«Развитие функциональной грамотности учащихся в области познания мира и художественного труда в условиях реализации обновления содержания образования»


Полежаева Валентина Зигмундовна

учитель начальных классов

г. Петропавловск «КГУ СШ №7»

Данная программа  направлена на формирование функциональной грамотности  младших школьников. Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания, имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области изучения окружающего мира. Актуальность  данной программы состоит в осуществлении цели, задач, методов работы по развитию функциональной грамотности первоклассника. В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.

Программа содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Занятия  по  данной  программе  состоят  из  теоретической  и практической частей. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, микропреподавание. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

Модуль №1.  «Комплекс  основных  характеристик  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.Пояснительная записка

Направленность  образования Данная программа  способствует формированию функциональной грамотности. Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания.  
Направленность    программы Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области изучения окружающего мира.  
По  форме  организации   Групповая форма организации.
Уровень  образования Уровень  освоения  программы Стартовый уровень освоения программы
Новизна программы   Программа содержит теоретический и практический материал, также материал для рефлексии занятий. Система занятий способствует формированию знаний, составляющих картину мира первоклассника.
Актуальность программы   Актуальность  данной программы состоит в осуществлении цели, задач, методов работы по развитию функциональной грамотности первоклассника.
Отличительные особенности   В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Программа содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации. ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Адресат программы Программа адресована детям от 6 до 7 лет.  
Условия набора учащихся   Для обучения  принимаются  все  желающие первого класса.
Количество учащихся   Наполняемость в группе составляет -25 человек.
Объем и срок освоения программы 1 год обучения – 33 часа
Формы и режим занятий   Занятия  по  данной  программе  состоят  из  теоретической  и практической частей. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, микропреподавание. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: воспитывать и развивать у каждого ребенка: функциональную грамотность, ознакомить с программой «Рухани жангыру» развивать познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность.

Задачи:

Образовательные –

Формирование у учащихся:

  • готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
  • целостных представлений о мире.
  • важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в новом коллективе;
  • представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.

Развивающие –

Развитие у учащихся:

  • социально-психологических качеств личности.
  • умений общаться со сверстниками и взрослыми;

Воспитательные

Ознакомление учащихся:

  • с системой самоорганизации для оптимального выполнения заданий;
  • с разными формами коммуникации;
  • с нормами и правилами поведения в школьной жизни.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п   Название раздела, темы   Количество часов Практическая часть (формативное оценивание)
Всего Теория Практика  
Раздел 1 Познание мира 24 12 12  
1 Наша страна – Казахстан! 1 1 сканворд
2 Проект «Моя столица» 1 1 защита проекта (коллаж)
3 Проект «Области моей Родины» 1 1 защита проекта
4 Определение времени года по признакам. 1 1 драма – технология
5 Погода в нашем городе 1 1 устное эссе
6 Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». 1 1 викторина
7-8 Проект «Профессии людей». 2 1 1 защита проекта
9 Экономическая игра «Магазин». Знакомство с национальной валютой. 1 1 игра
10 Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. 1 1 экскурсия в музей
11 Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» 1 1 игра
13 Зима в нашем городе! Приметы зимы. 1 1 творческая работа
14 Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса). 1 1 тест
15 Проект «Какую рыбу можно поймать у нас в области». 1 1 защита проекта
16 Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». 1 1 игра
17 Заботливые отношения родителей и их детей. 1 1 творческая работа
18 Проект «Животные жарких стран» 1 1 защита проекта
19 Профессия врач. Оказание первой помощи. 1 1 беседа
20 Проект «Я могу тебе помочь». 1 1 защита проекта
21 Ханское государство. 1 1 викторина
22 Проект «Виды транспорта». 1 1 защита проекта
23 Петропавловск достопримечательства 1 1 конкурс
24 Итоговое занятие по разделу 1 1 Экскурсия (Нур-Султан)
Раздел 2 Художественный труд 9 9  
25 Техника безопасности. Изготовление вывески на магазин 1 1 творческая работа
26 Рисуем рекламу (на выбор) 1 1 конкурс
27 Лепка из пластилина « Байтерек» 1 1 выставка
28 Рисуем город Нур-Султан с описанием 1 1 игра
29 Проект « Мой ежедневник» 1 1 конкурс
30 Рисуем героев сказки «Алдар Косе» 1 1 выставка
31 3 д фигура «Человек» 1 1 защита проекта
32 Рисуем знаменитых людей города 1 1 выставка
33 Я и общество. Итоговое занятие. 1 1 защита проекта
Всего   33      

