Внеклассное меро-приятие по матема-тике, физике и ин-форматике: «Вели-кие люди точных наук»


Целовальник Людмила Александровна

преподаватель математики Коммунальное государственное учреждение «Самарский аграрно-технический колледж» УО ВКО

Замзина Фания Рашидовна

преподаватель физики Коммунальное государственное учреждение «Самарский аграрно-технический колледж» УО ВКО

  Между наукой и жизнью существует теснейшая,

неразрывная, ни для одной из них нимало не унизительная связь:

чем более наука служит жизни, тем более жизнь обогащает науку.

Цели:

Образовательная:

·                    Знать великих ученых математиков, физиков и информатиков, вспомнить великих ученых математиков, физиков и информатиков,  узнать об вкладе в развитие науки;

·                    Рассказать про тех, чьи имена вошли в историю математики, физики и информатики;

·                    развивать и укреплять интерес к математике, физике и информатике;

Развивающая:

·                    Формирование исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Воспитательная:

·                    Воспитывать интеллектуально развитых, имеющих собственные познавательные интересы студентов;

·                    Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию студентов.

Ход урока:

I.                    Вступительное слово:

Математика. Что это такое? Может быть, некоторые по старой традиции скажут – это арифметика, алгебра, начала анализа или геометрия. Конечно, нет, так как всё это азбука математики, которая изучается в школе. Математика как наука – это область обширных знаний, включающая в себя десятки дисциплин. Можно сказать, что математика стала необъятной, накопление её знаний растёт как снежный ком. Прошли те времена, когда один математик мог знать всё о своей науке и, при наличии выдающихся дарований, работать почти во всех её областях. Сейчас никто не удивиться, если двое учёных, работающих в разных областях математики, не смогут понять друг друга.

Математика – не только одна из древнейших и необходимых  для прогресса дисциплин, но и красивая наука.  «В математике – говорил Жуковский, – есть своя красота, как в живописи и в поэзии».

Трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы ни применялись законы и явления физики. Новейшие современные открытия позволяют по-иному взглянуть на совсем для нас обычные и привычные вещи. Эти открытия помогают лучше понимать природу окружающего нас мира.

Математика – очень важный школьный предмет. Да и в жизни без математики не обойтись. Благодаря математике люди могут вести подсчёты, изобретать новую технику. Да и техника, например компьютеры, работают с помощью математики. Это, конечно, каждый понимает, но некоторые считают, что  предмет этот скучный. Чего же весёлого – сиди, складывай, вычитай, умножай… Но на самом деле математика – очень интересная наука.

Вот, например, числа. В мире чисел, как и в мире живых существ, встречаются подлинные диковинки, редкие экземпляры, обладающие исключительными свойствами. Все часто видят волос и хорошо знают, насколько он тонок. Оказывается, что волос, увеличенный по толщине в миллион раз, имел бы около сотни метров в диаметре. Величина обыкновенной комнатной мухи общеизвестна – около семи миллиметров в длину. Но какова была бы её длина при увеличении в миллион раз? Она стала бы длиной семь километров. А какого роста бы достиг человек в миллион раз выше обычного роста? Тысячи семьсот километров! Или миллион дней – много это или мало? Проживёт человек миллион дней за свою жизнь? Миллион дней составляет более двадцати семи столетий. От начала нашей эры не прошло ещё миллиона дней

Кроме глобальных проблем, которые затрагивает изучение математики и физики, у них есть простые, но вместе с тем увлекательные и яркие открытия, которые может сделать в своей жизни даже обыкновенный школьник.

Математика появилась одновременно со стремлением человека изучить мир вокруг себя. Изначально она входила в состав философии – матери наук – и не была выделена как отдельная дисциплина наравне с той же астрономией, физикой. Однако с течением времени ситуация изменилась. В данной статье мы выясним, кто они – великие математики, список которых уже перемахнул за сотню. Выделим основные имена.

II.                Разминка

Вопрос по физике:

Этот ученый очень любил фильмы Чарли Чаплина. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, А Вы все-таки стали  великим человеком.

Кто этот ученый?

(Альберт Эйнштейн)

Вопрос по математике:

Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил – многознающий, мудрый…

Геометрию он изучал, геометрии он обучал,

Написал он великий труд.

Назовите, о ком идет речь?

(Евклид)

Вопрос по информатике:

Имя первой женщины – программиста.

(Ада Лавлейс)

Вопрос по физике:

Кто из ученых сказал «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю»?

(Архимед)

Вопрос по математике:

Чьи это слова: «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит».

(М.В. Ломоносов)

Вопрос по информатике:

Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты.

(Абак)

Вопрос по физике:

Есть в электричестве закон.

Им открыт и важен он,

Без него не обойдешься,

цепь рассчитать коль соберешься.

