«Изодеятельность как фактор развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» методическое пособие


Карп Светлана Владими-ровна
КГУ «Детский дом № 1, г.Акколь», логопед-дефектолог

РЕЦЕНЗИЯ №0002 ОТ 21.02.2019 г.

 

ББК 74.3

 

К 21

 

 

Карп С.В. Методическое пособие «Изодеятельность как фактор развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня»: книга  для логопедов, дефектологов, воспитателей и учителей начальных классов. Кокшетау, 2018,  54 стр.

 

 

 

 

К 21В настоящем  методическом пособии обобщен практический опыт  логопеда по развитию связной речи детей с ОНР 3-го уровня. Введение элементов изодеятельности  в структуру занятий  по развитию речи достаточно эффективно развивает  познавательно-речевые возможности  ребенка, его активный словарный запас,  навыки монологической и диалогической  речи, формирует  эстетические чувства, способствует обогащению его эмоциональной  сферы. В  пособии  кратко изложена  система поэтапной  работы по развитию связной речи, методика исследования  разных видов связных речевых  высказываний от единичной формы до развернутой. Также предложен тематический план занятий  по развитию связной речи, ряд занятий  с детьми и альбом  по развитию связной речи  «Художник-рассказчик».

Представленное учебно-методическое пособие имеет практическую значимость для логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей  детских садов.

 

                                                                                                    ББК 74.3

 

 

                                                                                                       К 21

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Задача решения проблемы формирования связной речи является наиболее актуальной для детей, страдающих общим недоразвитием речи 3 уровня. Это необходимо  как для преодоления системного речевого недоразвития, так  и для подготовки к предстоящему школьному обучению.

 

В современной литературе достаточно рассмотрены пути формирования связной речи (Короткова Э.П., Глухов В.П., Ладыженская Т.А.), но мало разработаны такие вопросы, как введение средств изодеятельности для развития связной устной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

 

Включение, введение в структуру занятий по развитию речи элементов  изодеятельности оказывает положительное влияние на развитие связной  речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.

 

Ведь известно, что  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характерны следующие нарушения:

неумение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, дефицит в использовании речевых средств, трудности в планировании монолога.

 

Представленный  в книге модифицированный путь – путь  формирования связной устной речи на интегрированных занятиях с элементами изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня способствует развитию навыков программирования монологической речи, ее логичности, непрерывности, развернутости и произвольности.

Именно  включение в структуру занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста элементов изодеятельности способствует  осмыслению, быстрому запоминанию материала, сохранению его в памяти и воспроизведению.

 

Кроме того,использование  элементов изодеятельности в работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня  вызывает большой  интерес к занятиям, служит  дополнительной мотивации к деятельности.

Таким образом,  в процессе использования указанного подхода к  деятельности  по развитию связной речи у детей повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность.

А также развивается чувственное восприятие, эстетические представления, формируются положительные личностные качества, эмоционально-волевая сфера.Вследствие чего значительно возрастает результативность коррекционной работы.

 

 

 

Краткое описание методики работы  «Изодеятельность как фактор развития связной речи детей с ОНР 3 уровня»

 

 

Для выявления уровней форсированности связных высказываний использовались модифицированные методики Глухова В.П., Ткаченко Т.А.

Комплексное исследование включало 7 последовательных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента.

Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов высказываний – от единичной формы связного высказывания до составления рассказов с элементами собственного творчества.

Для выявления уровня сформированности связных высказыванийприменялись следующие виды заданий:

– составление предложений по ситуационным картинкам (с изображением действия).

– составление предложения по трем предметным картинкам (с учетом взаимосвязи всех трех предметов).

-пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Чиж».

-составление рассказа по серии сюжетных картинок.

-составление рассказа из личного опыта «Наша группа» с опорой на план:рассказать о том, что находится в группе; чем дети занимаются в группе; в какие игры играют; назвать свои любимые игры и занятия; сказать, как они играют в них.

– составление описательного рассказа о кукле.

-составление рассказа по данному началу с опорой на картинку.

 

Данные результатов обследования показали: связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня отличается недостаточным умением отражать причинно-следственные отношения между событиями, узким восприятием действительности, нехваткой речевых средств, трудностями планирования монолога.

В связи с этим  предполагалась работа по коррекции указанных недостатков, формированию ее  составляющих: развернутость, произвольность, непрерываемость, программированность с помощью элементов изодеятельности.

За основу были  взяты как элементы ранее разработанных методик Казаковой Т.А., Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С, так и авторские наработки, касающиеся нетрадиционных приемов изображения.

Работа по формированию связной речи была построена в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность обучения, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Система обучения детей с ОНР рассчитана  примерно на 70 часов и включает ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: составление сопровождающих высказываний в ходе выполняемой работы (комментированное рисование, лепка); воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. В системе указанной  работы предусматривался  постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность, к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов были поставлены  конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий, а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые групповым методом.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 25-30 минут. Обучение осуществлялось  в течение двух лет: сначала в старшей, затем в подготовительной к школе  группе.

Обучению детей рассказыванию предшествовала подготовительная работа (первого период первый год обучения).

Целью этой работы являлось достижение уровня речевого и языкового развития, которое является основой для составления разных видов развернутых высказываний.

Подготовительная работа включала: формирование лексического, грамматического и синтаксического базиса связной речи. Для реализации этой задачи были использованы задания, целью которых являлось обогащение словаря лексикой, обозначающей признаки, качества, действия, использование следующих  приемов: «Изобрази разное солнышко, скажи, какое оно, какие действия оно может производить» (веселое, грустное, печальное, смешное; показалось, спряталось, улыбнулось, загрустило, рассердилось и т.п.).

С целью закрепления навыков употребления имен существительных в форме косвенных падежей, использовались приемы: «Забывчивый художник»; «Дорисуй зверюшке то, что она любит, и скажи об этом»; «Что без чего» и др..

С целью формирования умений образовывать притяжательные прилагательные использовались игровые приемы: «Нарисуй, слепи часть тела  животного и скажи, чье оно», (беличий хвост, медвежье ухо и т.п.) Так, рисуя коллективным методом животное из страны Выдумляндии, составляя по одному предложению о своем изображении, дети придумали рассказ о нем.

Приемы «Дорисуй», «Доделай», «Долепи» использовали для образования относительных прилагательных от существительных, (дом из соломы — соломенный, из пластилина – пластилиновый, из дерева – деревянный, из песка – песочный, из камешков – каменный…).

Проводилась  работа по развитию и закреплению навыков построения предложений разной структуры: выполнялись упражнения на составление высказываний о  действиях педагога, собственным действиям (сопровождающимся речью): я катаю, леплю, я приклеиваю. Эти упражнения выполнялись в ходе работы (сопряжено с моими словами), в ходе выполнения своей работы (сопровождающая речь), после завершения работы (рассказ о выполненном).

Далее осуществлялась  деятельность  по распространению  предложения  одним дополнением: я катаю шарик; двумя (прямыми и косвенными): я рисую деревья карандашами; я катаю шарик руками.

С помощью инструкции: отрази форму, цвет, величину, дети составляют предложения с определениями: я катаю большой синий шарик; я катаю маленький круглый шарик.

После чего  предусматривался переход к составлению предложений с двойной предиктивностью: «Ветер наклонил деревья и качает их»; я сижу и леплю мишку».

После этого велась работа по составлению сложносочиненных конструкций из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую: Михайло Потапыч ест из глубокой тарелки, а Мишутка ест из мелкой тарелки; Я рисую красным карандашом, а Витя рисует синим карандашом.

После чего конструировались сложноподчиненные предложения с союзом «потому что» н-р,при рассматривании репродукций картин известных художников: «На картине осень, потому что… деревья стоят желтые».

С целью формирования навыков описательных рассказов решались следующиезадачи:

развитие умения выделять существенные признаки, основные части и детали предмета.