Модуль  №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие функциональной грамотности учащихся в области познания мира и художественного труда в условиях реализации обновления содержания образования»

(Стартовый  уровень)

год обучения: 1

№ п/п   Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия   Количество часов Тема занятия   Место проведения   Форма контроля  
План Факт
1         Занятие с элементами игр и игровых элементов, индивидуальная и групповая работа 1ч. Наша страна – Казахстан! Учебный кабинет сканворд
2         Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Проект «Моя столица» Учебный кабинет защита проекта (коллаж)
3         Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Проект «Области моей Родины» Учебный кабинет защита проекта
4         Занятие с элементами игр и игровых элементов, 1ч. Определение времени года по признакам. Учебный кабинет драма – технология
5         Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Погода в нашем городе Учебный кабинет устное эссе
6         Занятие с элементами игр и игровых элементов 1ч. Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Учебный кабинет викторина
7-8         Практическое занятие с элементами игр 2ч. Проект «Профессии людей». Учебный кабинет защита проекта
9         Беседа, практическое занятие 1ч. Экономическая игра «Магазин». Знакомство с национальной валютой. Учебный кабинет игра
10         Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. Учебный кабинет экскурсия в музей
11         Практическое занятие 1ч. Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» Учебный кабинет игра
13         Практическое занятие 1ч. Зима в нашем городе! Приметы зимы. Учебный кабинет творческая работа
14         Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Как зимуют звери (медведь, белка, заяц, лиса). Учебный кабинет тест
15         Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, 1ч. Проект «Какую рыбу можно поймать у нас в области». Учебный кабинет защита проекта
16         Практическое занятие 1ч. Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». Учебный кабинет игра
17         Самостоятельная работа   1ч. Заботливые отношения родителей и их детей. Учебный кабинет творческая работа
18         Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов 1ч. Проект «Животные жарких стран» Учебный кабинет защита проекта
19         Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, ребусов, головоломок 1ч. Профессия врач. Оказание первой помощи. Учебный кабинет беседа
20         Практическое занятие с элементами игр 1ч. Проект «Я могу тебе помочь». Учебный кабинет защита проекта
21         Практическое занятие индивидуальная и групповая работа 1ч. Ханское государство. Учебный кабинет викторина
22         Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов   1ч. Проект «Виды транспорта». Учебный кабинет защита проекта
23         Практическое занятие с элементами игр 1ч. Петропавловск достопримечательства. Учебный кабинет конкурс
24         Практическое занятие с выездом.   1ч. Итоговое занятие по разделу Учебный кабинет Экскурсия (Астана)
25             Художественный труд    
26         Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов 1ч. Техника безопасности. Изготовление вывески на магазин Учебный кабинет конкурс
27         Беседа; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Рисуем рекламу (на выбор) Учебный кабинет выставка
28         Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Лепка из пластилина « Байтерек» Учебный кабинет   игра
29         Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов 1ч. Рисуем город Нур-Султан с описанием Учебный кабинет конкурс
30         Практическое занятие; самостоятельная работа 1ч. Проект « Мой ежедневник» Учебный кабинет выставка
31         Беседа, практическое занятие (индивидуальная и групповая работа) 1ч. Рисуем героев сказки «Алдар Косе» Учебный кабинет защита проекта
32         Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов 1ч. 3 д фигура «Человек» Учебный кабинет выставка
33         Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Рисуем знаменитых людей города Учебный кабинет защита проекта
              Я и общество. Итоговое занятие.    

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Основные занятия проводятся в учебном кабинете, одна экскурсия с выездом.

Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер, интерактивная доска.

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

компьютер, интерактивная доска.

Методическое обеспечение: разработки игр, бесед, викторин, конкурсов; рекомендации  по  проведению   практических  работ; по проведению проектов;  дидактический  материал.

2.3. Формативное оценивание

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме защиты проекта, викторины, конкурса.

