«Поможем птицам перезимовать»
Соловьёва И.Н.
воспитатель Детский сад №5 «Еркетай»
Цель: Формировать экологическую культуру; прививать любовь к птицам и бережное отношение.
Задачи: закреплять знания детей о жизни зимующих птиц их приспособленности к окружающей среде.
Развивать мышление исследовательского типа, любознательность, умение устанавливать причинно- следственные связи.
Воспитывать заботливое отношение к птицам. Желание помочь им.
Билингвальный компонент: птицы- куз. Перья, полые.
Материал: Иллюстрации птиц, корм для птиц (семечки, пшено, ягоды,и.т.д.) перья,камушки, масло, стаканчики для эксперимента. Кормушка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети получают письмо от мудрой совы. В письме говорится как тяжело птицам зимовать:
Покормите птиц зимой!
Пусть слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как выглядят птицы, чем питаются.
Кто прилетел к нам на кормушку?
Воспитатель:
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на доску возле кормушки.
Ребёнок: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Угощают синичку семечками, орешками.
Воспитатель:
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на доску.
Ребёнок: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Угощают снегиря ягодами.
Воспитатель:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на доску.
Ребёнок: Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель:
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на доску.
Ребёнок: Ворона – важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель:
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на доску.
Ребёнок: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Воспитатель:
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Картинка с изображением воробья помещается на доску.
Ребёнок: Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы прилетели на нашу кормушку?
Физкультминутка: «Птичья зарядка»
Птички в гнёздышке сидят
Во все стороны глядят,
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
Прилетели тихо сели.
Опытно- экспериментальная деятельность:
– Почему птицы летают; (перья лёгкие, полые ) Сравнить пёрышки и камушки. Что легче?
В сырую погоду перья у птиц не промокают. С них стекает вода.
Работа с пословицей:
-Покорми птиц зимой
Послужат тебе весной.
Итог занятия: Чем питаются птицы зимой? Кто помогает им зимовать? Почему птицы летают?
Мы с вами пойдем на прогулку и повесим нашу кормушку. Пусть птицы угощаются.
Работа с раскрасками: сравнить птиц и закрасить.(задание дети могут доделать дома или в свободное время)