Реализация этих  задач  осуществлялась  с помощью приемов лепки, рисования, аппликации.  Работа детьми выполнялась  в той же последовательности, в какой и описывается  предмет, следуя принципу — от главного, существенного к второстепенным деталям.

 

Целью деятельности во 2-3 период первого года обучения являлось: формирование навыков всех видов рассказывания с постепенным переходом к более самостоятельным и развитым высказываниям.

Также были определены задачи этого периода:

-развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов.

-формирование представлений о правилах построения рассказа-описания.

-овладение языковыми средствами, необходимыми для рассказывания.

-отработка последовательности действий при  лепке, рисовании, отражение навыков при  рассказывании.

С целью развития умений выделять признаки предметов использовались приемы:

«Раскрась разными карандашами», «Нарисуй, вылепи яблоки разной формы и расскажи о них», « Дорисуй то, что бывает круглым и расскажи»,«Вылепи то, что бывает сладким, изобрази то, что бывает красным, кислым»

С целью формирования представлений о правилах построения рассказа-описания, закрепления последовательности изложения микротем использовался прием совместного проговаривания (сопряженной речи), проговаривания своих действий во время изготовлениятой или иной поделки: комментированное рисование, комментированная лепка. После чего детям предлагалось рассказывать о своей поделке, рисунку веселому Бормотульке (игрушке).

Сначала это выполнялось с опорой на схему, затем без нее.

Для реализации цели по развитию навыков сравнительного описания использовался прием  одновременного выкладывания предметов из геометрических фигур и параллельного описания данной части. Работая таким образом, дети не только запоминали последовательность изложения микротем, но и обогащали активный словарь словами-признаками, обозначающими величину, форму, цвет. В ходе работы отрабатывались навыки формирования степени сравнения имен прилагательных (ручки короче ножек),назывались действия предмета, признаки действия. При составлении пересказа большая роль отводилась изготовлению панно в виде мозаики из геометрических фигур. Так на 2 занятии по пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К. Ушинского) с целью лучшего запоминания, того, кому что досталось, в первой части рассказа, что во второй, дети одной группы выкладывали фигурку медведя, другой – справа мужика, затем, во время чтения одновременно прикрепляли изображения вершков и корешков под фигурами.

При пересказе текстов  К.Д. Ушинского «Гуси», «Петушок с семьей», работая коллективно, дети зарисовывали последовательность описания петушка и гусей с опорой на мой символический план (форма, цвет, величина тех или иных частей тела.)

Сначала рассказывалось о нарисованном по цепочке, по частям, затем, составлялось описание целиком.

В 3 периоде 1-го года обучения, дети уже самостоятельно планировали предстоящую работу. По мере возрастания речевых возможностей, включались задания по составлению небольших рассказов из личного опыта.

С опорой на свой предваряющий план  дети рассказывали об изготовленных  поделках (в подгруппах по четыре человека).

На втором году обучения предполагался постепенный переход от репродуктивных форм рассказывания к продуктивным (творческим). Он отличался тем, что во все виды рассказывания включались творческие задания.

В процессе этой работы  активно использовался прием:

«Нарисуй и собери рассказ».  Устанавливая правильную последовательность изображенного, дети  вели рассказ от первого лица.

Так, на втором занятии по пересказу сказки «У солнышка в гостях» дети коллективно изготавливали панно в технике коллаж (соленое тесто, сжатая бумага), затем, давали словесное описание изображенных предметов, подбирая существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Изготавливая подгруппами панно в технике «коллаж», отрабатывая в ходе работы названия деталей, последовательность изготовления, ребята составляли сравнительное описание лягушек и полосатой кошки. В процессе  работы каждый из них  рассказывал свой эпизод,  объединяя (с помощью наводящих вопросов) их единой сюжетной линией. Работая коллективно, одни из ребят  придумывали завязку, другие проблему — которая могла возникнуть (кульминацию), третьи – развязку.

С целью формирования навыков рассказывания по картинам знакомилисьс репродукциями произведений известных художников И.Левитана, Б. Кустодиева, А. Пластова и др., обучаясь  замечать и называть отличительные особенности изобразительных  жанров: натюрморт, пейзаж, портрет.

В процессе рисования по закрытой картинке с помощью разных средств и техник изображения, осуществлялось описание  картин — рисунков, с  называнием их жанровых особенностей.

В конце второго, начале третьего периода второго года обучения в целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества предусматривались  следующие виды  занятий:

-моделирование сюжета сказки «Хвосты» из пластмассовых фигур с заменой действующих лиц другими.

-моделирование сюжета сказки «Почему у журавля самые длинные ноги» по аналогии со сказкой «Хвосты» из природного материала.

-моделирование сюжета сказки «Как хозяин друзей нашел» по аналогии со сказкой «Как собака друга искала» с помощью панно в технике коллаж.

-составление рассказа по собственному рисунку от рифмы (по данному началу).

-рисование пословиц и составление рассказов по рисункам.

-рисование юмористических картинок по собственному плану и составление рассказов по ним.

С целью проверки эффективности работы была дана повторная констатация. Ее результаты свидетельствовали об эффективности представленного содержания коррекционной работы по формированию связной речи на интегрированных занятиях с элементами изодеятельности. Работа по формированию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня получила практическое подтверждение.

Полученные результаты  коррекционно-развивающей работы позволили  прийти  к выводу, что включение  элементов изодеятельности  в  занятия по развитию навыков составления описательных рассказов, пересказа текста, рассказов из личного опыта, по картине, рассказов с элементами творчества  способствуют условиям формирования связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Именно  включение, внедрение в процесс формирования связной устной речи методов, средств изодеятельности способствовало сформированности  связной  речидетей, еесвязности, развернутости, произвольности, непрерываемости, программированности.

 

 

 

 

 

 

 

Методика исследования  речевых высказываний детей с ОНР 3 уровня

 

 

ЗАДАНИЕ 1: «СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИИЙ ПО СИТУАЦИОННЫМ КАРТИНКАМ»

 

Оборудование: 3 отдельные  картинки, изображающие простые действия (мальчик поливает капусту из лейки, дети делают зарядку, девочка ловит бабочку сачком).

 

Цель задания: выявление у детей уровень сформированности построения фразы, адекватно передающей изображенное действие.

Процедура проведения: перед ребенком кладется по одной карточке и предлагается составить предложение по картинке, изображенной на ней.

 

\

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2: «СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТРЕМ ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ» (С УЧЕТОМ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕХ ПРЕДМЕТОВ)

.

Оборудование: три предметные картинки (мальчик, удочка, река).

Цель задания: выявить способность детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы высказывания.

Процедура проведения: перед ребенком кладутся три предметные картинки с изображением мальчика, удочки, реки. Ребенку предлагается назвать картинки, затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: Что сделал мальчик?

 

ЗАДАНИЕ 3: «ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ ТЕКСТА Л. ТОЛСТОГО «ЧИЖ»

Оборудование: текст рассказа.

Цель задания: выявить речевые возможности детей при составлении пересказа: умение полно передать содержание текста, соблюдать связность и последовательность изложения, употреблять разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения, без нарушения лексико – грамматических норм.

Процедура проведения: ребенку предлагается воспроизвести небольшой по объему и простой по структуре литературный текст — рассказ Л. Толстого «Чиж».

Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

 

Текст рассказа:

Жил у Вари в клетке чиж. Он совсем не пел песен. Однажды Варя подошла к клетке и спросил у чижа:

– Почему ты,  чиж, совсем песен не поешь?

-А ты выпусти меня из клетки, тогда и стану петь, – ответил чиж.

 

 

ЗАДАНИЕ 4: « СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК»

 

Оборудование: сюжетные картинки из серии картин для детских садов: «Миша и его грузовик». Родная речь в картинках М., 1989.

 

Цель задания: выяснить способность ребенка в умении составлять рассказ без пропуска смысловых звеньев, определять временные и причинно-следственные связи между событиями, составлять рассказ грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

 

Процедура проведения: картинки раскладываются перед ребенком в нужной последовательности и давались возможность внимательно их рассмотреть. Составление рассказа предварял разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: песочница, двор, грузовик). При затруднениях, применялось жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

 

 

ЗАДАНИЕ 5: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА»

Оборудование: план рассказа (вопросы – задания).

