Правописание суффиксов и употребление их в речи.


Джаманбаева Самарья Саматовна

учитель начальных классов Северо-Казахстанская область Район Магжана Жумабаева, КГУ «Карагугинская средняя школа»

Цели обучения, которым посвящен урок:
3.1.5.1 – строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов

3.2.4.1 – определять типы текстов – описание, повествование – по их особенностям

3.3.7.4 –  обозначать парные глухие/звонкие, твердые/мягкие согласные в корне слова, непроизносимые/ удвоенные согласные, применять способы проверки

3.3.7.5 – писать слова с помощью суффиксов

-оньк-,  -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -ёнок-, -онок- и употреблять их в речи

3.3.7.6 – писать неизменяемые приставки: об-, от-, до-, о-, про-, под-, над-, за-, на-

3.3.7.7 – писать слова с разделительным ъ (после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я)

3.3.8.3 – определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка
Развитие навыков:
1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему

2.4 Определение типов и стилей текстов

3.7 Соблюдение орфографических норм

3.8 Соблюдение грамматических норм
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:

Проверить себя и оценить уровень своих достижений.

Большинство учащихся смогут:

Прочитать текст и выполнить тестовые задания.

Составлять монологическое высказывание по опорным словам.

Построить свое высказывание на основе опорного плана.

Приводить примеры по теме.

Определять тип текста.

Находить слова с приставками.

Определять правильность переноса.

Образовывать слова при помощи суффиксов.

Разбирать слова по составу.

Указывать слова с непроизносимыми согласными.

Находить ряд слов с удвоенными согласными.

Записывать слова с пропущенными буквами

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать о наиболее запомнившихся темах раздела.

Помочь одноклассникам в обобщении материала по разделу.
Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Оценка достижений, критерии оценивания.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что узнали нового по ра1делу -Архитектора»

Какие темы оказались наиболее интересными?

Где вы можете применить эти знания?

Что называется основой слова?

Какие слова называются  однокоренными?

Как переносить слова с приставками с Ъ после приставок?

Для чего в речи употребляются суффиксы?

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Почему парные согласные на конце слова нуждаются в проверке?

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Как произносятся и пишутся слова с непроизносимыми и удвоенными согласными?

Какие способы проверки гласных и согласных ты знаешь?
Материал прошедших уроков:
Произношение  и  обозначение  на  письме  безударных  гласных  в  корне  слова. Произношение и написание слов с парным звонким или глухим согласным в конце слова  и  перед  другим  согласным.  Произношение  и  написание  слов  с твердыми/мягкими  согласными.  Произношение  и  написание  слов  с непроизносимыми и с удвоенными согласными в корне.
Ход урока:
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
0-1 мин
Создание положительного эмоционального настроя:

Сколько правил, сколько правил.

С непривычки бросит в дрожь.

Будь старательным и только,

Будь внимательным и только,

Все запомнишь, все поймешь.
Настрой на урок
Середина урока

2-5 мин

21-22 мин

23-28 мин

29-30 мин

31-37 мин
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

Подготовка  к  проверке  уровня  знаний.  Вопросы  на  обобщение материала раздела:

Что узнали нового по разделу «Архитектура».

Какие темы оказались наиболее интересными?

Где вы можете применить эти знания?

Что называется основой слова?

Какие слова называются однокоренными?

Как переносить слова с приставками, с Ъ после приставок?

Для чего в речи употребляются суффиксы?

Как проверить безударные гласные в корне?

Почему парные согласные на конце слова нуждаются в проверке?

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Как произносятся и пишутся слова с непроизносимыми и

удвоенными согласными?

Какие способы проверки гласных и согласных ты знаешь?

Работа над лексической темой урока

(К,  И)  Чтение  текста  «Дома-пещеры»  по  О.  Колпаковой  и выполнение тестовых заданий.

1 . Согласен ли ты, что подземные города, построенные тысячу

лет назад, были приспособлены для жизни?

1) Я считаю, что …

2) Я могу доказать это на примере: …

3) Поэтому я делаю вывод, что …

Запиши свое высказывание на эту тему на основе опорного

плана. Используй в записи пример из текста.

2. Определи тип текста:

а) текст-повествование;

б) текст-описание;

в) определить нельзя.

3. Найди столбик слов с буквой а в приставке.

а) д…бежать  б) н…ходка  в) пр…читать

п…дъем  н…дпись     …бсудить

4. В каких столбиках дан правильный перенос слов с

приставками?

а) по–дучил  б) на–звал в) объ–ехать

об–ъемпое–хал по–ехал

5.Найди столбик слов с суффиксом -ик-.

а) звоноч…к б) дружоч…к  в) самолет…к

василеч…к огонеч…к  огурч…к

(Д,К) Динамическая пауза «Строители»

Движения выполняются по тексту.

На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Кладет кирпич за кирпичом –

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днем

Все выше, выше новый дом!

Работа по учебнику

6. Разбери по составу слова: придорожник, пешеходная, полоса

 

7. Найди слова с разделительным ъ.

а) сем(?)я  б) с(?)ел в) об(?)явление г) под(ъ)езд

8. Укажи слово с непроизносимым согласным Т:

а) окрес…ность  б) небес…ный в) ужас…ный

9. В каком ряду во всех словах пишется удвоенный согласный?

а) килогра(м,мм), паль(т,тт)о, су(б,бб)ота;

б) во(ж, жж)и, ка(с,сс)а, ще(н, нн)ок;

в) кла(с,сс), шо(с,сс)е, анте(н,нн)а.

10. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова.

КрИчать,  плЯсать,  встрЕчать,  плАтить,  сОлить,  голуБь,

утюГ,бумаЖка, береЗка, блюДце.

(Д, К) Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Импровизация движений в такт стихотворения.

Молотком и топором.

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей

Учебник

Учебник

Конец урока

38-40 мин

Итог урока. Рефлексия

Проверка ответов

Можно  предложить  учащимся  по  итогам  работы  над  темой

составить  синквейн  на  тему  «Дом»  в  составе  малой  группы  с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.

Красивый, уютный.

Согревает, защищает, успокаивает.

Моя надежная крепость.

Здание
Самооценивание

Метки: , ,