 5 классе, когда дети имеют представление о всех направлениях своего обучения. Я использую несложный опросник с последующей дифференциацией способностей. Исходя из результатов, выстраиваю характер индивидуальной работы по сложности и объёму.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
«Способности школьника»
Опрошенным ученикам выдаются разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный и знак «-» – при отрицательном ответе. Содержание вопросов зачитывается учителем.
Содержание вопросов
Верно ли, что в детстве ты очень любил:
- Подолгу играть в подвижные игры?
- Придумывать игры и верховодить в них?
- Играть в шашки, шахматы?
- Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?
- Читать стихи или петь песни?
- Разговаривать с не знакомыми или задавать вопросы?
- Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?
- Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?
- Слушать или сочинять сказки или истории?
Нравиться ли тебе сейчас:
- Заниматься на уроках физкультуры или спортивной секции?
- Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?
- Помогать ребятам решать математические задачи?
- Читать об известных открытиях?
- Участвовать в художественной самодеятельности?
- Помогать другим людям разбираться в их проблемах?
- Читать или узнавать что-то новое об искусстве?
- Заниматься в изостудии, кружке?
- Писать сочинения на свободную тему?
Получаешь ли ты особое удовольствие:
- От участия борьбы в спортивных соревнованиях?
- От своего умения расстраивать людей, распределить работу?
- От решения трудных математических задач?
- От исправления бытовых электро – или радиоприборов?
- От игры на сцене?
- От общения с людьми?
- От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?
- От посещения художественной выставки?
- От пересказа какого – либо события, прочитанного или увиденного?
Часто ли тебя тянет:
- К длительным физическим упражнениям?
- К делам в группе требующим твоей инициативы или настойчивости?
- К разгадыванию математических шарад?
- К изготовлению каких-нибудь изделий?
- Участвовать в постановке театра?
- Помочь людям, посочувствовать им?
- Поиграть на музыкальном инструменте?
- Порисовать красками или карандашами?
- Писать или сочинять или просто вести дневник?
Любишь ли ты долгое время:
- Заниматься спортом или физическим трудом?
- Энергично работать вместе с другими?
- Заниматься черчением или шахматной комбинацией?
- Копаться в механизмах, приборах?
- Заботиться о младших, слабых или больных людях?
- Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?
- Исполнять музыкальные пьесы?
- Рисовать, лепить, фантазировать при этом?
- Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?
Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:
І – физическое (спортивное) (1, 10, 19, 28, 37)
ІІ – организаторские (2, 11, 20, 29, 38)
ІІІ – математические (3, 12, 21, 30, 39)
ІV – конструкторско – технические (4, 13, 22, 31, 40)
V – эмоционально – изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41)
VІ – коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42)
VІІ – музыкальные (7, 16, 25, 34, 43)
VІІІ – художественно – изобразительные (8, 17, 26, 35, 44)
ІХ – филологические (9, 18, 27, 36, 45)
При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.
Как показала практика, действительно эти знания о склонностях детей позволяют учителю выстроить стиль сотрудничества в процессе обучения.
Известно, что каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности и, как правило, в процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.
Метки: Метка1