 

Цель задания: выявить способность детей давать информативные ответы на все вопросы задания, связно строить развернутые высказывания, применять соответствующие возрасту лексико – грамматические средства.

 

Процедура проведения: в целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно дается план рассказа, состоящий из пяти вопросов- заданий. Ребенку предлагалось рассказать о том, что находится в группе; чем дети занимаются в группе; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; сказать, как они играют в них.

 

После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Такой вариант исследования был выбран нами на основании апробации различных вариантов задания, показавшей, что самостоятельное составление рассказа на данную тему только по предваряющему плану недоступно не только для детей с речевым недоразвитием, но и вызывает затруднения и у их нормально развивающихся сверстников.

Результаты оцениваются по показателям как содержательной, так и собственно речевой, сторон составленных рассказов.

 

ЗАДАНИЕ 6: «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА»

Оборудование: кукла, изображающая девочку.

Цель задания: выяснить умения отображать все основные признаки предмета, умение называть его функции и назначения, соблюдать определенную логическую последовательность в описании признаков предмета (например; от описания основных свойств — к второстепенным и др.), умение соблюдать смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), использовать различные средства словесной характеристики предмета (определение, сравнение и др.).

Процедура проведения: ребенку предлагалось в течение нескольких минут внимательно рассмотреть куклу, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану:

Расскажи об этой кукле.

Как ее зовут?

Какая она по величине?

Назови основные части тела.

Скажи, из чего она сделана?

Во что одета?

Что у нее на голове?

Для чего кукла?

Что можно с ней делать?

Как играть с ней?

Твое отношение к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 7: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА»

Оборудование: картинка с изображением леса и заблудившихся детей.

Цель задания: выявить возможность детей в умении самостоятельно составлять рассказ по данному началу, доводить его до логического завершения, соблюдать связность и последовательность изложения, решать творческую задачу в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов, использовать языковое оформление в соответствии с грамматическими нормами.

Процедура проведения: ребенку показывается картинка, изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержание картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

 

 

 

 

 

 

 

Данное начало текста:

Однажды ребятавзяли корзинки и пошли в лес.

На полянке росло много грибов. Ребята стали собирать их и не заметили, что заблудились.  Вдруг…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР 3 уровня посредством введения в структуру занятий элементов изодеятельности

 

 

1-период (подготовительный) сентябрь, октябрь, ноябрь

Месяц Тема Цель Кол-во часов Сроки
Сентябрь Формирование навыков связной речи. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

 

1.   Упражнять в подборе определений и сравнений:

листья — осенние, красные, желтые;

солнышко — осеннее, лучистое, золотистое; настроение художника — веселое, радостное, хорошее.

Листья осинок, как румяные яблочки; листья березок и кленов желтые, будто лимон.

2.        Учить воспринимать красоту природы, замечать настроение, переданное художником в картине.

Сентябрь Формирование навыков связной речи. «У медведя вобору». Лепка. 1.       Упражнять в распространении предложений. Называть действия в ходе работы: я мну (разминаю) пластилин, я режу пластилин, я сжимаю (жму) пластилин

2.    Развивать умение лепить из целого куска глины разные по форме грибы и ягоды

Сентябрь Формирование навыков связной речи. «Густой, дремучий лес». Рисование 1. Упражнять в словообразовании:

сосна – сосновый, береза – березовый, осина – осиновый.

В подборе антонимических пар к определениям:

густой, темный, теплый. Учить рисовать с использованием различных приемов рисования кистью (широким мазком, пятном, концом кисти)

Сентябрь Формирование навыков рассматривания репродукций картин  А.Пластова «Сенокос», «Ужин трактористов» 1.    Учить конструировать предложения сложноподчиненной структуры с союзом потому что, используя прием незаконченного предложения:

На картине осень, потому что… деревья стоят желтые.

2.Развивать умение замечать выразительность образа в картине, настроение, переданное художником.

Октябрь Формирование навыков связной речи. Коллективная аппликация по сказке «Три медведя» 1.Учить распространять фразы одним определением одним определением:

По лесу идут косолапые медведи;

По лесу идут бурые медведи.

2.Учить связывать содержание аппликации с образом дремучего леса передавать разные по величине фигуры в движении.

Октябрь Формирование навыков связной речи. «Дует сильный ветер». Рисование. 1. Учить составлять предложения с двойной предикативностью (с однородными сказуемыми):

Ветер подул и наклонил дерево; Листочки упали и полетели далеко-далеко.

2. Учить использовать различные материалы (цветные карандаши, мелки, пастель) для изображения деревьев.

Октябрь Формирование навыков связной речи. «Что было в избушке трех медведей». Лепка. 1. Учить детей составлять сложноподчиненные предложения с конструкцией из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую:

Михайло Потапыч ест из глубокой тарелки, а Мишутка ест из мелкой тарелки

2. Учить лепить разные по размеру предметы (стол, стул, посуду)

Октябрь Формирование навыков связной речи. «Осенний парк». Тематическое рисование 1. Упражнять детей в употреблении сущ. в форме Т., Р. падежей, ед. и мн. числа: Я нарисовал деревья карандашами. Я вырезал деревья из цветной бумаги. Я лепил грибочки из пластилина.

2. Учить передавать красоту природы в рисунке, аппликации, сравнивая разные способы изображения (живописный, графический, силуэтный)

Ноябрь Формирование навыков связной речи. «Дымковская лошадка». Лепка. 1. Учить в ходе работы распространять простое предложение дополнением, выраженным в форме Т. падежа: Я режу глину ножиком. Я прищипываю глину пальчиками.

2. Учить лепить фигуру лошади из целого куска, используя прием вытягивания.

Ноябрь Формирование навыков связной речи. «Роспись лошадки» (по мотивам дымковской игрушки). Декоративное рисование. 1. Учить детей усложнять предложения двумя определениями: Я буду рисовать большие синие кружочки. Я рисую синие волнистые линии. Я нарисовал маленькие красные кружочки.

2. Развивать умение передавать узор на объемной форме.

Ноябрь Формирование навыков связной речи в ходе рассматривания репродукции картины А. Пластова «Первый снег». Д.и. «Забывчивый художник» 1. Учить детей замечать настроение художника, писавшего данную картину и выражать это в своих развернутых фразовых высказываниях: Художник радовался, потому что, когда выпадает снег – красиво, можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах.

2. Учить словоизменению, употреблению сущ. в форме Р.п. ед.ч.: нет колеса, крыши…

Ноябрь Формирование навыков связной речи. Коллективное рисование «От кого ушел колобок» 1. Учить детей употреблять сущ. в форме Р.п. ед.ч., образовывать притяжательные прилагательные.

2. Учить детей передавать образы персонажей яркими красками.

Второй период первого года обучения (декабрь, январь, февраль)

Месяц Тема Цель Кол-во часов Сроки
Декабрь Составление описательного рассказа на основе непосредственного восприятия. Рисование с натуры «Горшок с фиалкой» Учить детей в ходе обследования повторять характерные признаки строения стебля, форму листьев, форму и окраску цветка, обратить внимание детей на назначение комнатного растения.
Декабрь  

Составление коллективного описательного рассказа с опорой на текст и собственные зарисовки».

 

Учить  составлению короткого описательного рассказа о зиме с опорой на данный текст и собственные зарисовки.
Декабрь Восстановление текста описатель-ного рассказа на основе текста и собственных рисунков, работая коллективно. Составление коллективного описательного рассказа по данному началу на основе рисунков – элементов общей картины «Зима» 1. Учить восстанавливать текст данного описательного рассказа из предложений, составленных на основе своих рисунков, связывая одно с другим в единый текст.

