Урок русского языка в рамках подготовки учащихся к международному исследованию PISA  по теме “Озеро, играющее в прятки”


Кударбекова Зульфия Туземовна.

СКО район имени Г.Мусрепова КГУ “Ставропольская средняя школа”.

Учитель русского языка и литературы.

Цель урока: сформировать читательскую компетенцию у учащихся; научиться анализировать текст с точки зрения развития  функциональной грамотности.

Задачи урока:

1.формирование навыка расшифровки текста, раскрытия смысла, содержания;

2.развитие умения и навыка извлечение информации, интерпретировать, анализировать;

3.воспитание приобретения  жизненного опыта из прочитанного, выявить проблему взаимосвязи  человека  и природы. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: урок-практикум

Методы и приемы: активные формы работы

Ожидаемый результат:

– научатся обосновывать свою точку зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста; соотносить  информацию текста с собственным опытом; находить в тексте заданную информацию;

-находить в тексте данные, иллюстрирующие определѐнную мысль;

использовать информацию из текста для подтверждения своей точки зрения;

-находить фактический материал – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?

Структура урока:

1.Оргмомент

2.Мотивационное начало урока. Постановка цели.

3.Этап актуализации знаний.

4.Этап усвоения знаний.

5.Этап закрепления знаний

6.Рефлексия.

7.Итог урока. Д\З

 

Эпиграф:

Неужто завтра замрут моря?

Умолкнут птицы, застынут сосны?

Уже не сможет взойти заря,

И спросит небо: неужто поздно?..

Н. Добронравов

Ход урока

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята. Чтобы наш урок прошел интересно и продуктивно, мы должны разделиться на группы?

Создание коллаборативной среды:

Прием  «Составь картину» (учащиеся выбирают картинки носорога, жирафа, баобаба, озеро,  контур карты Африки). Получается  картина: Африка, озеро, вокруг: баобаб, носорог, жираф.

(Вспомнить правила работы в группе: не перебивай, уважай мнение товарища, соблюдай регламент, сообща находи решение проблемы)

Учитель: Вопрос группам: О чем пойдет речь сегодня на уроке?    (об Африке, животном и растительном мире…)

Учитель: чтобы конкретизировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу (чтение эпиграфа)

Как вы понимаете смысл эпиграфа? Какой   проблемы мы коснемся на уроке?  (темы экологии)

У.: Мировое сообщество озабочено проблемами высыхающих и умирающих внутренних водоёмов – морей и озёр. Существует проект ЮНЕСКО, посвящённый спасению трёх наиболее крупных исчезающих морей – озёр: Аральского, Мёртвого и Чад (в центре Африки). Высыхание этих водоёмов отнесено ООН к разряду экологических катастроф глобального масштаба. Тема нашего урока «Озеро, играющее в прятки»

Презентация по теме урока  (в презентации рассказывается об озре Чад и демонстрируются картины животного и растительного мира )

Вступительное слово учителя:

У: В слайдах дана не вся информация, касающаяся озера. Я предлагаю вам поработать с текстом и извлечь дополнительную информацию

Основная часть. Информационно-операционный этап.

Работа с текстом «Чад – Озеро Центральной Африки»

Задание – проанализировать текст, ответить на вопросы к тексту.

Указания по выполнению задания

          Используется стратегия                 «Я-ты-мы»

Этапы работы:

  1. Учащиеся самостоятельно обдумывают проблему или вопрос (5 минут).
  2. Учащиеся обмениваются идеями с партнером (2 минуты).
  3. Пара учащихся делится идеями с другой парой в группе (2 минуты).
  4. Учащиеся в группе обсуждают и готовятся к презентации своей позиции, выбирают выступающего (2 минуты).

 

Чад – Озеро Центральной Африки

Озеро находится в тектонической впадине. На протяжении миллионов лет низина заполнялась осадочными породами и водой. Климат менялся, становился жарче, и площадь водной поверхности постепенно сокращалась.

Чад остается единственным крупным водоемом Центральной Африки, несмотря на постоянное колебание (каждые двадцать-тридцать лет) уровня воды в озере. В силу этого озеро не имеет четких очертаний, то увеличиваясь до 26 тыс. км2 и превращаясь в двенадцатое по величине в мире, то сокращаясь до 1/10 от своего первоначального размера. Помимо естественных причин имеются и человеческие: жители берегов реки Шари — крупнейшей из питающих озеро рек — чрезмерно много отбирают речной воды на орошение, что уже привело к резкому сокращению площади озера. Кроме того,  дно озера постоянно поднимается, так как на нем наслаивается ил, песок и озерная грязь.

