Урок русского языка в рамках подготовки учащихся к международному исследованию PISA по теме “Озеро, играющее в прятки”
Кударбекова Зульфия Туземовна.
СКО район имени Г.Мусрепова КГУ “Ставропольская средняя школа”.
Учитель русского языка и литературы.
Цель урока: сформировать читательскую компетенцию у учащихся; научиться анализировать текст с точки зрения развития функциональной грамотности.
Задачи урока:
1.формирование навыка расшифровки текста, раскрытия смысла, содержания;
2.развитие умения и навыка извлечение информации, интерпретировать, анализировать;
3.воспитание приобретения жизненного опыта из прочитанного, выявить проблему взаимосвязи человека и природы. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение новой темы
Вид урока: урок-практикум
Методы и приемы: активные формы работы
Ожидаемый результат:
– научатся обосновывать свою точку зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста; соотносить информацию текста с собственным опытом; находить в тексте заданную информацию;
-находить в тексте данные, иллюстрирующие определѐнную мысль;
использовать информацию из текста для подтверждения своей точки зрения;
-находить фактический материал – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?
Структура урока:
1.Оргмомент
2.Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3.Этап актуализации знаний.
4.Этап усвоения знаний.
5.Этап закрепления знаний
6.Рефлексия.
7.Итог урока. Д\З
Эпиграф:
Неужто завтра замрут моря?
Умолкнут птицы, застынут сосны?
Уже не сможет взойти заря,
И спросит небо: неужто поздно?..
Н. Добронравов
Ход урока
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята. Чтобы наш урок прошел интересно и продуктивно, мы должны разделиться на группы?
Создание коллаборативной среды:
Прием «Составь картину» (учащиеся выбирают картинки носорога, жирафа, баобаба, озеро, контур карты Африки). Получается картина: Африка, озеро, вокруг: баобаб, носорог, жираф.
(Вспомнить правила работы в группе: не перебивай, уважай мнение товарища, соблюдай регламент, сообща находи решение проблемы)
Учитель: Вопрос группам: О чем пойдет речь сегодня на уроке? (об Африке, животном и растительном мире…)
Учитель: чтобы конкретизировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу (чтение эпиграфа)
Как вы понимаете смысл эпиграфа? Какой проблемы мы коснемся на уроке? (темы экологии)
У.: Мировое сообщество озабочено проблемами высыхающих и умирающих внутренних водоёмов – морей и озёр. Существует проект ЮНЕСКО, посвящённый спасению трёх наиболее крупных исчезающих морей – озёр: Аральского, Мёртвого и Чад (в центре Африки). Высыхание этих водоёмов отнесено ООН к разряду экологических катастроф глобального масштаба. Тема нашего урока «Озеро, играющее в прятки»
Презентация по теме урока (в презентации рассказывается об озре Чад и демонстрируются картины животного и растительного мира )
Вступительное слово учителя:
У: В слайдах дана не вся информация, касающаяся озера. Я предлагаю вам поработать с текстом и извлечь дополнительную информацию
Основная часть. Информационно-операционный этап.
Работа с текстом «Чад – Озеро Центральной Африки»
Задание – проанализировать текст, ответить на вопросы к тексту.
Указания по выполнению задания
Используется стратегия «Я-ты-мы»
Этапы работы:
- Учащиеся самостоятельно обдумывают проблему или вопрос (5 минут).
- Учащиеся обмениваются идеями с партнером (2 минуты).
- Пара учащихся делится идеями с другой парой в группе (2 минуты).
- Учащиеся в группе обсуждают и готовятся к презентации своей позиции, выбирают выступающего (2 минуты).
Чад – Озеро Центральной Африки
Озеро находится в тектонической впадине. На протяжении миллионов лет низина заполнялась осадочными породами и водой. Климат менялся, становился жарче, и площадь водной поверхности постепенно сокращалась.
Чад остается единственным крупным водоемом Центральной Африки, несмотря на постоянное колебание (каждые двадцать-тридцать лет) уровня воды в озере. В силу этого озеро не имеет четких очертаний, то увеличиваясь до 26 тыс. км2 и превращаясь в двенадцатое по величине в мире, то сокращаясь до 1/10 от своего первоначального размера. Помимо естественных причин имеются и человеческие: жители берегов реки Шари — крупнейшей из питающих озеро рек — чрезмерно много отбирают речной воды на орошение, что уже привело к резкому сокращению площади озера. Кроме того, дно озера постоянно поднимается, так как на нем наслаивается ил, песок и озерная грязь.