2. Учить составлять кол-лективный описательный рассказ по данному началу с опорой на план логопеда, выполняя по нему рисунки и поочередно рассказывая о своей части картины, создавая целый образ

Январь «О чем может рассказать иллю-страция». Знакомство с графикой. Показ ил-люстрации сказки «Три медведя», выполненные разными художниками Ю. Васнецовым и В. Андриевичем Воспитывать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций, обращать внимание на то, как по-разному художники изображают тот или иной сюжет книги, учить высказываться распространенными предложениями.
Январь «Мы – художники-иллюстраторы». Рисование (вне занятий) на тему «Наш новогодний праздник» и составление рассказа на основе впечатлений. Изготовление книжки-малышки 1. Учить детей использовать яркие цвета для передачи веселого настроения, изображать персонажи, объединяя их общим содержанием.

2. Создать из рисунков книжку о празднике елки

Январь Пересказ текста рассказа В. Бианки «Кто чем поет» Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, замечать языковые средства, использованные автором для составления рассказа
Февраль Пересказ текста  рассказа В. Бианки «Кто чем поет» с опорой на изображенные эпизоды Учить пересказывать  изображенный эпизод и, разложив рисунки попорядку, рассказывать произведение целиком
Февраль Рассматривание репродукций картин худ. И. Хруцкого «Натюрморт», Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Побуждать детей высказываться по поводу изображенного. Обратить внимание детей на то, что художники не просто изображают какие-либо предметы, плоды, а в этом есть смысл, содержание.
Февраль Составление описательных рассказов на основе сравнения предметов одной группы, отличающихся одним признаком. «Красные и желтые яблоки» Учить детей лепить и описывать предметы одной группы отличающихся одним признаком

Третий период 1 года обучения (март, апрель, май)

Месяц Тема Цель Кол-во часов Сроки
Март Пересказ русской народной сказки «Как собака друга искала». Учить детей понимать содержание произведения, анализировать его
Март Пересказ закодированного текста русской народной сказки
«Как собака друга искала».
Учить детей с опорой на рисуночный план рассказывать его содержание
Март Рассматривание репродукций картин художников И.Шишкина, К. Юона Учить называть известные детям цвета и оттенки, которые были использованы художниками при изображенииснега, обратить внимание на то, что художники использовали не просто белую краску – в некоторых местах они кладут мазки разных цветов и оттенков
Март Рассматривание репродукции картин И. Грабаря «Мартовский снег». Составление описательного рас-сказа о весеннем снеге, изображен-ном на картине Учить называть характерные особенности мартовского снега, рассказывать о том, как, какими средствами он изображен художником
Апрель Составление опи-сательногорассказа о предметах одной группы, отли-чающихсянесколь-кими признаками. «Деревья и кустар-ники». Аппликация Учить детей составлять описательные рассказы на основе сравнения двух предметов одной группы, отличающихся несколькими признаками
Апрель Рассказывание о рисунке, изобра-женном на закрытой картине Развивать диалогическую речь, учить детей описанию предметов
Апрель Составление опи-сательныхрассказов-рассуждений с опорой на собственные за-рисовки наблю-дений за погодой. Рисование карандашом с использованием штриха. Учить детей на основе собственных зарисовок составлять описательные рассказы о погоде.
Май Отгадывание загадок по опи-санию. «Нарисуй отгаданный предмет». Учить детей по характеристике называть предмет, делая зарисовки его характерных признаков
Май Описание загаданного предмета, не называя его. «Нарисуй загадку». Учить детей делать зарисовки, характеризующие тот предмет, который они задумали и, опираясь на них, рассказывать о нем.
Май Рассказывание об изображенном разными средствами и изобразительными техниками этюде. Учить составлять рассказ об изображенном этюде, включая описания о том, как, с помощью чего (какого материала) он изображен.
Май Коллективное рассказывание по памяти о нарисованных предметах «Чего в лесу много» (средства изображения выбираются по желанию) Подвести детей к пониманию того, что, работая над изображением одного предмета, сообща, можно составить целый рассказ, используя слово «много».

 

Второй год обучения (35 часов).

Месяц Тема Цель Кол-во часов Сроки
Сентябрь Пересказ сказки «Козел» в обработке Б.Н. Сергуненкова. Панно в технике мозаики из геометрических фигур. Учить детей с помощью панно моделировать сюжет данного произведения
Сентябрь «Сравни осень в изображении разных художников». Изображение пейзажа с использованиемразных видов, средств и техник изображения, используя прием работы по закрытой картине. «Как я изобразил пейзаж» — составление рассказа из личного опыта. Учить детей изображать осенний пейзаж с использованием нетрадиционных техник изображения: монотипия, точечное рисование, пластилиновая живопись, пуантилизм и рассказывать об этом.
Сентябрь Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» с опорой на графический план детей. Закреплять навык составления описательного рассказа по картинам мастеров живописи.
Октябрь Составление рас-сказа-сказки «Как зеленые лягушки подружились сполосатой кош-кой. Панно в технике «Оригами» Учить объединять единойсюжетной линией изображение на двух панно, придумывать диалогмежду персонажами, кульминационный момент и развязку
Октябрь Составление пере-сказа-комментария по сказке В.Г. Сутеева

«Полосатая кошка». Коллективное рисование

Учить детей одновременно выполнять два различных по характеру действия: рисование и рассказывание эпизода сказки.
Ноябрь Изобрази натюрморт, используя прием работы по закрытой картине и разные изобразительные техники. Составление рассказа на основе личногоопыта: «Как я изобразил натюрморт». Учить детей выполнять работу в разной технике изображения и рассказывать о выполненной работе
Ноябрь Составление описательного рассказа с опорой на изображение. Учить последователь-ноописывать предметы разных групп, опираясь на изображение.
Ноябрь Составление рассказа-сказки на основе сложившихся представлений. Рисование графического плана к нему. Учить детей строить свой рассказ по аналогии с образцом логопеда, опираясь на свой графический план.

Второй период обучения (декабрь, январь, февраль)

Месяц Тема Цель Кол-во часов Сроки
Декабрь Ознакомление  с жанром портрета. Рассматривание портретов в изображении художников И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева,Г. Исмаиловой. Подвести детей к пониманию того, что портрет — воспроизведение индивидуальности и неповторимости человека, отражение его внутреннего мира
Декабрь Составление описательных рассказов на основе сравнения внешности двух героев произведений – «Собери портреты из частей и расскажи о них» Учить составлять описательные рассказы на основе сравнения.
Декабрь «Изобрази по описанию и расскажи об изображенном. Учить изображать персонажей произведений по описанию и описывать изображенное
Январь Составление описательного рассказа по картине художника В. А. Тропинина «Кружевница» с опорой на собственный графический план. Закрепить навык составления описательного рассказа по картине мастера живописи, пишущего в жанре портрета.
Январь Выставка работ мастеров живописного жанра: портрет, натюрморт, пейзаж. Рассказ-описание, характеризующийпроизведение того или иного жанра. Учить детей выбирать картину названного жанра, называя его характерные особенности.
Январь Составление сказки «Как хозяин друзей нашел» по аналогии со сказкой «Как собака друга искала». Изготовление панно в технике «Коллаж». Учить детей составлять собственный рассказ, опираясь на сюжетную линию другого, моделируя его сюжет с помощью панно.
Февраль Знакомство с творчеством художника иллюстратора Е. Рогачева Учить детей замечать стилистические особенности изображения персонажей данным художником
Февраль Придумывание новой сказки на основе сюжета р.н.с. «Колобок» Учить детей придумывать новую сказку, сохраняя сюжетную линию (путешествие по лесной тропинке), персонажей, но меняя их действия, вводя в сюжет сказки новые персонажи
Февраль «Мы художники-иллюстраторы» Учить детей рисовать иллюстрации к придуманной сказке, выдерживая изобразительный стиль художника Е. Рогачева
Февраль Пересказ текста рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи». Панно в технике «Коллаж» Учить детей моделировать сюжетную линию рассказа с помощью панно.

