Орыс тілі бөлімі бойынша ұйымдастырылған оқу қызметі «Волшебное путешествие по Казахстану»


Муканова Сулушаш Саттыбековна
Қарағанды қаласы «Балапан» бөбекжайы КМҚК орыс тілі мұғалімі

Білім беру саласы/Образовательная область:«Коммуникация»

Бөлімдері/Разделы: Русский язык

Тақырыбы/Тема: «Волшебное путешествие по Казахстану»

Мақсаты/Цель:Формирование казахстанского патриотизма и чувства гордости за свою страну, укрепление единства народов проживающих в нашей стране.

Бағдарламалық міндеттер/Программные задачи:

Білімділік/ Образовательные:Называть на русском языке столицу Казахстана-Астана, Президента страны-Нурсултан Абишевич Назарбаев, города Казахстана.Дать детям предствавление о Казахстане, как многонациональном государстве, познакомить с картой Казахстана.Обобщить элементарные представления об особенностях городов Астана, Алматы, Караганда. Учить подбирать детей города Казахстана на русском языке с заданным звуком [а], [к]. Учить правильно ставить ударение в словах при произношении.      В игре «Один-много» учить использовать в речи имена существительные единственного и множественного числа. Формировать духовно-нравственные ценности при чтении стихотворений. Упражнять в умении составлять словосочетания (существительное и прилагательное). Обогащать и активизировать словарь по теме (природа нашей страны, богатства недр земли).

Дамытушылық/ Развивающие:Закреплять и расширять знания, представления детей о нашей Родине, о государственных символах Республики Казахстан, о ценности и красоте родной земли. Развивать познавательную активность, интерес и желание больше узнать о родной стране.Стимулировать проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая  использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Развивать творческие способности детей. Развивать слуховое и зрительное внимание,  целостное восприятие.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитание у дошкольников гражданственности и патриотизма, уважения к Президенту своей страны и символам Республики Казахстан, чувства гордости за свою страну.

Қостілділік компонент/Билингвальный компонент: Отан-Родина, ел-страна, Елтаңба-Герб, Гимн-Гимн, ормандар-леса, дала-степи, шөл-пустыни, өзендер-реки, теңіз-море, көлдер-өзера, таулар-горы, табиғат-природа, қызғалдақ-тюльпаны, бұлттар-облака, аспан-небо, ағаштын басы-крона дерева, бидай-пшеница, көмір-уголь, кен-руда, мұнай-нефть.

Көрнекіліктер/Материал: Карта Казахстана, карта с национальностями и богатствами недр Казахстана, эмблемы для каждой команды и на каждого ребенка («Верблюжонок», «Тулпарчик», «Барсенок»), задания на каждую команду, қоржын (Флаг Казахстана, значок с изображением Государственного Герба Казахстана, текст гимна), указка, магнитная доска,   диск с песней «Цвети, мой Казахстан», диск «Кюй», картинки «Города Казахстана».

Оқу қызметінің кезеңдері
Мұғалімнің  оқу қызметі

Мотивациялық-қозғаушылық
Вход детей под музыку «Родина моя»

Круг радости «Позитивный настрой»

-Балалар! Посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся (дети проговаривают слова): Сәліметсізбе! Здравствуйте! Hellou!

-Какое счастье,что все мы граждане своей страны. Вы обратили внимание,что я сказала слово «граждане»? Гражданин – это очень важное и хорошее слово. Чтобы понять его, я предлагаю вам взяться по кругу за голубую ленту, представим,что это границы нашей Родины. Поднимем ленту вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента снаружи. Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан.

Мы родились в Казахстане, значит мы граждане своей страны!

Все хором: Мы дети своей родной страны

Живем мы в Казахстане, и этим мы горды!

Мотивация:

-Балалар, я предлагаю вам отправиться в «Волшебное путешествие по Казахстану» с остановками на необычных станциях, и совсем не обязательно покупать билет на поезд или самолет. Вам достаточно правильно выполнить задания. В пути можно узнать много интересного, встретить верных друзей.

-Как вы думаете, кто поможет нампройти этот путь? Об этом вы узнаете  из одной удивительной истории: На зеленой полянке возле синей реки жил-был Белый Верблюжонок. Он был белым, как облако, как молоко, которым его каждое утро поила бабушка, Большая Белая Верблюдица. Как все верблюжата на свете он любил мечтать, н/р о том, как он однажды вместе с друзьями Тулпарчиком и Барсенком и с вамиотправится в путешествие по Казахстану.

-Ребята поможем нашим героям осуществить их мечту?  Именно ваши знания о нашей Республике помогут нашим друзьямвыполнить задания Большой Белой Верблюдицы. В конце путешествия нас будет ждать сюрприз!

-Балалар, садимся за столы по своим эмблемам, вас уже ждут наши друзья«Верблюжонок», «Тулпарчик» и «Барсенок» (на столах карточки с эмблемами).

И так в добрый путь!

Дети садятся по командам:

Команда «Верблюжонок»(Дарина, Мирас, Айзара, Нұрсултан, Ақтоты, Айлин, Амирбеков Дамир, Кәусар Сағындық).

Команда «Тулпарчик» (Кәусар Сағдатова, Жақсыгелді, Сымбат, Еларыс, Марал, Тілеу, Айша, Мейірбек, Талғат Нұрислам)

Команда «Барсенок» (Қарлығаш, Сансызбай Дамир, Жансая, Елеу Нұрислам, Нұртөре, Нұрзат, Заңгар).
Ұйымдастыру –іздестіру
Наше «Волшебное путешествие по Казахстану» начинается!

Первая остановка «Отвечай-ка»

Нас ждет викторина «Мой Казахстан».

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь

Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!

-Ребята, смотрите как весело подпрыгивает мяч, он рад встрече с вами!

Вопросы к команде «Верблюжонок»:

1. Государственные символы Казахстана (Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн).

2. Город в котором ты живешь называется? (Караганда).

3. Национальное жилище казахов (юрта).

3. Денежная единица в Казахстане это? (тенге)

4. Столица нашей республики (Астана).

5. Национальный головной убор девочек (Сәукеле).

6. Страна в которой мы живем называется (Казахстан).

7. Космодром в Казахстане называется (Байконур).

Вопросы к команде «Тулпарчик»:

1. Президент Республики Казахстан (Нурсултан Абишевич Назарбаев).

2. Главная песня страны (Гимн Республики Казахстан).

3. Символ города Алматы (яблоки).

4. Первый космонафт Республики Казахстан (Тохтар Аубакиров).

5. Столица нашей Республики (Астана)

6. Главное блюдо праздника Наурыз мейрамы это (наурыз көже).

7. Караганду называют городом («Солнечного камня»).

Вопросы к команде «Барсенок»:

1. Какой национальный праздник отмечают весной в Казахстане (Наурыз мейрамы).

2. Народный музыкальный инструмент казахов (домбра).

4. Как называется наша Родина? (Казахстан)

 

5. Главный город нашей страны это (Астана).

6. Национальный головной убор мальчиков (тақия).

7. Символ Астаны это (Байтерек)

-Наше «Волшебное путешествие по Казахстану» продолжается.

Вторая остановка «Узнавай-ка»

Задание команде «Верблюжонок»: Символика РК

– Ребята, бабушка Верблюдица дала в дорогу Верблюжонку вот этот қоржын. Посмотрим, что в нем лежит? (Флаг Казахстана, Герб Казахстана, Гимн Казахстана). Для чего нужна символика в путешествии?

Герб и Флаг –главные государственные символы Республики Казахстан. Если мы поедим в другую страну, по Гербу и Флагу сразу узнают, что мы из Казахстана

Флаг Казахстана:

-Объясните, почему цвет флага нашей страны голубой, а не зеленый или желтый. Ведь Казахстан –это страна зеленых степей и желтых пустынь?

-Я знаю правильный ответ! Синий цвет-это цвет воды! Без воды нет жизни на земле. Если исчезнет вода, все зеленые степи превратятся в пустыни.

А еще это цвет неба. Небо – оно как крыша дома, под которой мы все живем как одна семья. Оно одно на всех.

-Что означает солнце?

Солнце – дает жизнь и тепло всему на земле. Лучики солнца похожи на зерна пшеницы. Ведь главное богатство Казахстана – это хлеб.

– Что за орнамент на Флаге? По казахскому орнаменту «қошқар мүіз» можно сразу догадаться, что это Флаг Казахстана!

