«Роль военно-патриотического клуба в формировании казахстанского патриотизма».


Гамастинов С .Г.

Руководитель ВСК Гвардеец Государственное коммунальное казенное предприятие «Дом детского творчества» при отделе образования города Степногорска

 

«Патриот – это человек, который горячо

любит Родину, учится и трудится на её благо,

приумножает её богатства, а если понадобится,

он должен быть готов встать на её защиту,

в том числе и с оружием в руках, и в конечном

счёте оказаться победителем как злой стихии,

так и врага»

Дальнейшее совершенствование воспитательной работы по формированию личности, обладающей высокой степени гражданственности является требованием не только сегодняшнего дня, но и долгосрочной программой. Время требует, чтобы в новых условиях социально – политического развития, формировался гражданин, обладающий самостоятельностью, способный не только жить и работать в условиях рыночных отношений, но способны принимать участие в политических процессах демократического общества, с высокими духовно – нравственными установками в условиях потенциального государства, обладающего наряду с интернациональными, должными патриотическими качествами.

Современный мир многообразен, и наше молодое суверенное государство строит свою стратегию на миролюбии и добрососедстве. Однако ещё не ликвидированы различного рода военные угрозы. Это и не прекращающиеся локальные войны и усиление международного терроризма, и действие экстремистских групп и объединений.
Наличие подобного рода военных угроз вынуждает нас совершенствовать военную доктрину, обращать особое внимание на обеспечение национальной безопасности.

Роль морального фактора в современной войне, несмотря на огромный скачок в развитии средств вооружённой борьбы не только не уменьшилось, но и резко возросла. И не даром, в условиях реформирования Вооружённых Сил Республики Казахстан, Президент, Верховный Главнокомандующий – Нурсултан Абишевич Назарбаев требует, что «Казахстан должен войти в XXI век с качественно – новой армией, вобравшей в себя самые новейшие достижения военной науки, техники, имеющей свою специфику отражающие воинские, духовные традиции народов нашей Республики».

Казахстанский патриотизм – это многомерное явление. Родина для нас начинается с родного дома, семьи, с картинки в первом букваре, с единства нашей многонациональной страны, с её целостности, суверенитета, безопасности.

Военно – патриотическое воспитание – составная и значительная составляющая патриотического воспитания, и перефразируя известные слова, можно смело сказать, что всякий суверенитет лишь тогда чего- нибудь стоит, если он сумеет защититься. Организация военно – патриотических клубов нуждается в систематизации,  которая должна на мой взгляд приобрести целостную структуру.

В настоящее время военно- патриотическое воспитание молодёжи является одной из наиболее острых социальных проблем. Наблюдаются элементы на  желания юношей служить в рядах Вооружённых Сил, ухудшение состояния здоровья подростков, увеличение числа правонарушений среди  несовершеннолетних. Система организации военно – патриотического воспитания стало нуждаться в обновлении и совершенствовании.

Военно- патриотический клуб создается с целью формирования у занимающихся высоких морально – боевых качеств будущих защитников Родины – Республики Казахстан, воспитывающих учащихся на высоких духовных и воинских традициях народов Казахстана, расширение военно- политического кругозора, сознательного отношения к выполнению гражданского долга по защите республики Казахстан, воспитанию добросовестного отношения к военному делу, дисциплины и исполнительности, привитию интереса к военной профессии, формирование духа коллективизма, дружбы и войскового товарищества, изучения исторического прошлого нашей Родины, духовного наследия предков их воинских и боевых традиций.

В работе военно – патриотических клубов крайне важно ориентировать молодёжь на качественное освоение основ военного дела, понимание гражданских обязанностей защитника Родины, но и прямой выход на практическую подготовку к службе в рядах Вооружённых Сил Республики Казахстан, овладевание знаниями, умениями, навыками молодого солдата совершенствование физической, психологической и морально – боевой подготовленности, овладением хотя бы видом военно – прикладного спорта, военной специальностью.

В работе военно – патриотического клуба важно использовать принцип воспитания в коллективе и через коллектив, так как современное оружие и боевая техника, характер боевых действий требует не только отличной подготовки каждого, но и слаженных, предельно чётких действий воинских коллективов, готовности прийти на помощь товарищу, бескорыстно отдавать свои и саму жизнь делу защиты Отечества. Влияние коллектива важно и для формирования умения повиноваться и быть исполнительным.

 

1.     ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Работа ВСК ведётся по специальной программе и каждый год совершенствуется.

Задачи поставленные в ВСК предопределяет особую целенаправленность военно – патриотического воспитания

Оно представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувство, волю, психику и физическое развитие занимающегося.

Военно – патриотического воспитания предполагает привитие членам клуба глубокого уважения к боевым и трудовым традициям нашей страны, беззаветной любви к Родине, подготовки к военной службе, даёт возможность сознавать свою гражданскую ответственность перед своей Республикой и казахстанским народом.

Комплексное содержание программы предопределяет её прямое содействие воспитанию потребности у членов клуба в систематических занятиях физическими упражнениями, что имеет большое значение в развитии здорового образа жизни и в подготовке к службе в рядах Вооружённых Сил РК.

 

2.     ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ.

 

Формирование личностных качеств воспитанников на основе идеи казахстанского патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей.

