«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями»


 Кнорр Рита Наркисовна

воспитатель КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

    “Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются”

К.Д. Ушинский

На современном этапе развития коррекционного и инклюзивного образования остро стоит вопрос всестороннего гармоничного развития детей с психофизическими  особенностями с целью их дальнейшей успешной социализации. В последнее время в Казахстане делается немало для того,  чтобы улучшить ситуацию с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями. Часто социальная политика в Республике Казахстан, ориентированная на детей с ограниченными возможностями, строится на основе медицинской модели инвалидности, а значит инвалидность рассматривается как недуг, патология. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями, снижает его социальный статус, способствует тому, что ребёнок признаёт своё неравенство с другими детьми.

В настоящее время наблюдается тревожная тенденция роста числа детей с отклонениями физического и психического здоровья,  обусловленного биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди них занимают дети с интеллектуальными нарушениями. Адаптация в обществе  детей  с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) является сложной задачей. Одним  из направлений,  способных  решить эти проблемы, являются формы художественно-эстетического воспитания. Этот процесс включает  в себя формирование  художественно-эстетических, познавательных, нравственных ценностей и воздействует на нравственное становление личности.

Общая и главная задача нашей школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Обобщая опыт преподавания, мы пришли к выводу, что при обучении и воспитании детей  с нарушениями интеллекта использование форм художественно-эстетического освоения мира является  не только средством их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, способствует профилактике и коррекции отклонений в развитии.  Всевозможные формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс его  самореализации.

Исходя из концепций модернизации содержания коррекционного  образования в поисках эффективных средств коррекции наши педагоги всё больше ориентируются на использование новейших, в том числе арт-терапевтических технологий в учебно-воспитательном процессе детей с интеллектуальными нарушениями.  Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику. Все эти направления можно реализовывать не только на уроках технологии, но и во внеурочной деятельности.

Художественно-эстетические занятия после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми, понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

В рамках внеклассной работы с учащимися была разработана программа кружка «Флористика».  Занятия в кружке помогают детям приобщиться к природе, ощутить прелесть родного края, создавая при этом новые образы. Целью программы является  изучение особенностей и возможностей развития умственно отсталых детей  и активизация их творческих способностей в ходе кружковой работы.

Программа кружка рассчитана на 68 часов. Рекомендуется заниматься по 1 часу 2 раза в неделю.  Программой предполагаются индивидуальные, и коллективные формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, экскурсии в парк, прогулки на природу.

Практическая часть работы состоит из двух основных разделов: работа над композицией изделия, выполнение изделия в материале.

Изделия обучающихся должны носить общественно-полезную направленность и находить применение в домашней обстановке школьников , для подарков

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Задача руководителя кружка – показать ребятам не только красоту цветочных композиций и композиций из природного материала, но и их значимость в современной жизни.

Важным этапом в работе кружка является отчетная выставка работ ребят и проведение итоговых занятий. Руководитель и вся группа подводит итоги работы каждого кружковца и всего кружка в целом, отмечает, какие знания приобрели и чему научились школьники, посещая кружок. Выставка – одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества.

В конце изучения курса обучающиеся должны:

знать/понимать

– что такое флористика, ее место в системе декоративных искусств;

– направления флористики;

– особенности сбора и хранения природного материала;

– правила консервации растений;

– основные виды флористических композиций;

– основные инструменты и материалы художника-флориста;

– основные инструменты флористов;

 

уметь.

– выполнять композиции из различных видов цветов;

– использовать знания по цветоведению и композиции в практических заданиях;

– объяснять роль флористики в духовной и материальной культуре;

– обладать первичными навыками создания основных флористических композиций;

– организовывать свое рабочее место.

Таким образом, начинают работать все сферы психической деятельности ребенка, осуществляется комплексное воздействие на личность. Коррекция недостатков умственного развития учащихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) заключается в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практически их выполнять.  Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод, что для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Педагог предлагает детям на выбор темы практических работ, которые учащиеся могут скорректировать по собственному желанию.

 

Примерные темы практических работ.

1. Сбор и консервация растений различными способами.

2. Классификация и отбор по различным формам природного материала

3. Выполнение эскизов цветочных композиций в соответствии с законами цветоведения и композиции.

4. Изготовление рамок для декоративных панно из природного материала.

5. Создание круглой композиции из живых цветов.

6. Создание декоративного дерева из сухоцветов.

7. Создание декоративного панно из сухоцветов.

8. Создание картины из цветов.

9. Изготовление композиции из сухого природного материала на открытке.

 

Как известно развитие художественно-творческих умений детей с ограниченными возможностями находится на достаточно низком уровне по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Детям с нарушениями интеллекта трудно вести диалог  они не могут удержать суть разговора часто переключаются на другие виды деятельности. А также проявляются недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная целеноправленность движений,  неумение координировать работу обеих рук. Изготовление различных поделок имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе обработки сухих листьев и цветов дети знакомятся с элементами как правильно делать гербарий, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией – чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу. Например, в ходе работы с сухими листьями и цветами дети учатся составлять аппликации в виде  животных, птиц, составлять композиции «букетов» «узор в квадрате», «национальные узоры», выполняют коллективное панно на выставку. При выполнении работы у детей проявляется фантазия, воображение, развивается мелкая моторика рук, дети стараются выполнять работу старательно, аккуратно. К  труду относятся бережно, с любовью. Перед тем, как приступить к выполнению поделок, ученики отправляются на экскурсию, где не только собирают подручный материал для работы, но и наблюдают за природой, определяют для себя образы будущего проекта.

Важным и интересным массовым видом организации кружковой работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Например, дети,  посещающие занятия кружка ежегодно представляют свои работы на городской выставке «Творчество юных» и  областном конкурсе «Детство без границ».

Мы считаем, что проводимая нами работа способствует  возможности развития творчества у умственно отсталых детей через систему кружковой работы, проводимой планово, системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с нарушением интеллекта, и имеет достаточный уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия.

Метки: , ,