Программа факультативного курса «В мире математики» 2 класс
Пуленко Любовь Леонидовна
учитель начальных классов ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Агзама Текенова»
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Мир математики» предназначена для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы. Программа включает обучение приемам решения нестандартных и занимательных упражнений, логических рассуждений.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игры, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе занятия учащиеся незаметно для себя выполняют различные задания, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Интересные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым.
Цель курса:
– овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями ГОСО;
– формирование личности ребенка, познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний, к труду, усвоению культурно-исторических ценностей своего народа;
– развитие математического стиля мышления.
Задачи программы:
– сформировать ЗУНы, необходимые ученику в жизни и для продолжения обучения;
– учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
– содействовать формированию ключевых компетентностей;
– стимулировать формирование позитивной самооценки, самоуважения.
– формирование у учащихся математических понятий, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи разных видов.
Программа опирается на следующие основные принципы: научности, непрерывности образования внутрипредметной и межпредметной интеграции, доступности, учета индивидуальных достижений учащихся и творчества; систематичности и последовательности, накапливая запас знаний, дети могут применить их на практике.
Распределение учебной нагрузки:
Программа рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.
Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
– десятичный состав двузначных чисел;
– способы проверки сложения вычитанием и вычитания – сложением;
– название величин и единиц их измерения, соотношения между единицами измерения;
– вести счет десятками и сотнями;
– способ решения уравнений на основе свойств верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;
– распознавать числа (от 1 до 10), записанные римскими цифрами;
– периметр – сумму длин сторон многоугольника;
– применять переместительное и сочетательное свойство сложения;
– использовать соотношения между изученными единицами длины, массы, времени, объема;
– распознавать на чертеже и изображать изученные геометрические фигуры;
– читать и заполнять строки таблицы;
– строить графическую модель к задаче.
Учащиеся будут уметь:
– читать и записывать двузначные числа в десятичной системе счисления, сравнивать их;
– сравнивать величины;
– осуществлять переход из одной единицы измерения величины в другую;
– выполнять вычитание, используя таблицу сложения в пределах двадцати;
– выполнять устно действия умножения и деления;
– выполнять устно действия сложения и вычитания в случаях, приводимых к табличным или действиям в пределах 100;
– решать задачи в одно – два действия;
– составлять, читать и записывать буквенные выражения, содержащие 1-2 действия со скобками и без скобок, числовые равенства и неравенства;
– решать простейшие уравнения с опорой на свойства верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;
– строить прямоугольник (квадрат);
– вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Содержание курса
(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)
Раздел 1. В мире чисел -7 часов
Названия и последовательность чисел от 1 до 20, круглые десятки, сотня. Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.
Заполнение магических квадратов.
Разгадывание ребусов, содержащих числа.
Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов.
Раздел 2. Приёмы счета – 3 часа
Знакомство с вычислительными приборами: русские счеты, абак.
Вычисление удобным способом.
Расшифровка слов с помощью математических выражений.
Раздел 3. Выражения с использованием чисел и букв – 3 часа
Решение уравнений. Составление и решение буквенных выражений.
Равенства и неравенства.
Раздел 4. Логические задачи – 4 часа
Сюжетные логические задачи.
Решение и составление задач-загадок, задач-шуток.
Решение задач, формулированных в стихотворной форме, занимательных задач.
Раздел 5. Геометрические фигуры и их свойства – 5 часа
Создание геометрических узоров, с учетом симметрии.
Окружающие предметы – это геометрические фигуры.
Нахождение периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.
Решение задач с геометрическим содержанием.
Точка. Прямая и кривая линия. Отрезок. Луч. Виды углов.
Раздел 6. Комбинаторика – 2 часа
Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы.
Использование графа и таблиц для решения простейших комбинаторных задач.
Раздел 7. Величины и их измерения – 2 часа
Соотношения между метром, дециметром, сантиметром.
Единицы массы – килограмм, центнер.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя и соотношения между ними. Календарь, век.
Объем – литр.
Раздел 8. Действия над числами – 8 часов
Сложение и вычитание чисел в пределах 10,20, 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел, понятия единицы, десятки, сотни.
Решение простых, составных, нестандартных задач.
Взаимообратные действия сложения и вычитания.
Переместительное и сочетательное свойство сложения.
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «В мире математики»
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Дата проведения |
Раздел 1. В мире чисел -7 часов | ||||
1 | Римская нумерация | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
2 | Числа-великаны | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
3 | Использование букв латинского алфавита в математике | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
4 | Магические квадраты | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
5 | Числовые лабиринты | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
6 | Головоломки с цифрами | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки | |
7 | Числовые ребусы | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки | |
Раздел 2. Приёмы счета – 3 часа | ||||
8 | Счет удобным способом | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, счетные палочки, счеты, плакат | |
9 | Вычислительные приборы. Русские счеты. Абак. | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки, презентация | |
10 | Расшифровка слов с использованием математических выражений | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
Раздел 3. Выражения с использованием чисел и букв – 3 часа | ||||
11 | Буквенные выражения | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, плакат | |
12 | Решение уравнений | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
13 | Равенства, неравенства | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, плакат | |
Раздел 4. Логические задачи – 4 часа | ||||
14 | Задачи в стихах Задачи смекалки | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
15 | Логические цепочки | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
16 | Математические головоломки | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки, презентация | |
17 | Мир занимательных задач | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
Раздел 5. Геометрические фигуры и их свойства – 5 часа | ||||
18 | Геометрические фигуры в жизни | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, картинки, презентация | |
19 | Геометрические узоры, симметрия | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
20 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
21 | Задачи с геометрическим содержанием | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
22 | Периметр треугольника, прямоугольника, квадрата | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
Раздел 6. Комбинаторика – 2 часа | ||||
23 | Комбинация предметов | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
24 | Использование таблиц для решения простых комбинаторных задач | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
Раздел 7. Величины и их измерения – 2 часа | ||||
25 | Единицы измерения времени, длины | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
26 | Единицы измерения массы, объема | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
Раздел 8. Действия над числами – 8 часов | ||||
27 | Сложение в пределах 10,20,100 | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
28 | Вычитание в пределах 10,20,100 | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
29 | Простые, составные задачи | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
30 | Нестандартные задачи | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
31 | Единицы, десятки, сотни | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, плакат | |
32 | Связь действий сложение и вычитание | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием | |
33 | Действия умножение и деление | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
34 | Рациональные способы вычисления (переместительное, сочетательное свойство сложения) | 1 | Компьютер, интерактивная доска, карточка с заданием, презентация | |
Итого: | 34 часа |
Используемая литература
Анипченко З.А. | Задачи, связанные с величинами, и их применение в курсе математики в начальных классах | Москва:Просвещение | 1997 |
Бурлакова Л.Я. | Устный счёт на уроках математики | Начальная школа, № 10 | 1969 |
Бурлыга А.Я. | Интересные приёмы устного счета | Начальная школа, № 57 | 1995 |
Гришкова В.Н. | Памятка «Как работать над задачей» | Начальная школа, № 1 | 2004 |
Истомина Н.Б, Шмырёва Г.Г. | Дидактические карточки-задания по математике | АСТ «Астрель», Москва | 2010 |
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. | 2700 задач по математике. познавательный задачник | АСТ «Астрель», Москва | 2013 |
Ушакова Т.В. | Учимся считать быстро 1- 2 классы | Санкт-Петербург «Литера» | 2007 |
Интернет источники |
Используемое оборудование:
1.Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
2.Интернет ресурсы (сайт bilim.land.kz)