Третий период второго года обучения

Месяц Тема Цель Кол-во часов Сроки
Март Составление пересказа рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи» Учить детей одновременному рассказыванию и моделированию сюжета
Март Составление рассказа-сказки по предложенному началу Учить детей рассказыванию с элементами творчества, опираясь на ключевые исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа
Март Рассказывание по нарисованным картинкам Учить придумывать и рисовать свои варианты развития сюжета (помимо предложенных).
Март Творческий пересказ р.н.с. «Хвосты». Лепка «Домашние животные» Учить детей пересказу сказки с заменой некоторых действующих персонажей
Апрель Рассказывание и моделирование сюжетной линии на панно из пластилиновых фигур Учить детей пересказу сказки с заменой некоторых действующих персонажей
Апрель Моделирование сюжета сказки «Почему у журавля длинные ноги» по аналогии со сказкой «Хвосты». Изготовление панно в технике «Коллаж». Учить  составлению  рассказов по аналогии с другими, моделируя сюжет на панно в технике «Коллаж»
Апрель Коллективное моделирование сюжета сказки по пословице: «Каждый кулик свое болото хвалит» с помощью панно в технике мозаики из геометрических фигур. Учить коллективному моделированию сюжета сказки по пословице в ходе работы над изготовлением панно.

Образование притяжательных, прилагательных от имен существительных.

Составление сложносочиненных предложений с союзами «а» или «и», объединяя два простых предложения в одно.

Май Составление рассказа с элементами творчества от рифмы (по экспозиции). «Нарисуй рифму» Учить составлять рассказы с элементами творчества по данному началу
Май Рассматривание юмористических картин художников С.А. Кузьмина «Забавная карусель» и Н.А. Ведерникова «Путаница» Побуждать детей к передаче своего собственного восприятия комического в картине
Май Рассказывание по своим юмористическим картинкам Учить детей отражать в рисунках  комические ситуации и рассказывать об изображенном

 

 

 

 

 

 

Занятия по формированию связной речи с введением в их структуру элементов изодеятельности

Первый период первого года обучения

 

Тема. Формирование навыков связной речи в ходе рассматривания репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

 

 

Цель: упражнение детей в подборе определений, сравнений; в словообразовании: осень, осенний, осенины; береза, березовый, березняк, береста, берестяной.

Воспитание восприятия красоты природы желания замечать настроение, переданное художником в картине.

Материал.

  1. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Ход занятия

  • Организационный момент.
  • Чтение загадки:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

«Что за волшебница?» – скажите вы.

О какой волшебнице говорится в стихотворении? Почему?

Как вы понимаете смысл выражения: мошек упрятала, листья смела.

Может ли осень прятатьчто либо, ведь у нее нет рук?

Объяснение детьми значения данных выражений.

  • Знакомство с основной темой.

Сегодня мы будем рассматривать картину, на которойизображена осень.

Как называется природа осенью? (осенняя) (чтение стихотворения «Пейзаж» М. Яснова).

-Какой пейзаж изображен на картине? (осенний).

  • Работа с картиной И. Левитана «Золотая осень»

Какого цвета общий фон картины? (желтый, оранжевый, красный, золотистый).

Что изображено на переднем плане картины? (земля, покрытая разноцветными листьями).

Что изображено в центре (середине) картины? (белые березы, их желтые листочки, они еще не опали).

С чем можно сравнить ярко желтые березовые листочки?

Они как что? (они как, как желтые лимоны).

Как называется место, где растет много берез? (березняк).

Как называются дрова из березы? (березовые).

А вы знаете название березовой коры? (береста).

Как называется предметы (кузовки) сделанные из бересты, какие они? (берестяные).

Что вы видите вдали? (осинки, клены).

Чем отличаются листья осинок, кленов? (они красные).

Красные, будто что? (будто румяные яблочки).

А давайте изобразим осенние листочки.

Ты будешь каким листочком? (Я буду осиновым листочком; Я буду березовым листочком).

Листики осенние на дереве висели,

Дунул ветер — полетели.

Покружились, полетали,

А потом на землю сели.

(Дети имитируют осенние листочки).

С чем можно сравнить осенние березки?

Что, кого они вам напоминают? (девочек в желтых сарафанчиках).

Что, кого вам напоминают осинки? (девочек в красных платьицах).

Почему художник назвал свою картину «Золотая осень»?

На что похожи осенние листочки цветом? (золото).

Какое настроение создает у вас эта картина? (хорошее, веселое, радостное)

Итог.

Оценка деятельности детей.

Второй период первого года обучения

Тема «Составление коллективного описательного рассказа с опорой на текст и собственные зарисовки».

Цель. Обучение составлению короткого описательного рассказа о зиме с опорой на данный текст и собственные зарисовки.

Упражнение в выделении родственных слов к слову зима из контекста и подборе родственных слов к слову «снег».

Согласование прилагательных с существительными.

Обогащение лексики синонимами.

Оживление эстетических впечатлений, вызванных наблюдениями за зимними явлениями в природе, воспитание чувства прекрасного с помощью рассматривания репродукций картин известных художников-пейзажистов А. Пластова, П. Кузнецова.

Материал:

  1. Картинки с изображением зимы.
  2. Зимний пейзаж в изображении художников А. Пластова, В. Кузнецова.
  • Изображение снегиря.
  • Листы бумаги, кисти карандаши.

Ход занятия

  • Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки — над миром пушинки

(Зимушка-зима).

  • «Подбери признаки»

Зима — снежная, суровая, холодная, морозная, веселая…

Снег — белый, пушистый, серебристый, мягкий, чистый…

Мороз — сильный, трескучий, злой, крепкий, слабый…

  • Приход рассказчика, чтение им текста.

Наступила лютая зима.Не греет холодное зимнеесолнце.

Улетели в жаркие страны зимоватьперелетные птицы. Зимующиеперекочевали поближе к человеческому жилью.

Медведь залег на зимовку в берлогу.

В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц.

А дети радостно встречают зимушку-зиму.

Выбор родственных слов из контекста.

Подбор родственных слов к слову снег.

Повторный рассказ данного рассказа с одновременным иллюстрированием (по двое) каждого предложения.

Воспроизведение предложений с опорой на свой рисунок.

Воспроизведение рассказа целиком.

Итог. Оценка деятельности детей.

 

 

 

Тема. Составление короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на собственные зарисовки.

Цель.

Обучение составлению короткого рассказа по данному началу с опорой на план и собственные зарисовки.

Подбор действий к словам снег, мороз.

Оживление эстетических впечатлений, вызванных наблюдениями за зимними явлениями в природе, воспитание чувств прекрасного.

Материал:

  1. Картинки: «Снегурочка проснулась и смотрит в окно».
  2. Картинки с изображением зимы.
  3. Листы бумаги, гуашь, кисти, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Чтение строчек из стихотворений А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», И.С. Никитина «Здравствуй, гостья зима!», И.З. Сурикова «Зима».

Дидактическая игра «Найди картинку к стихотворению».

– приход снегурочки. Задание снегурочки: «Подбери действия к словам снег, мороз».

Снег – идет, падает, кружится, лежит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, сковал. Кусает, рисует узор…

– Составление рассказа на тему «Здравствуй, гостья зима!»

Предлагаем начало рассказа:

Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окошко, захлопала в ладоши и радостно закричала: «Зима! Зима пришла! Здравствуй, зимушка-зима!»

Каждой паре детей дается план продолжения рассказа. Каждая пара должна сделать свою зарисовку, с помощь которой будет воссоздана зимняя картина.

План продолжения рассказа:

а)  волшебные узоры на стекле;

б)  снежинки в воздухе;

в)  снег на земле;

г)  снег на крыльце;

д)  снег па деревьях;

е)  лужи замерзли;

  • Составление картины из фрагментов с одновременным высказыванием о своей зарисовке.
  • Составление рассказа целиком (сильным ребенком).
  • Итог.
  • Оценка деятельности детей.

