Конспект урока по технологии сельскохозяйственного труда “Семена. Сушка семян, очистка семян”


Коммунальное государственное учреждение «Костанайская специальная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.

Учитель ПТО Слесаренко Т.И.

Тема занятия : Семена . Сушка семян, очистка семян.5 класс.

Цели:  Ознакомить учащихся с новым материалом «семена».

– Расширить словарный запас;

– Способствовать развитию наблюдательности.

– Работать над коррекцией речи, внимания;

– Воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.

Оборудование: семенной ворох цветочно-декоративных растений, коллекция семян, набор сит, х/б мешочки.

Тип урока:  объяснение, демонстрация.

1. Психолого-педагогический настрой:

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Семена. Сушка семян. Очистка семян». Мы должны узнать что такое «семена» , и узнать о необходимости сушки и очистки семян перед закладкой на хранение.

2. Проверка домашнего материала: .Но прежде чем мы с вами перейдём к новой теме, давайте повторим предыдущую. Тема предыдущего урока « Ручная перекопка почвы». Какой инвентарь нужен для перекопки почвы. Игра « Убери лишнее». ( на доске рисунки с инвентарём, дети должны убрать лишние рисунки.)

Вот мы и оставили самое необходимое для перекопки почвы на доске. А теперь мне расскажите о строении лопаты ( дети должны назвать части лопаты. Рассказать о технике безопасности при работе с лопатой,) Расскажите о строении грабель, и о технике безопасности при работе с граблями.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Цветы оказывают магическое воздействие на человека-это  немые существа, они сумели обратить на себя внимание, прочно укоренились в нашем быту, заставили человека служить им, ухаживать, холить и лелеять, благодаря своей красоте.

Всё лето на нашем, пришкольном участке царило многоцветие\ (фото с пришкольного участка). Как хочется сохранить всю эту красоту, чтобы и в следующем году было чем полюбоваться. Так что-же нам делать? Опять покупать семена? Нет. Мы с вами весь сентябрь и начало октября собирали семена  с наших цветов. (фото). Чтобы на  следующий год наш пришкольный участок зацвел ещё краше благодаря вашим стараниям.

4.Объяснение нового материала .

Каждое семя – это будущий организм с определенными свойствами .

В семени – все растение. Из крошечного семени может вырасти целое дерево, удивительный цветок, дуб-великан или пышный кустарник. Люди давно заметили, что урожай зависит прежде всего от семян. Хорошие семена бросишь в землю – получишь хороший урожай, бросишь плохие семена, и урожая не будет, как-бы ты за ним не ухаживал. Семена  это продолжатели жизни растений.

Семя – орган размножения растений. ( прочитать несколько раз с детьми).

Давайте рассмотрим цикл развития растения.Перед вами лежат картинки от начала развития растения, до конечного результата.  Разложите их.

Мы с вами сажаем в землю семя, наш цветок растёт, развивается, расцветает и в сентябре мы что получаем с цветка – семя.(картинки с циклом развития).

Дети рассказывают стихотворение о семенах.

– Это — с носиком пушинки,
Это — горсточка зерна.
Тут — горошек, там — крупинки.
Что же это?
– Семена.

– А зачем мы их набрали?
Не красивы, не вкусны…
Только место занимают!
– Подождём-ка до весны…

Вот из этой вот пушинки
Тёплой раннею весной
Вырастает одуванчик –
Мягкий шарик золотой.

Из смешных сухих крючочков –
Рыженькие ноготки.
Из крупинок круглых — маки,
А из зёрен — колоски.

Кто-то раньше, кто-то позже –
Каждый точно прорастёт.
В землю, вниз протянет корень,
Листья — к солнцу, вверх, вперёд!

Прорастут, цветы раскроют…
Запахов земля полна!
А внутри цветов душистых
Подрастают семена.

Так для чего нам нужны семена? (ответы учащихся). Семена нам нужны для получения нового хорошего урожая.

У разных растений – разные семена. Перед вами на столе лежит коллекция семян собранных на нашем пришкольном участке.Посмотрите и скажите они похожи между собой или нет ( ответы детей). Они отличаются по форме, по цвету, по размеру. Эту коллекцию составляли мы с вами, и с другими детьми.

А для чего мы составили эту коллекцию? (ответы детей) Правильно, чтобы знать названия цветов , и  какому цветку принадлежат семена.

5.Физ. минутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит.

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

Но мало собрать семена их ещё нужно сохранить до следующего сезона. И здесь , сразу после сбора семян у нас первая ступень к их сохранению это сушка.

Сушка семян – это снижение влажности в семенах. ( прочитать несколько раз с детьми)

Сушка является основной технологической операцией по приведению семян в устойчивое при их хранении состояние. Только после того, как из семян удалена вся избыточная влага можно рассчитывать на его надежную сохранность в течение длительного периода времени. При высокой влажности на поверхности зерен начинают бурно размножаться микроорганизмы – бактерии и плесневые грибы, а это, в свою очередь, ведет к гибели семян. Правильно высушенные семена большинства цветочных растений сохраняют всхожесть в течение 2-3 лет.

(Показать мешочки с семенами). Скажите мне, дети, что я держу в руках. Это наш с вами опыт. В сырую погоду мы с вами собрали семена с наших цветов, и без просушки убрали их в целлофановые пакеты, для того чтобы увидеть как они будут хранится. И что мы наблюдаем? Мы видим , что семена наши почернели, размякли, начинают плесневеть. После такого хранения наши семена смогут прорости? Правильно мы поступили с нашими семенами?  Нет. А что мы с вами должны были с ними сделать после сбора?

После сбора семян нужно ( технологическая карта):

1.      Разложить  семена тонким слоем на поверхности стола.

2.      Регулярно проветривать помещение, где сушатся семена.

3.      Регулярно  перемешивать  семена, для равномерного просушивания.

Когда семена станут абсолютно сухими и будут беспрепятственно рассыпаться — мы переходим на новую ступень – очистка. Семенной ворох цветочно-декоративных растений, который мы собрали с вами этой осенью на пришкольном участке, представляет собой неоднородную смесь, состоящую из семян и посторонних примесей: органических (стебли, листья, оболочки семян), минеральных (земля, камни, песок). Присутствие этих примесей снижает всхожесть семян, является источником микроорганизмов в семенной массе, способствует порче семян при хранении. Поэтому наши семена нужно очистить.

Очистка семян – удаление различных примесей из семян основной культуры.

Нужно знать, как правильно очистить семена, так как у разных культур семена сильно различаются по размеру и форме, поэтому приемы для их очистки тоже разные. Большинство семян перед очисткой обмолачивают, помещая в плотный полотняный мешочек и перетирая их или обстукивая палкой.

Из перетертого вороха семена отделяют при помощи различных сит –метод называется -просеивание. При очистке семян сначала берём  поддон, затем сито с мелкими отверстиями для пыли и мелкого мусора. Затем взять сито с крупными отверстиями для удаления крупного мусора. Остальные сита выбирают в зависимости от формы и размера семян. ( демонстрация просеивания семян).  Кто повторит просеивание за мной?

6. Повторение нового материала.

На доске кластеры «семя», «сушка», «очистка» , и кластеры с объяснениями, нужно найти пару. Дети зачитывают всё и находят объяснение, соединяем по смыслу.

Возобновить порядок работы после сбора семян, лежат кластеры без нумерации.

7. Закрепление.Техника безопасности при работе с семенами. А как правильно провести очистку семян с помощью сит мы закрепим за лабораторным столом. ( детям выдаётся набор сит, семенной ворох, и они сами подбирают сита для просеивания.)

8. Подведение итога. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– что такое «семена»

-как их правильно сушить, и о необходимости сушки семян перед закладкой на хранение.

-что такое «очистка», и о её необходимости.

 

Молодцы. Все хорошо работали.