Республика Чехия.
Ортамышев Мурат Жмобаевич
учитель географии Северо-Казахстанская область Р-н М. Жумабаева КГУ «Карагугинская СШ»
Тип урока: изучение нового материала с практическим применением сети Интернет.
ТЦУ:
Познавательный аспект:
– усвоение знаний об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, экономике Чехии;
– оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Чехии.
– создание условий для осознания и осмысления системы знаний и умений по теме «Республика Чехия» средствами Интернет.
Развивающий аспект: развитие интеллектуальной активности, географического мышления и творческих способностей учащихся (развитие происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания, поэтому этот аспект ТЦУ ставлю ко всей изучаемой теме), устной речи, способности анализировать и делать выводы.
Воспитывающий аспект: формирование гуманных отношений на уроке (интегрально по отношению к таким качествам личности, как доброжелательность, умение слушать друг друга, ответственность, скромность, дисциплинированность), повышение интереса к предмету, экологическое воспитание.
Задачи:
– дать характеристику ЭГП Чехии;
– выявить черты развития и размещения производительных сил Чехии;
– привести примеры, показывающие высокий уровень развития страны.
– научиться анализировать, строить секторные диаграммы.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, картографический, статистический анализ, прогноз, ИКТ.
Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ.
Технология: развивающего обучения
Оборудование: Учебник А.Бейсенова, К.Каймулдинова, С.Абилмажинова, Ж.Достай «География: Региональный обзор мира». Учебник для 11 класса естественно-математического направления общеобразовательной школы, политическая и экономическая карта Чехии, атласы, компьютеры, программы MS PowerPoint, MS Excel, материалы Интернета, презентация по теме «Чешская республика».
Обоснование использования ресурсов сети Интернет:
– позволяют реализовать принцип наглядности, служат для визуализации материала;
– позволяют увлечь учащихся, вызвать неподдельный интерес к изучаемой стране, сравнивать, диагностировать и делать выводы;
– делают учебную деятельность необычной и интересной. Учащиеся понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них;
– позволяют оптимизировать педагогический процесс, расширить дидактические возможности урока.
Урок проводится в компьютерном классе (15 машин), задания по дешифровке и построению секторных диаграмм выполняются учащимися на персональных компьютерах (в парах).
Ход урока
№
п/п
Краткое содержание
Слайды презентации
Адреса использованных интернет-сайтов
1
Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих. Звучит музыка Эрвина Шульгофа. На фоне музыки слова учителя: “Мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Восточной Европы — Чехией”.
2
Целеполагание и мотивация
На экране монитора название темы и цели урока (проблемный вопрос – Каково экономическое положение стран Восточной Европы, в частности Чешской Республики?)
3
Актуализация знаний
(Устный опрос)
1. Перечислите страны, входящие в культурно-географический регион Восточная Европа.
2. Перечислены пары государств, имеющие общую границу. Найдите ошибку.
а) Польша Чехия;
б) Словения и Венгрия;
в) Хорватия и Румыния;
г) Македония и Болгария
д) Македония и Югославия.
3. Вторым по площади государством региона является:
а) Болгария;
б) Венгрия;
в) Румыния;
г) Польша.
4
Изучение нового материала
1. Задание: Перечислите страны, с которыми граничит Чешская республика?
2. А) Особенности населения.
Б) Образ и уровень жизни чехов.
3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.
На экране монитора вид Чехии со спутника. Можно определить географическое положение Чехии.
http://wikimapia.org
lat=49.84 lon=12.76
На экране монитора слайды презентации о населении Чехии
Дешифруются объекты промышленных зон и периферийной зоны.
http://wikimapia.org
lat=49.73 lon=13.35
lat=50.57 lon=13.78
На экране монитора слайды презентации о Чешской республике
5
Закрепление изученного материала
Практическая работа:
Проанализировать статистические материалы и составить секторные диаграммы «Роль Чехии в мировой экономике», сделать выводы.
Используются статистические данные
https://www.cia.gov/library/
6
Обобщение и систематизация
На экране монитора слайды презентации об анализе экономики Чешской республики.
Какой вывод о Чешской Республике мы с вами можем сделать, проанализировав статистические материалы об экономике и хозяйстве страны?
Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы, с высокоразвитым машиностроением, легкой промышленностью: обувь, стекло, бижутерия; интенсивным сельским хозяйством с преобладанием животноводства
7
Рефлексия
Что понравилось на уроке? Какие были затруднения? Пожелания одноклассникам и учителю.
8
Домашнее задание
Задание группы А – На контурной карте показать экспорт и импорт Чехии
Задание группы Б – Подготовить презентацию об одной из достопримечательностей Чехии.