Развитие речи на общеобразовательных уроках в начальной школе


Соколова Дарья Игоревна

учитель начальных классов КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

Фокина Т. Л. В своей статье «Развитие речи на уроках в начальной школе» говорила: «Развитие речи — одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей».

На уроках русского языка, литературного чтения и математики ежедневно проходит работа над развитием речи учащихся. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды деформированных текстов, упражнения со словом и словосочетанием, пересказы, работа с перфокартами, работа с числовым рядом. Так же неотъемлемой частью развития речи является работа с дидактическим и раздаточным материалом и упражнения на развитие мелкой моторики.

Каждый урок русского языка и литературного чтения начинается с проговаривания чистоговорки или скороговорки. Это упражнение способствует активизации речи детей. Все речевые разминки подобраны в соответствии с речевыми возможностями учащихся.

Перед тем, как приступить к письменным работам ребятам предлагается выполнить пальчиковую гимнастику. Для того чтобы учащиеся осознано и правильно проговаривали слова а так же правильно выполняли движения был разработан комплекс пальчиковых гимнастик на год. Таким образом, ребята заучивают одну гимнастику в неделю. В начале недели я знакомлю учащихся с текстом гимнастики, и к концу недели ребята с легкостью самостоятельно проговаривают рифмованный текст и выполняют соответствующие движения. Для пальчиковой гимнастики используются различные атрибуты: крупная фасоль, карандаш с шестью гранями, круглая ручка и другие подручные предметы.

Минутка чистописания, как на уроках русского языка, так и на уроках математики необходима учащимся не только для запоминания правильного написания элементов букв и цифр, но и для развития речи. Так как при написании цифр или букв я требую от учащихся правильного проговаривания написанного.

Еще одной необходимой частью в работе над развитием речи на уроках русского языка я считаю работу со словарными словами или картинный диктант. Данный вид работы не только обогащает и активизирует словарный запас учащихся, но и помогает детям свободно, точно и четко высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Так же работа со словарем заключается не только в написании и проговаривании слов. Задания со словами могут быть разными, в соответствии с темой урока: составить словосочетание, подобрать однокоренные слова, разобрать слово по составу, подобрать антонимы или синонимы и др.

Еще одним необходимым помощником на каждом уроке русского языка и математики является дидактический и раздаточный материал, а так

же различные схемы которые помогут учащимся с легкостью составить предложение по русскому языку (схема членов предложения), разобрать слово (схемы для раздела «Состав слова»). Выучить правило и разобраться в алгоритме действий так же поможет схема. Построенная таким образом работа позволяет детям не только совершенствовать речь, но и развивает логическое мышление младших школьников.

В соответствии с темой урока русского языка или литературного чтения можно подобрать задание с деформированным текстом или словами – перевертышами (молоко – околом).

Заинтересовывает ребят и работа с пословицами на уроках литературного чтения. К.Д. Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда…есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». При работе с пословицей ребята обогащают свою речь, делая ее более правильной и грамотной. Работа с пословицей происходит перед прочтением текста. Я непременно задаю ученикам вопрос «В чем смысл данной пословицы?». Разобрав смысл пословицы ребята смогут высказать свои предположения, ответив на вопрос «Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?». Прочитав текст, я продолжаю работу с пословицей, и тогда ученики могут в полной мере дать ответ на вопрос «Действительно ли смысл прочитанного произведения соответствует нашей пословице?». Таким образом, систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать и обогащать речь, мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, повысить уровень усвоения материала по теме.

Так же для детей с нарушением речи сложно передать голосом интонацию и выразительно прочитать стихотворение. Поэтому проводится работа по прочтению коротких диалогов или стихотворений, где я стараюсь добиться от учащихся грамотного прочтения с соблюдением всех интонационных норм (вопросительное предложение, восклицательное предложение, интонационные паузы).

Подводя итог, можно сделать вывод: работу над развитием речи необходимо проводить не только на коррекционных уроках, но и систематически на всех общеобразовательных уроках. Только так можно добиться от учащихся правильной, грамотной, красивой и четкой речи.