«Ранняя профориентация у воспитанников с особыми образовательными потребностями»


 Грушевая Валентина Николаевна

 воспитатель КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

« Ранняя  профориентация  у воспитанников с особыми образовательными  потребностями»

Выступление:  Грушевая В.Н.

«От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием»

В.А.Сухомлинский.

Подготовка обучающихся  специальной  /коррекционной / школы к жизни, к труду  – задача  первостепенной важности.

Правильно выбранная профессия  способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности. От этого зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Воспитанники  специальной /коррекционной /школы- интерната с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Ранняя  профориентация  является одной из ступенек на пути к успешности во взрослую жизнь. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем школьном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психофизических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности, поэтому работу по самоопределению личности в профессии необходимо начинать с начальной школы, так как дети с ООП (особыми образовательными потребностями) способны реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

В рамках преемственности по профориентации младший школьный возраст в специальной / коррекционной / школе является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Начальное звено – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, где дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Ранняя профориентация призвана:

•      дать ребёнку начальное и максимально разнообразные представления  о профессиях

•      сформировать у ребёнка эмоционально- положительное отношение  к труду и профессиональному миру

•      представить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности , с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог, анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно

Основной целью ранней  профориентационной   работы

у воспитанников с ООП является:

–         профессиональное самоопределение ребёнка с учётом его склонностей, интересов и  возможностей.

А также:

-познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;

-формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

-подготовить детей к выбору будущей профессии;

-развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения

Формы  ранней  профориентационной  работы с детьми,  имеющими отклонения в развитии  достаточно многоооразны:

·        Дидактические игры, фотовыставки, экскурсии, сюжетно- ролевые игры.

·        Чтение художественной литературы

•      Проведение специальных  профориентационных  занятий, бесед…

•       Реальное участие в общественно -полезном труде..

•      Проведение различных конкурсов

•       Занятия в кружках : « Словотворчество» , « Юный парикмахер»

« Азбука  моды»

В настоящее время  большую роль в развитии ребенка в нашей школе – интернате играет не только основное образование, но и дополнительное. Именно оно дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Кружок – это

неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале  под руководством взрослого (педагога).

Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания  детей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации,  анкетирование

Неотъемлемой  частью  коррекционно – воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент в работе педагога  кружка,  так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребёнка.

 

Занятие в кружке это: способ организации досуга ребёнка, смена вида деятельности, смена круга общения, смена стиля общения, смена обстановки, формирование ответственности, самостоятельности, повышение самооценки…

Рассмотрим на примере нашего кружка……возраст детей  от 7 до 10 лет

Кружок – « Словотворчество»

Задачи:

*развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

* развивать фонематическое восприятие;

*совершенствовать навыки связной речи;

*обогащение словарного запаса;

*развивать общую и мелкую моторики;

* формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Для педагогов нашей школы очень важно дать понять своим воспитанникам, что мир вокруг них такой же, как у всех, а не какой-то особенный, с ограниченными возможностями. И, если сегодня у них появилась возможность узнать что-то новое, то завтра, они уже будут другими.

Метки: , ,