-Почему на Флаге изображен беркут?

Беркут на флаге –это одна из самых больших птиц на свете. Это самая сильная, мужественная, выносливая и мудрая птица. Беркут летает высоко и видит дальше всех.

Герб Казахстана:

Конь в степи –это первый помощник и друг человека.

Шанырақ-это наш дом. В нашем большом доме живут дружно люди разных национальностей.

-Наше «Волшебное путешествие по Казахстану» продолжается

Третья остановка «Поиграй-ка»- Физминутка «Хорошо»

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть казахстанцем?

Хорошо!(выставляют большие пальцы).

-Балалар, отдохнули тогда в путь!

И опять нас ждет остановка «Узнавай-ка»

Задание команде «Тулпарчик» – Карта Казахстана

-Что же вам положила Бабушка Верблюдица? (В қоржыне –  песок в мешочке, ковш для воды и карта). Может помогут нам родители?

-Что означают эти предметы?   Ковш для воды-чтобы ваша душа была чистой как родник. А мешочек с песком, чтобы у вас в пути было столько друзей, сколько песчинок в мешочке. Рахмет вам!

-А это карта Казахстана, в путешествии карта обязательно нужна! (знакомство с картой). Посмотрите, какая большая у нас страна.

-Карта Казахстана похожа на большую корпешку. Вся ее территория разделена на разноцветные лоскутки. Ярко-синими нитками Белая Верблюдица вышила на карте реки. Желтыми нитками вышила пустыни.

Зелеными нитками вышила степи и леса.

Особенно выделяются Астана и Алматы.

-Почему выделяется на карте Астана? (показать на карте)

-Астана-столица нашей республики Казахстан. Что является символом Астаны? Байтерек. Молодцы, балалар!

-Почему выделяется на карте Алматы? (показать на карте)

-Алматы это самый большой город Казахстана.

-Чем славится город Алматы? Алматы славится яблоками. Как еще по другому называют этот город? Его называют «Город-сад».

А вот наша Караганда -город в котором мы живем (показать на карте). Чем славится наша малая Родина Караганда? Караганда-  славится углем, его называют «Город солнечного камня». Почему так называют Караганду? Потому что, уголь как солнце дает человеку тепло.

-Балалар, я предлагаю вам послушать внимательно отрывок песни «Цвети , мой Казахстан» Асылбека Енсепова (включить грамзапись). В этой песне поется о наших городах Казахстана. Я предлагаю игру«Назови города Казахстана».

На звук [а]- Астана, Алматы, Атырау, Актау, Актөбе.

На звук [к]- Караганда, Көкшетау, Костанай, Кызылорда.

Задание команде «Барсенок»:

Наша Республика – это большая страна разных народов.

«Посмотрите на карту и скажителюди каких национальностей проживают в нашей стране?

-В Казахстане живут люди разных национальностей, это қазақ-казахи, орыс-русские, корей-корейцы, белорус-белорусы, украин-украинцы, грузин-грузины, өзбек-узбеки, неміс-немцы (показать детей разных национальностей). Все они говорят на разных языках. А наш государственный язык – казахский.

Запомните: Главное богатство Казахстана- это дружба людей разных национальностей.

Бегежанова Айзара:

Мы дружной семьёй живём в Казахстане
Татары, башкиры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов!

-Чем богат наш Казахстан?

-Казахстан богат углем, нефтью, рудой, пшеницей.

Словарная работа: көмір-уголь, кен-руда, мұнай-нефть, бидай-пшеница.

Дети, так что такое Родина?

– Родина Казахстан -это мирное небо и снежные горы.

-Родина – это поля и  золотые просторы.

-Родина-это моя земля.

-Родина- это мой дом.

-Родина- это ветры и быстрые реки.

-Родина-это яркое солнце, широкие степи.

-Родина- это озера и горы.

-Родина –это Байтерек.

-Родина – это дружба всех народов.

-Родина – это мама и папа!

-Родина –это мой карагандинский двор.

-Молодцы, ребята со всеми заданиями Бабушки Верблюдицы справились.

-Наше «Волшебное путешествие по Казахстану» завершается.

Четвертая остановка «Составляй-ка»- (5 мин).

