«Ранняя профориентация у воспитанников с особыми образовательными потребностями»
Грушевая Валентина Николаевна
воспитатель КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области
« Ранняя профориентация у воспитанников с особыми образовательными потребностями»
Выступление: Грушевая В.Н.
«От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием»
В.А.Сухомлинский.
Подготовка обучающихся специальной /коррекционной / школы к жизни, к труду – задача первостепенной важности.
Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности. От этого зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Воспитанники специальной /коррекционной /школы- интерната с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослую жизнь. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем школьном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психофизических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности, поэтому работу по самоопределению личности в профессии необходимо начинать с начальной школы, так как дети с ООП (особыми образовательными потребностями) способны реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
В рамках преемственности по профориентации младший школьный возраст в специальной / коррекционной / школе является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Начальное звено – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, где дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ранняя профориентация призвана:
• дать ребёнку начальное и максимально разнообразные представления о профессиях
• сформировать у ребёнка эмоционально- положительное отношение к труду и профессиональному миру
• представить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности , с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог, анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно
Основной целью ранней профориентационной работы
у воспитанников с ООП является:
– профессиональное самоопределение ребёнка с учётом его склонностей, интересов и возможностей.
А также:
-познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
-формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
-подготовить детей к выбору будущей профессии;
-развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения
Формы ранней профориентационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии достаточно многоооразны:
· Дидактические игры, фотовыставки, экскурсии, сюжетно- ролевые игры.
· Чтение художественной литературы
• Проведение специальных профориентационных занятий, бесед…
• Реальное участие в общественно -полезном труде..
• Проведение различных конкурсов
• Занятия в кружках : « Словотворчество» , « Юный парикмахер»
« Азбука моды»
В настоящее время большую роль в развитии ребенка в нашей школе – интернате играет не только основное образование, но и дополнительное. Именно оно дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Кружок – это
неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале под руководством взрослого (педагога).
Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания детей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, анкетирование
Неотъемлемой частью коррекционно – воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей.
Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребёнка.
Занятие в кружке это: способ организации досуга ребёнка, смена вида деятельности, смена круга общения, смена стиля общения, смена обстановки, формирование ответственности, самостоятельности, повышение самооценки…
Рассмотрим на примере нашего кружка……возраст детей от 7 до 10 лет
Кружок – « Словотворчество»
Задачи:
*развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
* развивать фонематическое восприятие;
*совершенствовать навыки связной речи;
*обогащение словарного запаса;
*развивать общую и мелкую моторики;
* формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Для педагогов нашей школы очень важно дать понять своим воспитанникам, что мир вокруг них такой же, как у всех, а не какой-то особенный, с ограниченными возможностями. И, если сегодня у них появилась возможность узнать что-то новое, то завтра, они уже будут другими.
Метки: воспитатель, интернат, проф. ориентация