(Георг ОМ)

Вопрос по математике:

Это один из величайших древнегреческих ученых, математик и физик, объянил почему могут плавать огромные корабли. Он построил множество боевых машин для защиты своего родного города – Сиракуз. Занимался изучением законов действия рычагов. Он говорил «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю…»

(Архимед)

Вопрос по информатике:

Швейцарский инженер и исследователь мира программирования. Автор и один из разработчиков языка программирования Паскаль.

(Никлаус Вирт)

Вопрос по физике:

Это английский изобретатель, создатель универсального теплового двигателя. Благодаря его открытиям мы сейчас ездим на машинах. По его фамилии названа единица измерения работы за единицу времени

(Джеймс Уатт)

Вопрос по математике:

Кто из немецких ученых нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи ещё учеником начальной школы? Его же называли « королём математики».

(Карл Фридрих Гаус)

Вопрос по информатике:

Американский предприниматель и разработчик в области электронно-вычислительной техники, основатель ведущей компании в мире в области программного обеспечения.

(Билл Гейтс)

Вопрос по физике:

В сочинениях какого ученого, жившего в 4 в. до н.э., появилось слово «физика»?

(Аристотель)

Вопрос по математике:

В честь открытия какой теоремы была принесена жертва из 100 быков?

(Теорема Пифагора)

Вопрос по информатике:

Известный российский программист, специалист по защите информации, основатель одной из антивирусных компаний.

(Евгений Валентинович Касперский)

Вопрос по физике:

В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому. Назовите его имя?

(Александр Степанович Попов)

Вопрос по математике:

Швейцарский ученый (18 век) соратник Лобачевского, работал с 20-ти лет в Российской Академии наук, придал современный вид тригонометрии, вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся. В честь его названо число е.

(Леонард Эйлер)

Вопрос по информатике:

Английский математик, наиболее известен как человек, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров.

(Джон фон Нейман)

III.             Выступление студентов.

Очень важно знать историю развития математики и физики. Кто стоял у их истоков? Кто развивал эти науки? Чьи имена вошли в историю? Это и ещё много интересного узнать помогут нам наши студенты:

1)                      Пифагор (выступает студент 1)

2)                      Архимед (выступает студент 2)

3)                      Леонард Эйлер (выступает студент 3)

4)                      Иссак Ньютон (выступает студент 4)

5)                      Фарадей (выступает студент 5)

6)                      Генрих Герц (выступает студент 6)

7)                      Александр Степанович Попов (выступает студент 7)

8)                      Евгений Васильевич Касперский (выступает студент 8)

9)                      Билл Гейтс (выступает студент 9)

IV.             Обсуждение великих людей точных наук.

V.                Заключительное слово:

Математика и физика очень важны как для развития человечества в целом, так и для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Конечно, сбалансированное умственное развитие личности подразумевает освоение не только точных предметов, но и гуманитарных дисциплин. Чтение качественной литературы, например, также необходимо для вас если вы хотите развиваться.

Из века в век математика привлекала ученых своей неестественностью, которая удивительным образом могла описать все то, что происходит в мире вокруг нас. Пифагор утверждал, что в основе всего лежит число. Практически все, что происходит с человеком и внутри человека, оно может описать. Галилей говорил, что математика – это язык природы. Вдумайтесь. Величина, что имеет искусственную природу, описывает все естественное. Имена великих математиков – это не просто перечень людей, которые увлекались своим делом, расширяя и углубляя научную базу. Это звенья, которые способны связать настоящее и будущее, показать человечеству перспективу. Однако это палка о двух концах, так как обилие информации дает больше рычагов для воздействия. Знания – это власть. Бездумное злоупотребление способно погубить то, что так тщательно изучалось и собиралось по крупицам. Осознание этого первостепенно, наука должна идти во благо. Великие люди о математике говорят с бесконечным уважением, так как это пропуск в завтрашний день.

Но, одного этого недостаточно. Хотелось бы дополнить формулировку известного утверждения: «если хочешь стать умным нужно много читать», прибавив к этому: «- и заниматься математикой». Иначе эффект от одного лишь чтения книг будет похож на тело без скелета или здание без каркаса. Одному без другого сложно.

Именно поэтому многие гуманитарии, как бы хорошо они не разбирались в своей предметной области, страдают спутанностью мышления и отсутствием трезвой рассудительности, а многие заядлые математики и технари замыкаются в мире абстрактных формул и расчетов, теряя связь с реальным миром.

Золотое правило — все хорошо в меру, удел гармонично развитого ума, универсальность на самом базовом уровне! Все вместе и книги и математика! Это не проповедь во славу дилетантизма, нет, в своей специализации вы должны быть профессионалом и узким специалистом, знатоком именно своего дела. Но что касается вашей базовой эрудиции и знаний, тут должно быть от всего понемножку.