Программа факультативного курса «В мире математики» 2 класс


Пуленко Любовь Леонидовна

учитель начальных классов ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2  имени Агзама Текенова»

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Мир математики»  предназначена для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы. Программа  включает обучение приемам решения нестандартных и занимательных упражнений, логических рассуждений.

  Одним из средств формирования познавательного интереса  является занимательность.  Элементы занимательности, игры, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе занятия учащиеся незаметно для себя выполняют различные задания, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия,  тренироваться в устном счёте, решать задачи. Интересные задания ставят ученика в условия поиска,  пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым,  собранным, ловким, находчивым.

Цель курса:

– овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями ГОСО;

– формирование личности ребенка, познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний, к труду, усвоению культурно-исторических ценностей своего народа;

– развитие математического стиля мышления.

Задачи программы:

– сформировать ЗУНы, необходимые ученику в жизни и для продолжения обучения;

– учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;

– содействовать формированию ключевых компетентностей;

– стимулировать формирование позитивной самооценки, самоуважения.

– формирование у учащихся математических понятий, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи разных видов. 

Программа опирается на следующие основные принципы: научности, непрерывности образования  внутрипредметной и межпредметной интеграции, доступности, учета индивидуальных достижений учащихся и творчества; систематичности и последовательности, накапливая запас знаний, дети могут применить их на практике.

 Распределение учебной нагрузки:

Программа рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.

Планируемые результаты

Учащиеся будут знать:

– десятичный состав двузначных чисел;

– способы проверки сложения вычитанием и вычитания – сложением;

– название величин и единиц их измерения, соотношения между единицами  измерения;

– вести счет десятками и сотнями;

– способ решения уравнений на основе свойств верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения  и вычитания;

– распознавать числа (от 1 до 10), записанные римскими цифрами;

– периметр – сумму длин сторон многоугольника;

– применять переместительное и сочетательное свойство сложения;

– использовать соотношения между изученными единицами длины, массы, времени, объема;

– распознавать на чертеже и изображать изученные геометрические фигуры;

– читать и заполнять строки таблицы;

– строить графическую модель к задаче.

Учащиеся будут уметь:

– читать и записывать двузначные числа в десятичной системе счисления, сравнивать их;

– сравнивать величины;

– осуществлять переход из одной единицы измерения величины в другую;

– выполнять вычитание, используя таблицу сложения в пределах двадцати;

– выполнять устно действия умножения и деления;

– выполнять устно действия сложения и вычитания в случаях, приводимых к табличным или действиям в пределах 100;

– решать задачи в одно – два действия;

– составлять, читать и записывать буквенные выражения, содержащие 1-2 действия со скобками и без скобок, числовые равенства и неравенства;

– решать простейшие уравнения с опорой на свойства верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;

– строить прямоугольник (квадрат);

– вычислять периметр прямоугольника  (квадрата).

Содержание курса

(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)

Раздел 1. В мире чисел -7 часов

Названия и последовательность чисел от 1 до 20, круглые десятки, сотня. Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.

Заполнение магических квадратов.

Разгадывание ребусов, содержащих числа.   

Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов.

Раздел 2. Приёмы счета – 3 часа

Знакомство с вычислительными приборами: русские счеты, абак.

Вычисление удобным способом.

Расшифровка слов с помощью математических выражений.

Раздел 3. Выражения с использованием чисел и букв – 3 часа

Решение уравнений. Составление и решение буквенных выражений.

Равенства и неравенства.

Раздел 4.  Логические задачи – 4 часа

Сюжетные логические задачи.

Решение и составление задач-загадок, задач-шуток.

Решение задач, формулированных в стихотворной форме, занимательных задач.

Раздел 5.  Геометрические фигуры и их свойства – 5 часа

Создание геометрических узоров, с учетом симметрии.

Окружающие предметы – это геометрические фигуры.

Нахождение периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.

Решение задач с геометрическим содержанием.

