Викторина «Что мы знаем о природе?»


Вербицкая  Елена  Викторовна
воспитатель
КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

 

Форма занятия: викторина

Тема: Что мы знаем о природе?

Цель:Формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательная: проверить и углубить знания детей о живой природе.

 

Коррекционная: развивать память, внимание, быструю реакцию, умение анализировать и фантазировать через отгадывание загадок, выполнение пантомимы и других творческих заданий.

 

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе, учить работать в команде.

 

Оборудование и материалы: смайлики, эмблемы, фишки, загадки, карточки с изображением животных, карточки с пиктограммами, запись музыки, грамоты.

 

1.      Организационный момент. Круг радости.

 

Ребята! Здравствуйте! Я очень рада тому, что мы с вами сегодня вместе. И перед началом нашего занятия я предлагаю встать в круг и сказать такие слова:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).

Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

Ребята! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!

 

Ход викторины

Наше занятие пройдет в форме викторины. А чему будет она посвящена, вы мне скажете, прослушав стихотворение-загадку.

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое.
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года – это все вокруг… (Природа)

Для начала давайте вспомним, что же такое природа?

Природа – это окружающий нас мир,  со всеми его обитателями и явлениями. Природа бывает живая и неживая.

К объектам живой природы относятся животные (фауна), растения (флора), грибы, бактерии и вирусы, а также человек.

Природа может существовать и без человека.

Неживой природой называют всю совокупность объектов, появившихся без человеческого содействия и состоящих из поля или вещества. Это воздух, космическое пространство, планеты,  камни, вода и т.д.
Живые организмы отличает от неживых тел более сложное устройство.Все живое может дышать, расти, развиваться, размножаться и умирать. Объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.
Сейчас я предлагаю выбрать эмблему и название команды по цвету своего смайлика. Ребята выбирают эмблему и название команды по цвету и рассаживаются по местам командами.

Итак, у нас образовалось 2 команды: команда -“Котята” и команда -” Совушки”.

– После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. За каждый правильный ответ, команда будет получать жетон. По окончании, мы вместе подсчитаем жетоны и определим победителя.

1 конкурс – ” Загадки”.

Ведущий: – Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой можетбыть название животного, птицы или растения.- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,Рыжая, а не лисица (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.Летит – кричит, сядет – молчит,Кто его убьёт, свою кровь прольёт (комар)

8. Четыре ноги, пятый – хвост, шестая – грива (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,Он похож на кран подъёмный,Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

11. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)

12. Зимой спит – летом ульи ворошит, Малину любит ведь, косолапый… (медведь)

13. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками, Ни на кого не похож, зовется…(Ёж)

14.Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, Молоко дает …(Корова)

15. Кто играется с клубком, Очень любит молоко, Лижет языком живот, Рыжий и пушистый …(Кот)
16. Кто там очень громко лает, Никого в дом не пускает. Задавака? Забияка? Нет же, Верная….(Собака)
17. Не лицо, а рыло Землю перерыло. Крючком загнула хвостик я, Как зовут меня?… (Свинья)
18. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? (Зайка)
19. Вьется грива на ветру, Топот слышен на бегу. Любит всадник мой меня- Быстроногого ….(Коня)
20. Зимою  голодно, я знаю!  Будет холодно, конечно, Потому-то я орешки и грибочки запасаю. (Белка).

2. Конкурс «Ребятам о зверятах»

Ребята из команды «Котята» должны будут выбрать картинки домашних животных, а ребята из команды «Совушки» выберут картинки с дикими животными.

За каждый правильный ответ команды получают жетон. Потом  мы  их  посчитаем  и  решим,  кто  по – настоящему  любит  природу  и  знает о ней очень многое.

Ведущий: – Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется

3. “Сказочный”. Подскажите, в кого превращались…

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) – в комара, муху, шмеля;

2. великан – людоед (сказка Ш. Перро) – в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев – принцев (сказка Г. X.Андерсена) – в лебедей;

4. гадкий утёнок (сказка Г. X.Андерсена) – в лебедя.