 

Третий период первого года обучения

Пересказ закодированного текста русской народной сказки «Как собака друга искала»

Цель:учить детей с опорой на рисуночный план рассказывать его содержание

 

Оборудование: аудиозапись “звуков леса»; конверты, изготовленные по трафаретам следов животных (2 конверта на каждый след животного), разрезные картинки с изображением животных, 2 стола, картинки-схемы с изображением родственных слов, картинки схемы к эпизодам рассказа, силуэтные изображения персонажей сказки, текст сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову, аудиозапись с чтением сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову.

Ход занятия

Организационный момент.

. Отгадывание загадок о персонажах сказки.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, что это лежит на нашем волшебном ковре? (на ковре у входа разбросаны конверты с изображением следов собаки, зайца, волка, медведя).

-Это следы животных!
 Дети, сегодня мы поиграем в следопытов и попробуем угадать, чьи это следы. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды. (Дети делятся на 2 команды).

-Давайте узнаем, с кем нам сегодня придётся встретиться. Послушайте загадки, отгадайте их и найдите следы отгаданного вами животного.

Повторное чтение сказки.

– Садитесь, ребята на стульчики. (включается магнитофонная запись с чтением сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову).

По каждому фрагменту мы с вами сделали рисунки, давайте их расположим в нужном порядке.
– А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Кто – то нас здесь встречает (Из-за ширмы выглядывает медведь).
Здравствуйте, ребята. Я слышал, вы интересную сказочку читали?
-Да.
-Ну, что же расскажите мне эту сказку, тогда я вам разрешу дальше путешествовать по моему лесу.

-Сейчас мы расскажем сказку, ведь у нас есть подсказки – наши рисунки, которые мы расположили по порядку. ( указывает на схемы, которые висят на доске).

-Ребята, только пока я с вами путешествовала, медведь все схемы перепутал.
Подойди и выбери рисунок к первому сюжету, ко второму, к третьему…

-Чем закончилась история?

Расскажем сказку целиком.

Итог.

 

Первый период второго года обучения

Составление рассказа-сказки «Как зеленые лягушки подружились сполосатой кошкой. Панно в технике «Оригами»

 

 

Цель:учить объединять единойсюжетной линией изображение на двух панно, придумывать диалогмежду персонажами, кульминационный момент и развязку

Оборудование: рисунки персонажей  сказки

Ход занятия

Орг. момент

Сегодня мы с вами превратимся в сказочников. Будем сочинять сказку про изображенных вами героев: лягушку и полосатую кошку.

-Каким образом можно построить сюжет?(подружить героев)

-А чтобы их подружить, нужно найти, придумать  их взаимосвязь.

-Где повстречаются наши  герои?(во дворе)

-О чем они будут говорить?(о погоде, о солнышке, о тепле, о природе)

-Чем они привлекут друг друга? Чем заинтересуют?

 

-Изобразим кошку движениями:

 

Кошка вышла за кусточек,

Сыра скушала кусочек.

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась!

 

-Изобразим лягушек:

Мы зеленые лягушки,

Мы лягушки-попрыгушки,

Прыг да скок, прыг да скок,

Поскакали за лесок!

 

-Опишем кошку.

-Опишем лягушек.

-Какие они?

-Назовите части их тела.

-Как  они передвигаются?

-Чем питаются?

-Где живут?

 

 

-Итак, начнем сочинять сказку.

-С каких слов начинаются сказки?

(Однажды, как-то раз…)

-Куда пойдет кошка?

-С кем она там встретится?

Что герои  скажут друг другу?

-Что с ними произойдет?

-Чем закончится история?

Давайте применим наш план

 

План

 

Прогулка по участку. Встреча героев.  Как лягушки оказали помощь  кошке.

Приглашение в гости. Дружба.

Отразите  каждый момент нашего сюжета, расскажите сказку целиком.

 

Итог.

 

Второй период второго года обучения

Составление описательных рассказов на основе сравнения внешности двух героев произведений – «Собери портреты из частей и опиши их»

 

 

Цель:учить составлять описательные рассказы на основе сравнения, закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под; закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения; находить его среди других жанров и объяснять свой выбор. Учить определять персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д. Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Оборудование:потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей, картинки с изображением взрослых и детей, портреты сказочных героев, вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок,разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

Ход  занятия

Организационный момент

 

-Ребята, что такое портрет?

-Перед вами части  портрета. Сложите его из частей.

-Отгадайте его (Буратино). Буратино приглашает всех нас посетить музей изобразительного искусства.

Итак, мы  в музее. Наша задача, посмотрев на картины, определить и найди жанр портрета». Составьте  его описание.

-Посмотрите, ребята, в следующей комнате музея также портреты. Это портреты героев разных сказок, но изображены они в профиль. Узнайте героев сказок по профилю»

-В третьей комнате нашего музея картинки с изображением детей и взрослых. Соберите семейные портреты, используя изображения.

-А в следующей комнате в коробочках  только части лица. Ваша задача придумать и собрать портреты.

-Ой, посмотрите, я собирала портреты, но что-то сделала не так. Найдите недостатки в портретах.

У каждого из вас по два портрета. Сравните два портрета, расскажите об изображенных на них героях. Кто изображен на этой картине, а на другой?Чем интересен  этот портрет, а другой? Что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом, а надругом?

Работа в парах(используется прием параллельного рассказывания). Прослушивание нескольких рассказов на основе сравнения.

Итог.

Третий период второго года обучения.

Коллективное моделирование сюжета сказки по пословице: «Каждый кулик свое болото хвалит» с помощью панно в технике мозаики из геометрических фигур.

Цель. Коллективное моделирование сюжета сказки по пословице в ходе работы над изготовлением панно.

Образование притяжательных, прилагательных от имен существительных.

Составление сложносочиненных предложений с союзами «а» или «и», объединяя два простых предложения в одно.

Подготовительная работа.

  1. Просмотр ДВД-диска «Пословицы в рисунках».
  2. Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателями).
  3. Чтение художественных произведений (с воспитателями) «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть» (В.Б. Шергин).

Ход занятия

  • Организационный момент.

Дети рассматривают книжную выставку.

Логопед. На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества — малые фольклорные формы. Назовите их.

Дети. Потешки, песенки, чистоговорки, дразнилки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

Логопед. Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У народа для всякого случая есть пословица — короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.

Чему нас учат пословицы?

Дети. Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

  • Как вы понимаете смысл пословицы: «Каждый кулик свое болото хвалит».

Когда так говорят?

Как вы думаете, только ли о кулике, птице говорится в пословице?

В какой ситуации из нашей жизни можно употребить этомудрое высказывание?

А давайте составим такую историю, сказку, в которой можно употребить эту пословицу.

Значит, герои нашей сказки будут что делать? (хвастать).

Действия героев мы уже знаем, ну а теперь выдумаем и самих героев.

Кто же будет персонажами нашей будущей сказки? (лесные животные)

Давайте скажем подробнее, что они будут хвалить (свои жилища, домики).

А теперь придумаем то, что и как будут говорить герои друг другу.

Где будет происходить действие, беседа (на лесной полянке)

Кто выскажет поучение хвастунам? Подумайте, какая птица в лесу самая умная, мудрая, (сова).

Вот сова и рассудит наших зверюшек, скажет мудрое высказывание.

  • Давайте изобразим мудрую сову, трусливого зайца, хитрую лису, косолапого неповоротливого медведя.

Ну а теперь определимся в том, какое животное и его жилище будет изображать каждая пара, кто из напарников будет изображать жилище, а кто животное.

Я буду изображать медведя.

А я буду изображать берлогу.

Логопед. Берлога чья? Нора чья? Кустик чей?…

Дети. Медвежья, лисья, заячий…

Логопед. А теперь подумаем о композиции (построении) нашей сказки. Как расположим героев на планшете?

Дети. Вокруг дерева с совой

Логопед. Ребята, все, что нужно для работы (геометрические фигуры из ткани, картона, фломастеры, мелки), находится на ваших столиках.