Точка. Прямая и кривая линия. Отрезок. Луч. Виды углов.

Раздел 6. Комбинаторика – 2 часа

Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы.

Использование графа и таблиц для решения простейших комбинаторных задач.

Раздел 7. Величины и их измерения – 2 часа

Соотношения между метром, дециметром, сантиметром.

Единицы массы – килограмм, центнер.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя и соотношения между ними. Календарь, век.

Объем – литр.

Раздел 8. Действия над числами – 8 часов

Сложение и вычитание чисел в пределах 10,20, 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. 

Устная и письменная нумерация двузначных чисел, понятия  единицы, десятки, сотни.

Решение простых, составных, нестандартных задач.

Взаимообратные действия сложения и вычитания.

Переместительное и сочетательное свойство сложения.

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «В мире математики»

№ п/п Название тем Кол-во часов  Наглядные пособия, ТСО, ИКТ Дата проведения
Раздел 1. В мире чисел -7 часов
1 Римская нумерация 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
2 Числа-великаны 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
3 Использование букв латинского алфавита в математике 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
4 Магические квадраты 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
5 Числовые лабиринты 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
6 Головоломки с цифрами 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки  
7 Числовые ребусы 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки  
Раздел 2. Приёмы счета – 3 часа
8 Счет удобным способом 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, счетные палочки, счеты, плакат  
9 Вычислительные приборы. Русские счеты. Абак. 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки, презентация  
10 Расшифровка слов с использованием математических выражений 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
Раздел 3. Выражения с использованием чисел и букв – 3 часа
11 Буквенные выражения 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием,  плакат  
12 Решение уравнений 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
13 Равенства, неравенства 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, плакат  
Раздел 4. Логические задачи – 4 часа
14 Задачи в стихах Задачи смекалки 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
15 Логические цепочки 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
16 Математические головоломки 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки, презентация  
17 Мир занимательных задач 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
Раздел 5. Геометрические фигуры и их свойства – 5 часа
18 Геометрические фигуры в жизни 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки, презентация  
19 Геометрические узоры, симметрия 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
20 Геометрический калейдоскоп 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
21 Задачи с геометрическим содержанием 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
22 Периметр треугольника, прямоугольника, квадрата 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
Раздел 6. Комбинаторика – 2 часа
23 Комбинация предметов 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
24 Использование таблиц для решения простых комбинаторных задач 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
Раздел 7. Величины и их измерения – 2 часа
25 Единицы измерения времени, длины 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
26 Единицы измерения массы, объема 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
Раздел 8. Действия над числами – 8 часов
27 Сложение в пределах 10,20,100 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
28 Вычитание в пределах 10,20,100 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
29 Простые, составные задачи 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
30 Нестандартные задачи 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
31 Единицы, десятки, сотни 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, плакат  
32 Связь действий сложение и вычитание 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием  
33 Действия умножение и деление 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
34 Рациональные способы вычисления (переместительное, сочетательное свойство сложения) 1 Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация  
Итого: 34 часа

Используемая литература

Анипченко З.А. Задачи, связанные с величинами, и их применение в курсе математики в начальных классах Москва:Просвещение 1997
Бурлакова Л.Я. Устный счёт на уроках математики Начальная школа, № 10 1969
Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счета Начальная школа, № 57 1995
Гришкова В.Н. Памятка «Как работать над задачей» Начальная школа, № 1 2004
Истомина Н.Б, Шмырёва Г.Г. Дидактические карточки-задания по математике АСТ «Астрель», Москва 2010
Узорова О.В., Нефёдова Е.А.  2700 задач по математике. познавательный задачник АСТ «Астрель», Москва 2013
Ушакова Т.В. Учимся считать быстро 1- 2 классы Санкт-Петербург «Литера» 2007
Интернет источники      

Используемое оборудование:

1.Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор

2.Интернет ресурсы (сайт bilim.land.kz)