– Назовите недостающие имена животных – известных сказочных героев…

1. Муха…( Цокотуха)                                 4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка…(Ряба)                                     5. Оленёнок…(Бемби)

З. Уточка…( Серая Шейка)                        6. Медведь… ( Балу)

4.Конкурс называется ” Умники и умницы”

Я буду задавать вопросы, а вы должны дружно отвечать «Да – нет».. Проверим, чья команда самая дружная и сообразительная. (Вопросы по очереди предлагаются  то одной, то другой команде.)

1. Может ли карась забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли жаворонок отморозить крылья? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли голубь прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки покусать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

5 конкурс называется ” Изобрази животное”.

Ведущий: – Каждое задание этого конкурса – это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

–   Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда – соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание.

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)

1. кошка                            3. лягушка

2. заяц                              4. Медведь

6. Следующий конкурс покажет нам, что вы знаете о диких животных.

– Каждая команда называет по одному животному и его детёнышу. Выигрывает та команда, которая назовёт больше животных; но повторяться нельзя.

-Оценка конкурса.

Молодцы, вы много знаете животных и их детёнышей, а вот сможете ли вы изобразить животное, чтобы соперники смогли узнать его? Для этого вам потребуются актёрские умения. (Каждая команда под музыку изображает по 2 каких- либо животных. Соперники отгадывают. Оценка ставится и за артистизм и за правильный ответ).

 

Физминутка-игра. Я предлагаю размяться и поиграть. Игра называется 4 стихии. А какие стихии вы знаете? (Земля, вода, воздух, огонь).

Послушайте правила. Все ребята шагают на месте. По сигналу

«Земля» – опускаете руки вниз.

«Вода» – вытягиваете вперёд.

«Воздух» – поднимаете вверх.

«Огонь» – прячете за спину.

– Отдохнули? Продолжим наше соревнование!

 

-Животных вы тоже знаете хорошо. А много ли вы знаете о птицах? (Да).

6 конкурс называется ” Знакомые незнакомцы”.

Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке – алфавит.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 – ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

33-я

Задание 1 команде:

19   15    6    4     10     18     30               (снегирь)

Задание 2 команде:

13  1   19201625121         (ласточка)

7.Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».

Вам надо не только назвать лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.

Задание команде «Совята»

– Собака, волк, корова, овца.

– Подберёзовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

 

Задание команде «Котята»

– Голубь, синица, жаворонок, воробей.

– Лиса, заяц, медведь, кошка.

Оценка за ответы.

8.Следующий конкурс называется ” Спой песенку”.

Ведущий: – Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, умеют ли животные разговаривать и как они это делают?

Коровы-мычат, собаки-лают, овцы-блеют, волки-воют и т.д.

–   А теперь представьте, что вы – животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.

– Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например ” Влесу родилась ёлочка” и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а…

1.  прокрякать                                          3. промычать

2.  пролаять                                             4. промяукать

(Участвуют по два представителя от каждой команды, используется фонограмма песни). Подсчет баллов.

9.  Д/И «Продолжи предложение»  («умная»  физкультминутка) (ведущий бросает мяч каждому ребёнку) Заяц зимой белый, а летом……Еж маленький, а медведь…. У зайца хвост короткий, а уши…..У зайца задние лапы длинные, а передние ….Черепаха медлительная, а конь -……У овцы шерсть кудрявая, а у коровы-…..У волка на лапах когти, а у козы на ногах – …… Заяц пушистый, а еж ….Еж спит днем, а охотится …..У лисы хвост длинный, а у зайца ……

10. Подведение итогов викторины, награждение команд.

Ведущий: Сегодня мы с вами были участниками викторины “Что мы знаем о природе”. Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли.     Сегодня вы показали себя знатоками природы. Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять. Природа – это богатство человечества.    Её необходимо беречь, как жизнь человека.   Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.

 

Ведущий: Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

 

ПРАВИЛА:

1.      Не сбивай в лесу грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе!

2.      Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.

3.      Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4.      Не ломай, не руби ветвей деревьев, кустарников.

5.      Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

6.      Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них заботятся взрослые животные.

7.      Не разоряйте гнезда птиц.

8.      Не рви в лесу паутины и не убивай пауков.

9.      В лесу не разоряй муравейники. Муравьи санитары леса.

 

Индивидуальная работа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________