Перед началом работы договоритесь о том, кто из чего будет изготавливать свою подделку, строя свои предложения так: первый из напарников скажет о том, что изготавливает он, второй — что он, объединив два ваших простых предложения в одно сложное с помощью союзов (маленьких слов) а или и.

Дети. Я буду мастерить мишку из картона, а я изготовлю берлогу из ткани…

(Дети работают и одновременно обыгрывают действия персонажей, по окончанию работы, каждый из детей (напарников) расскажет о действиях своего персонажа, опишет его).

После коллективного рассказывания один из детей (сильный) расскажет сказку целиком.

Итог.

Оценка деятельности детей.

Третий период второго года обучения

Второе занятие по теме: «Составление творческих рассказов по пословицам».

Цель. Объяснение прямого смысла пословиц, изображенных на рисунках детей, выполненных вне занятий (по заданию логопеда).

Составление историй из собственной жизни, в которых можно использовать данные пословицы.

Анализ рассказанных историй детьми (рассказы-рассуждения).

Рассказывание детей о предстоящем рисовании сюжета своих историй по пословицам.

Материал.

Рисунки детей, отражающие прямой смысл пословиц.

Ход занятия Выставка рисунков пословиц.

  1. Подбор рисунков к пословице и объяснение ее значение.
  2. .Составление творческих рассказов. Придумывание историй из собственной жизни с использованием данных логопедом пословиц.

Логопед. Вам нужно будет не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих товарищей. Каким должен быть рассказ. Дети. Интересным, подробным.

Логопед. Как нужно рассказывать?

Дети. Выразительно, четко, громко, без больших пауз.

Логопед. Подумайте, в какой жизненной ситуацииможно использовать эти пословицы:

Человек без друзей, что дерево без корней; Яблоко от яблони недалеко падает; Каждый кулик свое болото хвалит; Сделал дело, гуляй смело; Без труда не вынешь и рыбки из пруда; Двое пашут, а семеро руками машут; Молодому все просто.

Дети по очереди парами составляют короткие творческие рассказы, другие их оценивают, объясняя свое решение.

Логопед. Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшая нашу речь.

  • Физминутка. Изобрази пословицу: Двое пашут, асемеро руками машут.
  • Рассказывание по предстоящему рисованию.

Дома вы должны нарисовать содержание своих историй по пословицам.

А сейчас возьмите листочки, карандаши и составьте план предстоящего рисования (кого, где и как вы нарисуете).

Дети рассказывают о предстоящем рисовании, мысленно составляя композицию рисунка, намечая ее с помощью карандашей, выражая это в своих высказываниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альбом по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

« Художник-рассказчик»                                                                              

 

Художник-рассказчик (альбом)

 

 

 

 

 

Эта «карточка – помогалочка» поможет тебе рассказать о рыбке:

Первая картинка указывает цвет.

Вторая – форму.

Третья — на то, что есть у рыбки (части тела).

Четвертая — где живет.

Пятая – чем питается.

Шестая – как используется человеком.

Задание: нарисуй и ты для себя «карточку — помогалочку», расскажи о каком — либо животном.

 

 

 

 

Теперь посмотри на эту «карточку – помогалочку». Глядя не нее, ты быстро выучишь стихотворение «Где спит рыбка». И. Токмаковой.

Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Задание: возьми любое четверостишие, зарисуй последовательно его содержание и расскажи.

 

 

 

 

 

 

 

Задание:  понаблюдай за солнышком и изобрази его по-разному.

Подбери к слову «солнышко» слова-признаки.

Составь предложения, используя маленькое слово (союз) «а».

Например. В теплую погоду солнышко веселое, а в холодную – грустное.

Днем солнышко яркое, а вечером – тусклое.

Эта «помогалочка» поможет тебе составить рассказ «О дарах осени».

 

 

 

 

Задания: нарисуй  «помогалочку» по тому же принципуи составь рассказ о любом овоще, фрукте (растении).

 

 

На картинке осенний лес в солнечный день. Все деревья стоят в золотом наряде. Воздух пахнет грибами и осенними листочками. Вблизи деревья высокие, пушистые. Вдали как маленькие красные и желтые точки.

Картина создает радостное, светлое настроение.

 

Кристина К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: чем еще пахнет в осеннем лесу (упражнение в употреблении грамматической категории мн. ч., т. п. существительных.)

На основе впечатлений после прочтения русской народной сказки «Козел».

Пошел козел в осенний лес.

В лесу воздух чистый, прозрачный, теплый.

Деревья в желтом и красном наряде.

Видит козел, речка течет прозрачная,

смотрит в нее козел и думает: «Кто же я?»

В лесу тихо, спокойно,

Елочки стоят в хороводе.

Вдали синеет лес…

Марина С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: подбери слова-признаки и слова-действия к слову «козел», прочитав одноименную сказку.

Почему кошка с лягушками не дружит?

 

 

 

 

 

 

(Рассказывание сказки по двум предметным картинкам: придумывание общего интереса, диалога, конфликтной ситуации, кульминационного момента, развязки.)

Как-то раз теплым летним днем кошка вышла во двор и увидела двух лягушек, которые скакали по клумбе с цветами.

  • Вы кто? – спросила кошка.
  • Лягушки — ответили те.
  • Давайте дружить? — продолжала кошка.
  • А как?- удивились лягушки.
  • Будем ходить друг к другу в гости: вы ко мне в дом, а я к вам в болото, — не унималась кошка.
  • Давай.

Лягушки запрыгнули в дом, где жила кошка. Там было светло, тепло и удобно. От удовольствия лягушки громко заквакали. Услышала хозяйка кваканье, взяла полотенце и выгнала квакушек вон.

На следующий день кошка пошла в гости к лягушкам. Подошла к болоту, наступила на листок кувшинки и сразу провалилась в воду, пошла ко дну. А там рак — хвать ее за хвост, лещ — за ухо. Насилу вырвалась кошка, доплыла до берега и бежать.

С тех пор кошка с лягушками не дружит.

(коллективный рассказ)

Задание: придумай и ты рассказ, используя две предметные картинки с изображением животных, придумай общий интерес, диалог (разговор двух или нескольких лиц), конфликт и окончание рассказа.

 

 

 

 

Осень. Полдень.

В центре картинки  карагачи. За ними красные осинки, желтые березки. Вдали деревья, они как маленькие яркие пятнышки.

Саша С.

Задание: придумай предложения с вопросом «почему» и ответь на них, используя сложные предложения с союзом «потому что». Например: Почему деревья желтые? Деревья желтые, потому что пришла осень.

Монотипия.

 

 

 

Это пейзаж. На картинке осенний пасмурный денек. Солнышко спрятала большая серая тучка. На фоне серого неба яблонька с яблочками. Она смотрится в озеро, как в зеркало, и думает: «Вот и осень пришла». Когда смотришь на картинку, становится немного грустно.

Марина С.

Задание: с чем можно сравнить озеро, тучку, солнышко, начиная предложение так: Она (оно) как (будто, словно)…

Сказка

«Почему у журавля и цапли самые длинные ноги» по аналогии с русской народной сказки «Хвосты».

 

 

 

 

 

 

( С изменением места действия, персонажей, объекта действия).

Раньше все жители болот, озер, рек не имели ног.

Они не бегали, не прыгали, а плавали и ползали. Вот однажды прошел слух, что на острове будут раздавать ноги. Прослышали про это ящерицы, болотные кулички рыбы, цапли, журавли, лягушки.

И бросились за ногами.

Первыми прилетели журавли, да цапли.

Им достались самые длинные и сильные ноги.

За ними подлетел куличок, ему достались ножки потоньше и покороче. Поползла и лягушка за ногами.

Навстречу ей рыбка:

– Здравствуй, лягушка, куда путь держишь? – За ногами тороплюсь.

-Принеси и мне. Ладно,- согласилась лягушка, и поползла.

Но тут увидела ящерицу и заболталась с ней. Когда они добрались до островка, то увидели, что там остались только 4 длинные ноги. Лягушка схватила их, а ящерица осталась ни с чем.