 

Приоритетными являются:

·        усиление общеобразовательной и инструктивной направленности занятий;

·        достижение высокого развития основных двигательных качеств;

·        воспитание бережного отношения к своему здоровью, умение поддержать его высокий уровень, работоспособность;

·        приобретение знаний основ личной и общественной гигиены, техники безопасности и оказания первой помощи;

·        воспитание у членов клуба высоких патриотических чувств и убеждений.

 

3.     ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

·        овладение начальными военными и военно – техническими знаниями и навыками;

·        формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества;

·        привитие психологических, боевых и физических качеств;

·        всесторонняя физическая подготовка, развитие силы, выносливости;

·        изучение парашютного и стрелкового дела;

·        изучение искусства единоборств, как пути к уверенности в себе, единства тела и духа;

·        выявление одарённых детей;

·        пропаганда здорового образа жизни;

·        привлечение «трудных» детей и охват детей из социально незащищённых слоёв населения;

·        развитие самостоятельности, уважение к старшим.

 

4.     МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 

·        занятия, соревнования;

·        мониторинг, экзамены по спортивным дисциплинам;

·        совместные мероприятия с организацией «Отан», городским отделом по обороне, отделом культуры, Советом ветеранов ВОВ, Союзом ветеранов Афганистана;

·        военно – спортивные игры, сборы с выездом в места отдыха;

·        конкурсы солдатской и афганской песни;

·        встреча с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане, выпускниками клуба, прошедшими службу в армии;

·        встречи – беседы с инспекторами ИДН на тему: «Профилактика правонарушений среди подростков»;

·        беседы – лекции на тему: «Служба в армии – почётная обязанность» совместно с отделом по обороне;

·        дни открытых дверей;

·        совместная работа руководителя, совета клуба и родительского комитета;

·        собрания с родителями и детьми.

Методы ведения занятий ВСК «Гвардеец»

Наибольший эффект в попытках добиться того, чтобы полученные знания, умения, навыки вошли в повседневную жизнь детей, даёт многообразие подходов к обучению.

На занятиях решаются следующие задачи:

Ø общеобразовательные;

Ø воспитательные;

Ø оздоровительные.

Занятие делится на три части:

Ø вводное;

Ø основное;

Ø заключительное.

Основные методы:

Ø фронтальный;

Ø поточный;

Ø групповой;

Ø индивидуальный;

Ø метод групповой тренировки.

Предполагаемый результат реализации программы.

1. Развитие личностных качеств:

Ø формирование казахстанского патриотизма, интернационализма и гуманизма;

Ø формирование навыков здорового образа жизни;

Ø формирование активной жизненной позиции;

Ø осознание личной ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны.

2. Развитие физических качеств:

Ø подвижность, быстрота реакции, гибкость;

Ø координация движений, скорость мышления, сила.

3. Обучение военному делу:

Ø стрельба;

Ø ориентировка на местности;

Ø укладывание парашюта;

Ø одевание ОЗК, противогаза;

Ø строевые упражнения, знания Устава ВС РК;

Ø подчинение, выполнение приказов командира.

4.Привитие навыков и умений каратэ:

Ø ката, спарринг;

Ø техника приёмов, боевое оружие;

Ø физио – психологические принципы;

Ø участие в соревнованиях, выполнение спортивных разрядов;

Ø подготовка помощников судий и инструкторов.

 

5.     Развитие игровых навыков:

 

Ø в спортивных играх (футбол, регби);

Ø в подвижных играх («Весёлые старты», игры военно – прикладного характера «Граница», «Конный бой», «Сункар» и другие);

Ø в настольных играх (настольный теннис, шахматы, шашки, нарды).

 

ВСК является не только местом проведения специальных занятий, но и создаёт уникальную возможность неформального общения детей. Здесь члены клуба играют в шахматы, шашки, настольный теннис, играют на гитаре, занимаются на тренажёрах, просматривают видео фильмы. Хорошей традицией клуба является встречи с ветеранами войны в Афганистане, совместно проводя спортивные состязания, вечера – встречи.

ВСК поддерживает связь с воспитанниками, которые служат или отслужили в рядах ВС. Рассказы о службе в армии является положительным примером для всех членов клуба.

Помимо сдачи специальных нормативов, проводим соревнования по футболу, амреслингу, гиревому спорту, шахматам, шашкам, теннису, по военно прикладному многоборью. За 30 лет развити клуба в нём занимались и занимаются 4500 детей, более 1000 воспитанниках отслужили в ВС, 368 – в десантных войсках, подготовлено 25 инструктора по видам спорта.

Для реализации программы было проведено 216 часа учебных занятий – 2 года обучения, 144 часа учебных занятий – 1 года обучения, куда включались теоретические и практические занятия.

Программа содержит в себе занятия и виды работы, рассчитанные на то, чтобы помочь членам клуба осознать себя важной частью общества, стержневым понятием которого является понятие единства тела и духа, сочетания физического, интеллектуального, социального – личностного и духовного здоровья.

Данная учебная программа обеспечивает систематическое обучение и привитие знаний и навыков в будущем защитникам Отечества.

Руководитель ВСК Гвардеец                    Гамастинов С .Г

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСК «ГВАРДЕЕЦ»

С ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