Озеро Чад – место, где обитает множество видов животных. Из Европы и Западной Азии сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны. Особенно обилен животный мир Чада в летне-осенний период, когда саванны на юге и юго-востоке покрываются пышной растительностью, а над высокими травами видны зеленые кроны акаций и баобабов.
От существования озера Чад зависит жизнь 30 млн. человек, живущих на берегах и в окрестностях. Но и жизнь самого озера находится под угрозой. Статистика учета подъема и спада воды показывает, что в XX в. ее уровень никогда не достигал высот, отмечавшихся в прошедшие века. Если озеро Чад действительно исчезнет, то последствия будут ужасающими…
Вопросы и задания
1.О чем этот текст, выберите правильный ответ:
- Это текст об озере Чад
- Это текст об экологической катастрофе
- Это текст о животном мире Африки
- 2. Поставь значок v в нужную графу (верно/ неверно/ нет информации в тексте)
верно | не-верно | нет информации в тексте | ||
1 | Озеро находится в тектонической впадине | |||
2 | Озеро имеет четкие контуры | |||
3 | Дно озера постоянно поднимается | |||
4 | Река Шари питает озеро Чад | |||
5 | На берегу озера проживает 20 млн. человек | |||
6 | Температура воды в озере достигает +15 градусов по Цельсию | |||
7 | Сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны | |||
8 | Над высокими травами видны зеленые кроны финиковых пальм.
|
- Продолжи предложения, используя информацию из текста, рисунки к тексту и знания, полученные на других уроках, или из других источников
- Дно озера постоянно поднимается, так как… ____________________________________________________________________________________________________________________
- Озеро Чад – место, где обитает множество видов животных:___________________________________________________________________________________________________________
- Определи вид подчинительной связи в словосочетаниях, если:
Согласование – это 1
Управление – это 2
Примыкание – это 3
в тектонической впадине | |
много отбирают | |
привело к сокращению | |
естественные причины |
- Допиши предложение.
Если озеро Чад действительно исчезнет, то последствия будут ужасающими: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли подобные экологические проблемы в Казахстане? Назови их._____________________________________________________________________________________________________________
- Напишите о том, чем вы можете помочь природе.____________________________________________________________________________________________________________________________________
Жеребьевка
1гр. Презентация работы
2гр. Задают вопросы выступающим
3гр. Отвечают на вопросы выступающих
4гр.Оценивают ответы (раскрытие темы, доступность, аргументированность, эмоциональность)
Проверка ответов по ключу (на слайдах)
Вопросы и задания
1.О чем этот текст, выберите правильный ответ:
- Это текст об озере Чад
- Это текст об экологической катастрофе
- Это текст о животном мире Африки
- 2. Поставь значок v в нужную графу (верно/ неверно/ нет информации в тексте)
верно | неверно | нет информации в тексте | ||
1 | Озеро находится в тектонической впадине | v | ||
2 | Озеро имеет четкие контуры | v | ||
3 | Дно озера постоянно поднимается | v | ||
4 | Река Шари питает озеро Чад | v | ||
5 | На берегу озера проживает 20 млн. человек | v | ||
6 | Температура воды в озере достигает +15 градусов по Цельсию | v | ||
7 | Сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны | v | ||
8 | Над высокими травами видны зеленые кроны финиковых пальм.
|
v |
- Продолжи предложения, используя информацию из текста, рисунки к тексту и знания, полученные на других уроках, или из других источников
- Дно озера постоянно поднимается, так как… на нем наслаивается ил, песок и озерная грязь.
- Озеро Чад – место, где обитает множество видов животных: носороги, антилопы, жирафы, зебры, бегемоты …
- Определи вид подчитительной связи в словосочетаниях, если:
Согласование – это 1
Управление – это 2
Примыкание – это 3
в тектонической впадине | 1 |
много отбирают | 3 |
привело к сокращению | 2 |
естественные причины | 1 |
Сделайте в группах вывод: какие экологические проблемы намечены в тексте? (ответы учащихся)
Рефлексивно-оценочный этап:
Закончи предложение
- Сегодня для меня было новым…
- Мне было интересно…
- Мне пригодится это для…
- Я научил(ась)ся…
Оценивание:
Дайте оценку работе группы. (Выступают члены группы, дают оценку своей группе).
Домашнее задание: напишите эссе на тему: Как я могу помочь природе?
Метки: играющее в прятки", Урок русского языка в рамках подготовки учащихся к международному исследованию PISA по теме "Озеро