-Ребята, всегда гостям дарят подарки. Давайте нашим друзьям подарим картину в память о нашем волшебном путешествии по Казахстану.    Все элементы для картины мы  вырезали на прошлом занятии, нам осталось только собрать картину.

Самостоятельная деятельность детей –аппликация из фетра (звучит музыка).

Задание «Верблюжатам»- приложить головки тюльпанчиков к стебелькам.

Задание «Тулпарчикам»-приложить кроны деревьев к стволам.

Задание «Барсятам» – приложить облачко к небу.

Самостоятельная деятельность детей (включить мелодию А. Енсепова).

Дети берут элементы для аппликации: тюльпаны, деревья, облака (наклеивают на общую картину элементы аппликации).

-Так, что такое Казахстан? Побуждаю использовать в ответах: Казахстан- это красные и желтые тюльпаны. Казахстан-это леса. Казахстан-это юрты. Казахстан-это яркое солнце, голубое мирное небо. Казахстан-это быстрые реки.

Игра «Один-много».

Одно дерево-много деревьев.

Один тюльпан-много тюльпанов

Одно облако-много облаков.

Одна юрта-много юрт.

Одна гора-много гор.

Одна река-много рек.

-Как назовем нашу картину?

Варианты ответов:«Цвети, мой Казахстан!», «Мой Казахстан», «Моя Родина – Казахстан», «Волшебное путешествие по Казахстану», «Край в котором я живу».

-Молодцы, ребята, очень красивая картина получилась у нас для наших друзей.

-А что же ждет нас на этой странице. А вот и Белая Верблюдица (Дети дарят картину).

-Ребята она очень рада за вас, вы справились со всеми заданиями и помогли Верблюжонку, Тулпарчику и Барсенку осуществить их мечту. Давайте расскажем Белой Верблюдице стихи о нашей Родине.

Сакенова Дарина

Мой Казахстан

Мой Казахстан! Ты Родина моя!

Твоих степей бескрайние просторы

Душой и сердцем я люблю

Твои серебрянные горы

Мой Казахстан, живи и процветай!

Ты колыбель великого народа

Всю красоту и мудрость передай

И сохрани для будущего рода!

Егінбай Қарлығаш

Астана Казахстан

Здравствуй, Родина наша-дорогой Казахстан!

Расцветай и красуйся, наш степной великан!

Весь народ вдохновляя на большие дела,

Пусть сияет под солнцем на весь мир Астана!

Уали Нұрзат

Казахстан-Астана!

Казахстан рацветает, как природа весной!

Мир и солнце сияют над прекрасной страной!

И летят над планетой дорогие слова:

Астана Казахстан. Казахстан-Астана!

Орынбасаров Мирас

«Мой Казахстан»  Е. Мангушева

Казахстан-моя земля,

Дом гостеприимный!

Здесь родился, вырос я,

Край ты мой любимый!

Хоть всю землю обойди,

Города и страны,

Лучше края не найти – края Казахстана!

Дети хором:Казахстан любимый мой!

Буду я всегда с тобой

Здесь и мама и друзья, это Родина моя!

Похвалить детей за рассказанные стихотворения: «Молодец! Умница! Жарайсын!»
Рефлексивті-түзетушілік/

Рефлексивно – корригирую

щий
Учитель подводит итог-Рефлексия:

-Молодцы, ребята вот и подошло к концу наше «Волшебное путешествие по Казахстану». Вы помогли нашим друзьям выполнить задания Большой Белой Верблюдицы и осуществить их мечту. Если путешествие понравилось поднимите «Солнышко-күн», если были трудности  поднимите «Тучку-бұлт».

Спросить, что было трудным? Что понравилось?

– С нашими друзьми мы узнали много нового и интересного. Верблюжонок, Тулпарчик и Барсенок благодарны вам за увлекательное и познавательное путешествие, оно действительно было волшебным!

Белая Верблюдица приготовила для вас подарок.

-Давайте откроем эту волшебную коробку, здесь  книга «Менің Отаным»,  из этой книги вы узнаете еще больше о нашей Родине Казахстан, а для дальнейшего путешествия она дарит вам Карту Казахстана.

Давайте попрощаемся с нашими гостями «Сау болыныз!», «До свидания!