Озеро Чад – место, где обитает множество видов животных. Из Европы и Западной Азии сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны. Особенно обилен животный мир Чада в летне-осенний период, когда саванны на юге и юго-востоке покрываются пышной растительностью, а над высокими травами видны зеленые кроны акаций и баобабов.

Новый рисунок (1)

От существования озера Чад зависит жизнь 30 млн. человек, живущих на берегах и в окрестностях. Но и жизнь самого озера находится под угрозой. Статистика учета подъема и спада воды показывает, что в XX в. ее уровень никогда не достигал высот, отмечавшихся в прошедшие века. Если озеро Чад действительно исчезнет, то последствия будут ужасающими…

Вопросы и задания

1.О чем этот текст, выберите правильный ответ:

  • Это текст об озере Чад
  • Это текст об экологической катастрофе
  • Это текст о животном мире Африки
  1. 2. Поставь значок v  в нужную графу (верно/ неверно/ нет информации в тексте)
верно не-верно нет информации в тексте
1 Озеро находится в тектонической впадине
2 Озеро имеет четкие контуры
3 Дно  озера постоянно поднимается
4 Река Шари питает озеро Чад
5 На берегу озера проживает 20 млн. человек
6 Температура воды в озере достигает +15 градусов по Цельсию
7 Сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны
8 Над высокими травами видны зеленые кроны финиковых пальм.

 

 

  1. Продолжи предложения, используя информацию из текста, рисунки к тексту и  знания, полученные на других уроках, или из других источников

 

  • Дно озера постоянно поднимается, так как… ____________________________________________________________________________________________________________________
  • Озеро Чад – место, где обитает множество видов животных:___________________________________________________________________________________________________________
  1. Определи вид подчинительной связи в словосочетаниях, если:

Согласование  – это 1

Управление  –   это 2

Примыкание –   это 3

 

 

в тектонической впадине  
много отбирают  
привело к сокращению  
естественные причины  
  1. Допиши предложение.

Если озеро Чад действительно исчезнет, то последствия будут ужасающими: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли подобные экологические проблемы в Казахстане? Назови их._____________________________________________________________________________________________________________
  2. Напишите о том, чем вы можете помочь природе.____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

            

Жеребьевка

1гр. Презентация работы

2гр. Задают вопросы выступающим

3гр. Отвечают на вопросы выступающих

4гр.Оценивают ответы (раскрытие темы, доступность, аргументированность, эмоциональность)

 

      

Проверка ответов по ключу (на слайдах)

Вопросы и задания

1.О чем этот текст, выберите правильный ответ:

  • Это текст об озере Чад
  • Это текст об экологической катастрофе
  • Это текст о животном мире Африки
  1. 2. Поставь значок v  в нужную графу (верно/ неверно/ нет информации в тексте)
верно неверно нет информации в тексте
1 Озеро находится в тектонической впадине v
2 Озеро имеет четкие контуры  v
3 Дно  озера постоянно поднимается  v
4 Река Шари питает озеро Чад v
5 На берегу озера проживает 20 млн. человек v
6 Температура воды в озере достигает +15 градусов по Цельсию v
7 Сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны v
8 Над высокими травами видны зеленые кроны финиковых пальм.

 

v

 

  1. Продолжи предложения, используя информацию из текста, рисунки к тексту и  знания, полученные на других уроках, или из других источников
  • Дно озера постоянно поднимается, так как… на нем наслаивается ил, песок и озерная грязь.
  1. Озеро Чад – место, где обитает множество видов животных: носороги, антилопы, жирафы, зебры, бегемоты …
  2. Определи вид подчитительной  связи в словосочетаниях, если:

Согласование  – это 1

Управление  –   это 2

Примыкание –   это 3

               в тектонической впадине 1
много отбирают 3
привело к сокращению 2
естественные причины 1

Сделайте в группах вывод:  какие экологические проблемы намечены в тексте? (ответы учащихся)

Рефлексивно-оценочный этап:

                           Закончи предложение

  • Сегодня для меня было новым…
  • Мне было интересно…
  • Мне пригодится это для…
  • Я научил(ась)ся…

Оценивание:

Дайте оценку работе группы.  (Выступают  члены группы, дают оценку своей группе).

Домашнее задание: напишите  эссе на тему: Как я могу помочь природе?

 

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *