Мастер-класс СБО «Овощи. Приготовление овощного салата»


КГУ «Костанайская специальная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акиматаКостанайской области

Учитель:Батыргужина Г.Ж.

Класс: 8

 

Тема блока: Питание

Тема урока: Овощи. Приготовление овощного салата.

Цель: Ознакомление учеников с технологией приготовления винегрета и способом нарезки овощей.  Показать элемент карвинга при украшении салата.

Задачи:

образовательные:  формировать знания и умения по приготовлению салата из вареных овощей; упражнять в нарезке овощей различными способами и правильному пользованию инструментами;  учить планировать свою работу, использовать полученные знания на практике;

коррекционные:  развивать мелкую моторику рук;  развивать творческую активность, умение работать в группе;  развивать логическое мышление через приемы сравнения, сопоставления. Способствовать развитию и коррекции памяти через выполнение практических   заданий. Развивать речь, пополнять ее новыми словами и терминами.

воспитательные:  воспитывать организованность,  доброжелательность, уважение друг к другу,  аккуратность, эстетический вкус при оформлении готового блюда;  повышать познавательный интерес к предмету; подготовка детей к самостоятельной жизни.

Оборудование: цитата “Овощи на столе – здоровье на сто лет”; инструкция при работе с колющими и режущими инструментами,  историческая справка, технологическая карта приготовления винегрета, рецепт приготовления винегрета.

Инструменты и оборудование: салатник, глубокие тарелки, ножи, разделочные доски, столовая ложка.

Продукты: отварные овощи – картофель, морковь, свекла; соленый огурец, квашенная капуста, репчатый лук, растительное масло, соль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект мастер-класса

Организационный этап.
1.Приветствие. Психолого-педагогический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Мы  покажем с вами мастер- класс. Приглашаю всех в кулинарную мастерскую. Но сначала  предлагаю вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести упражнение- «поддержка друга».

2.Введение в тему.

Повторение пройденного материала:

Тема пройденного урока «Овощи».

Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

– Что такое салат?

Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей, в состав которого входит заправка сметаной, растительным маслом, соусами.

 

1)      Презентация овощей (ученики).

Расскажите об основных свойствах овощей.

Морковь. Она поможет избавиться от малокровия и упадка сил, укрепит организм. О пользе моркови знали уже более 4 тыс.лет. назад. Существовало предание, что морковь – это лакомство гномов, которые взамен ее давали счастливцу слиток золота. Морковь обычно употребляют со сметаной или растительным маслом. Морковь используют в диетическом питании.

Лук. Еще в Древнем Риме считали, что пища с луком прибавляет силу, энергию, храбрость, поэтому его старались давать войскам в боевых походах. Еще древние славяне лечили луком многие болезни. “Лук от семи недуг”

В.Никольский в 1924 году писал: “Лук придает здоровье, сообщает свежесть цвету лица и сохраняет зубы”

Салаты и гарниры из свежего и сладкого репчатого лука вкусны и ароматны. Работа с луком требует осторожности.

Слезы градом – режу лук,
Круг за кругом, в круге круг,
В шаре шар, кольцо в кольцо,
Будет дождик на лице.

– А что вы знаете о капусте? Чем она полезна?

Капуста. В капусте масса полезных веществ. Она богата минеральными солями, что улучшает работу кишечника. Капуста способствует поддержанию бодрости и хорошего настроения.

Капуста на ножке растет одна,
Картошка – семейкой дружной.
Капуста с картошкой на кухне всегда –
Овощи самые нужные.

Огурец. Из овощей огурец является самым ранним, а теплицах его собирают круглый год. Огурцы обладают высокими вкусовыми качествами, повышают аппетит, свежие огурцы обладают слабительным действием. Огуречный сок используется в парфюмерии. Используются огурцы и в диетическом питании.

Картофель. Картофель называют вторым хлебом. И действительно, он вкусен, полезен, питателен. Существует 500 блюд из картофеля. Бывает технический и кормовой картофель. Это “обувь” для машин, лекарства. Картофель родился в субтропиках, затем переходил моря и страны, но чаще приживался на равнинах. Он менял свои имена и прозвища: гулена, гульба, бараболя, бульба, потетес, и  наконец- картофель.

2)  Вывод учащихся.

2.Основной этап.

 

Новая тема:  ВИНЕГРЕТ – салат из отварных свёклы, картофеля, моркови, а также солёных огурцов, репчатого лука и нередко квашеной капусты и зелёного горошка. Заправляется подсолнечным маслом. Относится к холодным блюдам.

1.      Историческая справка.

ВИНЕГРЕТ (от фр. vinaigre — уксус, то сбрызнуто уксусом). Название “винегрет” появилось в царствование Александра I. Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: “Винегр?” (по-французски vinaigre – уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: “Винегрет, винегрет…” Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.

2.  Технология приготовления салата.

1. Составление плана приготовления винегрета (пошаговое с иллюстрациями).  Формы нарезки овощей. Полезные советы. Показ элемента карвинга – украшение лилией из лука.

2. Повторение техники безопасности с режущими предметами.

1) Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте нож слишком высоко над разделочной доской.

2) Овощи нарезать только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3) Передавайте нож ручкой вперёд.

4) Не ходить по помещению с ножом в руках.

5) По окончании работы инструменты класть на определенные места.

3. Повторение правил гигиены приготовления пищи:

1. Перед работой вымыть руки с мылом.

2. Убрать волосы под косынку, колпак.

3. Надеть фартуки, спецодежду, засучить рукава.

4. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

5. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

6. Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.

7.      Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.

Релаксационная пауза

3.Самостоятельное поэтапное выполнение блока.

 

1.Нарезка овощей для салата.

2.Заправка салата.

3. Украшение салата.

3.Заключительный этап.

1.Дегустация.

2. Оценивание.

3. Итог.

 

– Какое блюдо готовили на уроке?

– Какие овощи необходимы для приготовления салата винегрет?

– Какие ошибки могут быть при приготовлении винегрета? (Свёкла окрасит другие овощи, по-разному будут нарезаны овощи и др.)

– Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

 

Желаю вам успехов!