Завязалась драка.

В драке разорвали 2 ноги на 6 частей. Так у лягушки появились 2 длинные ноги, и 2 короткие. А ящерице 4 очень коротенькие.

А про рыбок забыли

(коллективное рассказывание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: придумай и ты сказку по аналогии с какой – либо другой.

 

 

 

Сказка по-новому, с включением персонажей из других сказок, с изменением действий персонажей.

«Колобок»

Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок, а Колобок вырос на дрожжах, зарумянился и убежал от них. Дед плачет, баба плачет, да делать нечего.

Катится Колобок, а навстречу ему лиса. – Здравствуй, Колобок, какой ты красивый, румяный, большой.

– Я большой,- ответил Колобок, – и сейчас тебя съем.

Побежала лиса, только ее и видели.

Прознали лесные звери о Колобке, стали его бояться.

Увидел волк, побежал — только пятки засверкали.

Увидел Колобка медведь, бросился наутек,  и нет его.

Увидел заяц, побежал, только ветки затрещали.

Неподалеку рубили лес лесорубы. Услышали шум, набросили наКолобка сеть, и поймали его.

Принесли домой, разделили по кусочку и съели со сметаной.

Вкусный был Колобок!

Постскриптум: съели Колобка, но маленький кусочек оставили, положили его в тесто и испекли новый, которого все полюбили за его замечательный характер (нрав.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: кого испугал Колобок? Составь об этом предложения. Изменихарактер медведя в сказке «Теремок». Чем закончится сказка?

 

 

 

 

 

Сказка с изменением обстоятельств, введение нового персонажа в ее сюжет.

 

 

 

 

 

 

 

Сказка «Маша и медведь»

Сел медведь на пенек отдохнуть, А Машенька вылезла из короба и убежала. В это время баба-яга пролетала мимо на своей метле. Зацепилась метлой за дерево, и угодила прямо в короб. Идет медведь не видит, кто в коробе сидит. Вдруг оглянулся, увидел бабу-ягу, бросил короб и помчался так, что только пятки засверкали.

 

Витя А., Марина С.,Кристина К.

 

 

Задание: прочитай  р. н. с. «Репка», введи в ее сюжет новый персонаж, который сможет изменить  сложившиеся в ней обстоятельства.

 

 

Сказка с изменением действий персонажей, результата действий, концовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жил – был зайчик. Не было у зайчика домика. Он жил в лесу под кусточком.

Плохо жить под кусточком: То дождик намочит, то ветер заморозит.

Идет зайчик, плачет.

Видит, лиса избушку построила себе деревянную, светлую, теплую.

– Лисичка,- говорит зайчик, – можно мне в избушке твоей погреться?

– Заходи, зайчик, милости просим. Гостем будешь!

Так подружились лиса и заяц.

Витя А. Денис П.

Задания:

Прочитай р. н. с. «Колобок», переделай ее, изменив характер главного героя и концовку.

Переделай  сюжеты знакомых сказок подобным образом. Отрази это в рисунках и рассказах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание:изобрази портреты  знакомых людей. Составь по ним  описательный рассказ по плану

1.Назови жанр изобразительного искусства

2.Кто изображен на портрете?

  1. Опиши прическу, черты лица: глаза, нос, губы.
  2. Какое состояние выражает лицо.

 

Н-р. Это портрет. На портрете изображена женщина.

У нее светлые  короткие волосы. Круглое лицо с голубыми глазами, прямым носом, маленькими губками. На  ней блузка в желтый горошек с красным воротничком. У женщины спокойное выразительное лицо. Она смотрит вдаль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка на основе впечатлений о прочитанном:

«У солнышка в гостях» В обработке С. П. Могилевской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шустрые, веселые цыплятки убежали от мамы, пошли солнышко искать. Они желтые, пушистенькие с красными клювиками, и глазками-бусинками. Два цыпленка смелые забияки – ничего не боятся, а другие нахохлились, замерзли. Они, наверное, жалеют, что от мамы далеко ушли. Над ними летают жучки, божьи коровки. На небе голубая тучка. Это она спрятала солнышко.

(коллективный рассказ.)

 

 

Задание: прочитав любую русскую народную сказку, придумай описание внешности каждого героя. Объясни значение слова «забияка».

 

 

 

 

 

Рассказы по пословицам и поговоркам

 

Рассказ от поговорки « Яблоко от яблони не далеко падает»

 

В нашей группе  есть замечательный воспитатель-Татьяна Васильевна. Она учит нас всему: считать, писать, рисовать, лепить, делать  замечательные поделки. Она у нас как яблонька, а мы, как маленькие яблочки, учимся от нее всему хорошему,  стараемся быть такими же, как  и она.

Витя А.

 

Задания:  определи,какие пословицы  и поговорки спрятались в рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составь рассказы по пословицам и поговоркам, смысл  которых  отражен в рисунках. Вспомни другие пословицы и поговорки, отрази их содержание в рисунках. Сочини  по ним рассказы  с переносом их смысла  на ситуации из своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

 

 

 

 

Предложенная  система может быть использована в своей работе воспитателями, логопедами, психологами,дефектологами

Она рассчитана  примерно на 70 часов (2 года) с учетом того, что занятия будут проводиться один раз в неделю.

Основной формой работы являются учебные занятия, проводимые по 25-30 минут.

Рекомендуемая в данной работе система обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассказыванию с помощью средств изодеятельности включает в себя ряд видов работы, которые помогут овладеть навыками монологической, диалогической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, по поводу выполняемой, выполненной, предстоящей работы, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.д.).

 

В данной работе предусматривается постепенный переход отформирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к продуктивным (самостоятельным); от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действия с помощью изобразительных средств и техник изображения, которые помогают построению данного вида монологических высказываний, их планированию. Материалы, представленные в работе, дают основание считать, что интегрированные занятия с элементами изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР способствуют условиям формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Для обеспечения этого необходимо:

Работу проводить поэтапно, последовательно, систематично, следуя принципу – от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится  обязательно в тесной взаимосвязи с воспитателями, учителями, (основные темы дублируются на занятиях в группе, при оценке результативности, уровня усвоения темы воспитатель или учитель обращает внимание на речевую активность, развитие словарного запаса, умение вербально выразить мысль).

Дифференцированный подход психокоррекционной работы реализуется в индивидуальном подходе к выбору способов изодеятельностии формировании групп  из не более четырех человек, организации работы в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Список литературы
[1] Глухов В. П.  Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Вопросы теории и практики. – М., 1985. – 75с.


[2]  Нурманбетова У., К. С. Тебенова К. С., Омарова Н. Н. Введение в специальность «дефектология»: Учебное пособие, Караганда, 2006. – 112 с.

[3] Выготский Л. С. Собр. соч. – Т. 4-М.: Педагогика, 1984.- 593 с.

[4] Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности.- М., 2001. -75 с.

[5] Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие.- СПб. : Детство- Пресс, 1999. – 103 с.

[6] Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи . М., 1961. – 390 с.

[7] Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи . – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.

[8]Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984. – 180 с.

[9] Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. – С. 32-34.

[10] Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. – 154 с.

[11]Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать  – Ярославль, 1997. – 65 с.

[12] Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975. – 100 с.

[13]Казакова Т.Г Теория и методика развития детского изобразительного творчества, М.: Владос,2006.256 с.

[14]Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и  конструированию, М.: Просвещение,1979.-280с.

[15]Ячменева В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………………………….
2.Краткое описание методики работы  «Изодеятельность как фактор развития связной речи детей с ОНР 3 уровня»…………………………………………………

3.Методика исследования  речевых высказываний детей с ОНР 3 уровня……….

 

4.Тематический план работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР 3 уровня посредством введения в структуру занятий элементов изодеятельности………………………………………………………………….

5.Занятия по формированию связной речи  с введением в их структуру элементов изодеятельности………………………………………………………………………

 

6.Альбом по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня «Художник-рассказчик»…………………………………………………….
7.Заключение…………………………………………………………………………..