2.5. Методические материалы

№ п/п   Название раздела, темы   Материально-техническое оснащение, методический материал   Формы, методы, приемы обучения Рефлексия Формы подведения итогов
Раздел 1 Познание мира          
1 Наша страна – Казахстан! Компьютер, телевизор, учебный фильм   Занятие с элементами игр и игровых элементов, индивидуальная и групповая работа   беседа
2 Проект «Моя столица» Компьютер, телевизор, лото, атлас «Дикие и домашние животные»   Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)         защита проекта
3 Проект «Области моей Родины» Компьютер, телевизор, детская энциклопедия «Лиственные и хвойные деревья»   Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)         защита проекта
4 Определение времени года по признакам. Компьютер, телевизор, учебный фильм   Занятие с элементами игр и игровых элементов,         игра
5 Погода в нашем городе Компьютер, телевизор, презентация «Приметы осени»   Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   сказка
6 Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Компьютер, телевизор   Занятие с элементами игр и игровых элементов, викторина
7-8 Проект «Профессии людей». Компьютер, телевизор, презентация «Профессии людей»   Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   защита проекта
9 Экономическая игра «Магазин». Знакомство с национальной валютой. Компьютер, телевизор   Беседа, практическое занятие игра
10 Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. Компьютер, телевизор, лото «Насекомые»   Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   беседа
11 Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» Компьютер, телевизор, дидактическая игра «Что лишнее?»   Лекция, практическое занятие игра
13 Зима в нашем городе! Приметы зимы. Компьютер, телевизор, учебный фильм   Лекция,  практическое занятие кроссворд
14 Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса). Компьютер, телевизор, презентация «Как зимуют звери»   Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   викторина
15 Проект «Какую рыбу можно поймать у нас в области». Компьютер, телевизор, презентация «Какие бывают рыбы»   Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   защита проекта
16 Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». Компьютер, телевизор, дидактическая игра     Лекция,  практическое занятие игра
17 Заботливые отношения родителей и их детей. Компьютер, телевизор, учебный фильм   Лекция, самостоятельная работа   творческая работа
18 Проект «Животные жарких стран» Компьютер, телевизор, презентация     Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   защита проекта
19 Профессия врач. Оказание первой помощи. Компьютер, телевизор, учебный фильм   Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, ребусов, головоломок.   беседа
20 Проект «Я могу тебе помочь». Компьютер, телевизор, учебный фильм   Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   защита проекта
21 Ханское государство. Компьютер, телевизор, атлас «Грибы съедобные и ядовитые»   Беседа, практическое занятие индивидуальная и групповая работа   викторина
22 Проект «Виды транспорта». Компьютер, телевизор, учебный фильм   Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   защита проекта
23 Алматы достопримечательства Компьютер, телевизор, презентация     Лекция, практическое занятие с элементами игр.   конкурс
24 Итоговое занятие по разделу Компьютер, телевизор   Практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов.   сказка
Раздел 2 Художественный  труд        
25 Техника безопасности. Изготовление вывески на магазин Компьютер, телевизор, презентация по теме     Самостоятельная работа   творческая работа
26 Рисуем рекламу ( на выбор) Компьютер, телевизор, презентация по теме     Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   конкурс
27 Лепка из пластилина « Байтерек» Компьютер, телевизор, презентация по теме     Беседа; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   выставка
28 Рисуем Астану с описанием Компьютер, телевизор, презентация по теме     Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) игра
29 Проект « Мой ежедневник» Компьютер, телевизор, презентация по теме     Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   конкурс
30 Рисуем героев сказки «Алдар Косе» Компьютер, телевизор, презентация по теме     Практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   выставка
31 3 д фигура «Человек» Компьютер, телевизор, презентация по теме     Беседа, практическое занятие (индивидуальная и групповая работа) защита проекта
32 Рисуем знаменитых людей города Компьютер, телевизор, презентация по теме     Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,   выставка
33 Итоговое занятие Компьютер, телевизор, презентация по теме     Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) игра

2.6. Список литературы

Для педагога

  • М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем.–Москва, 2014.
  • Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.–Санкт-Петербург, 2014.
  • Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2015.
  • Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. – Мозаика-Синтез, 2012.
  • Мониторинг развития детей в системе дополнительного образования   http://mosmetod.ru

Для учащихся

  • Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе.-Феникс, 2015
  • Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия. Багира,Москва, 2014
  • Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей.Багира,Москва, 2010