Познавательно-развивающие занятие: «Ветка рябины»


Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының  «Ерекше білім берілуіне кажеттілігі  бар жетім балалар мен ата- анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған № 2 Қостанай арнайы мектеп- интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»

Управления образования акимата Костанайской области

Мукатаева Меруерт Кайдаровна

Цель: выполнение рисунка в смешанной технике рисования: примакивание, тычок, рисование кончиком кисти, рисование пальцем.

 

Задачи:

 

1. Создать обстановку комфортного психологического климата.

 

2. Учить изображать акварельными красками на листе бумаги ветку рябины, используя разные техники рисования: примакивание, тычок, рисование кончиком кисти, рисование пальцем.

 

3. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре.

 

4. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

Ход занятия.

 

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Вводная беседа.

– Какое сейчас время года?

– Почему вы так думаете?

– Отгадывание загадки.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь птицы разные снуют

И, галдя, её клюют. (Рябина)

Рассматривание ветки рябины с ягодами. Обращается  внимание, что ветка коричневого цвета, от неё отходят несколько длинных черешков с разноцветными листьями. Красные ягоды собраны в гроздь.

 

Вопросы:

Как растут ягоды?  (Ягоды растут гроздьями)

Как можно назвать веточку с ягодами? (Кисть, гроздь)

Какой формы и какого цвета листья? (Листья овальной формы, разноцветные:  желтые, зелёные, красные, расположены парами напротив друг друга)

 

 

У рябинушки ладошки

Зацелованы дождями.

Ягод пламенная крошка

На ветвях и под ногами.

У рябинушки дорожка.

Кто пройдет – спасибо скажет.

За тепло и нрав хороший.

Нет её сегодня краше.

 

Педагог:  Ягоды у рябины собраны в гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды – кружочки. Они практически одного размера, как сестры – близнецы.

 

Прежде чем приступить к работе проведем  динамическую пауза.

 

Физминутка « Рябина».

 

На тропинке тень – солнечная сетка                 Поднять руки вверх, покачать ими влево, вправо.

Через тын, через плетень свесилась ветка       Наклониться вниз – руки к носкам ног.

Прибегу, прискачу, на носках привстану         Бег, прыжки на месте, привстать на носках.

Ветку за косы схвачу, ягоды достану                 Хватательные движения руками.

У плетня посижу и на шелковинку                     Присесть – руки на колени.

Осторожно нанижу ягоду – рябинку                   Имитация движения – нанизывание ягод на нитку.

Бусы горькие надень, веточка – ветка                Встать, «надеть» бусы на шею.

На тропинке тень – солнечная сетка.                  Хлопки в ладоши.

 

Педагог: Ягоды у рябины собраны в гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды – кружочки. Они практически одного размера, как сестры – близнецы.

Приступим к работе. Работу будем начинать с тонирования листа бумаги. Для этого нам понадобятся акварельные краски, поролоновый тампон, вода.

 

Для рисунка нам понадобятся: белый плотный лист бумаги (лучше акварельной); акварель, гуашь, две кисточки: пони или белка № 1 и № 2; двойной стакан-непроливайка для воды.

 

Пропитываем тампон водой, лишнюю воду отжимаем.

 

Набираем нужный оттенок акварели, наносим ровным слоем на лист бумаги. Тонировать лист можно одним цветом, или смешивая постепенно на листе бумаги, плавно переходя от одного цвета к другому.

 

Пока тонированный лист бумаги сохнет, рассмотрим с детьми ветку рябины: строение, оттенки цвета, форму листьев и плодов.

 

Набираем на кисть (№1) акварель коричневого цвета и по диагонали наносим рисунок ветки рябины.

 

Этой же краской и кистью рисуем маленькие веточки на конце для первой кисти рябины и для второй.

 

Зелёной краской рисуем основу для листьев

 

Рисуем ягоды:

 

Чтобы нарисовать ягоды рябины, будем использовать технику « рисование пальцем». Подушечку одного пальца опускаем в красную гуашь ( как бы набираем краску на палец).

 

Делаем отпечаток пальцем в том месте, где наметили рисовать ягодки.

 

Таким образом, формируем кисти рябины.

 

Начинаем рисовать листья.

 

Листья будем рисовать «примакиванием», т.е. кисть с краской прикладываем к тому месту, где наметили рисовать листья. Надо обратить внимание детей на сложную форму листа. Маленькие части листа, которые мы рисуем примакиванием кисти, находятся друг против друга.

 

Для смешивания красок, на кисточку можно сначала набрать жёлтую краску, потом на кончик ещё набрать зелёную. Листья получатся разноцветные, настоящие осенние.

 

Использовать можно разные оттенки коричневого, жёлтого, красного.

 

Не дожидаясь, пока листочки высохнут, начинаем рисовать прожилки на листьях тёмной краской (коричневой, тёмно-зелёной)

 

Дорисовываем ягоды:

 

Чтобы ягодки совсем были похожи на настоящие, нарисуем кончиком маленькой кисточки по одной чёрной точке на каждой ягодке

 

Работа готова: можно оформить работу в рамочку.

 

Подведение итогов:

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны никакие морозы и злые ветры.

Метки: , , , ,