Мастер класс. Детвора . Дело. Творчество . Радость .

Величко Людмила Ивановна

Учитель  технологии

КГУ «Костанайская специальная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Цель:

Способствовать созданию условий для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения педагогов по разделу Декоративно—прикладное творчество.

Показать практику  работы по формированию устойчивого интереса к творческой деятельности.

Обогащать визуальный опыт учащихся через их знакомство с произведениями декоративно– прикладного искусства.

 

Материалы и инструменты:

для валяния: шерсть разных цветов, мыльный раствор, пупырчатая пленка

для ковроткачества: станок, разноцветные нити, игла для ковроткачества, ножницы.

Наглядные пособия:  образцы изделий

 

Организационный этап.
1.1.Приветствие. Презентация педагогом своей деятельности.

Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас с техниками: валяние и ковроткачество.

Наша тема относится к декоративно прикладному творчеству. Как вы знаете, декоро переводится –украшать,  а прикладное означает- приложить руки. Это изделия ручной работы, которые сейчас востребованы на рынке.

1.2.Введение в тему. Материалы и инструменты.

Юрта, валенок и многие другие вещи, в пользе которых усомниться нельзя, поскольку сделаны они из шерсти в технике валяния, много лет служили и служат человеку верой и правдой. А нужно-то для их создания совсем немного: шерсть, горячая вода и мыло. Ну и конечно, тепло рук мастера. Ведь все гениальное – просто.

Войлок – это, пожалуй, самая древняя техника работы с шерстью и появилась она задолго до того, как человек научился вязать или ткать. Войлок – один из наиболее применяемых материалов в традиционных женских ремёслах казахов. Как материал, войлок был известен кочевым племенам древнего Казахстана уже в 1-м тысячелетии до нашей эры. Основная масса войлочных предметов использовалась во внешнем и внутреннем убранстве юрты, а также при изготовлении обуви и одежды.

Изделия из войлока не потеряли своей привлекательности и в современном искусстве декора. Используя традиционную технику валяния войлока можно создавать разнообразные предметы быта — коврики, сумки, чехлы подставки, бусы, или цветы,  которые несомненно будут отличаться своей оригинальностью и самобытностью. А для умелых  мастериц  могут стать дополнительным доходом.

У нас в городе изделия из войлока пользуются большим успехом и в этом я смогла убедиться  посетив в магазинах отделы  декоративно прикладного творчества

2.Основной этап.

2.1.Техника валяния подушки из шерсти с орнаментом

Важно помнить, что размер готового изделия будет несколько меньше, чем исходный материал. Это нужно учитывать еще на первых этапах.

-На шаблон выкладываем шерсть  в 2-3 слоя,  располагая волокна перпендикулярно волокнам предыдущего слоя .

 

 

 

 

 

-Смачиваем мыльным раствором.

 

-Накрываем фатином и начинаем постепенно уваливать намыленными руками легкими массирующими круговыми  движениями.

 

 

 

-Переворачиваем заготовку. Шерсть, которая выходит за контур шаблона, загнуть внутрь.

 

 

 

 

 

 

 

 

— На другой стороне шаблона повторяем расклад шерсти.

-Накрываем фатином и начинаем постепенно уваливать намыленными руками легкими массирующими круговыми  движениями.

 

 

 

 

-Активно валяем с двух сторон (убрав фатин), затем достаем шаблон, предварительно разрезав заготовку.

 

 

-Орнамент можно  выкладывать сразу (он будет более размытым), а можно свалять отдельно войлок, вырезать орнамент и привалять к заготовке.

-Промываем заготовку большим количеством воды.-Сушим изделие

2.2.Техника ковроткачества: ткачество, игольное ковроделие.

Ткачество.

Вначале работы проложить  деревянную линейку (через одну нить)

Первая  нить закрепляется вначале работы (над линейкой)- пройти через нить  2 ряда для кромки. Кромка — обязательный элемент.

 

 

 

 

 

 

Для упрощения работы можно сделать «зев»

Для образования первого зева, можно использовать еще одну деревянную линейку, проложив ее так же через нить четные сверху, нечетные – под линейкой

Поднимая линейку мы можем получить зев и нить можно проложить проще нить утка

 

 

Для образования второго зева нужно сделать из нижних нитей пучки по 5 нитей, связать

Порядок работы: прокладывание нитей утка.  После каждого ряда протянутых нитей, необходимо прибить араком или  вилкой

 

 

 

Игольное ковроделие.

Суть этого вида ковроткачества состоит в том, что на полотне специальной иглой с цветными нитями выбивается изображение. Техника работы гобеленовой иглой дает мягкую нарядную ворсовую поверхность вышитого изделия. Чтобы поверхность лицевой стороны была ровной, нужно делать петли одинаковой высоты. Набивной стежок выполняется следующим образом. Работа ведется с изнаночной стороны изделия, образуя гобеленовую поверхность. Игла прокалывает ткань, проводя нить на лицевую сторону. При подъеме вверх, на лицевой стороне образуется петелька — напуск, образующая ворсовую поверхность. Затем игла возвращается в первоначальное положение. Сделав стежок в 3-5 мм, игла снова прокалывает ткань.

 

2.3.Самостоятельное поэтапное выполнение

 

3.Заключительный этап.

 

Мы созидаем. Мы творим не зря

Мы отдаем частицу знаний тем,

Кто выступает «потребителем» пока,

Чтоб «созидателем расти затем»

 

3.1.Проводится выставка готовых работ.

3.2.Обсуждение мастер-класса участниками.

3.3.Подведение итогов.