«Развитие функциональной грамотности учащихся в области познания мира и художественного труда в условиях реализации обновления содержания образования»
Полежаева Валентина Зигмундовна
учитель начальных классов
г. Петропавловск «КГУ СШ №7»
Данная программа направлена на формирование функциональной грамотности младших школьников. Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания, имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области изучения окружающего мира. Актуальность данной программы состоит в осуществлении цели, задач, методов работы по развитию функциональной грамотности первоклассника. В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.
Программа содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, микропреподавание. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.
Модуль №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1.Пояснительная записка
Направленность образования | Данная программа способствует формированию функциональной грамотности. Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания. |
Направленность программы | Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области изучения окружающего мира. |
По форме организации | Групповая форма организации. |
Уровень образования Уровень освоения программы | Стартовый уровень освоения программы |
Новизна программы | Программа содержит теоретический и практический материал, также материал для рефлексии занятий. Система занятий способствует формированию знаний, составляющих картину мира первоклассника. |
Актуальность программы | Актуальность данной программы состоит в осуществлении цели, задач, методов работы по развитию функциональной грамотности первоклассника. |
Отличительные особенности | В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Программа содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации. ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. |
Адресат программы | Программа адресована детям от 6 до 7 лет. |
Условия набора учащихся | Для обучения принимаются все желающие первого класса. |
Количество учащихся | Наполняемость в группе составляет -25 человек. |
Объем и срок освоения программы | 1 год обучения – 33 часа |
Формы и режим занятий | Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, микропреподавание. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки. |
1.2. Цель и задачи программы
Цель: воспитывать и развивать у каждого ребенка: функциональную грамотность, ознакомить с программой «Рухани жангыру» развивать познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность.
Задачи:
Образовательные –
Формирование у учащихся:
- готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
- целостных представлений о мире.
- важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в новом коллективе;
- представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
Развивающие –
Развитие у учащихся:
- социально-психологических качеств личности.
- умений общаться со сверстниками и взрослыми;
Воспитательные
Ознакомление учащихся:
- с системой самоорганизации для оптимального выполнения заданий;
- с разными формами коммуникации;
- с нормами и правилами поведения в школьной жизни.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Практическая часть (формативное оценивание) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1 | Познание мира | 24 | 12 | 12 | |
1 | Наша страна – Казахстан! | 1 | 1 | – | сканворд |
2 | Проект «Моя столица» | 1 | – | 1 | защита проекта (коллаж) |
3 | Проект «Области моей Родины» | 1 | – | 1 | защита проекта |
4 | Определение времени года по признакам. | 1 | – | 1 | драма – технология |
5 | Погода в нашем городе | 1 | 1 | – | устное эссе |
6 | Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | 1 | – | 1 | викторина |
7-8 | Проект «Профессии людей». | 2 | 1 | 1 | защита проекта |
9 | Экономическая игра «Магазин». Знакомство с национальной валютой. | 1 | – | 1 | игра |
10 | Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. | 1 | 1 | – | экскурсия в музей |
11 | Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» | 1 | – | 1 | игра |
13 | Зима в нашем городе! Приметы зимы. | 1 | 1 | – | творческая работа |
14 | Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса). | 1 | 1 | – | тест |
15 | Проект «Какую рыбу можно поймать у нас в области». | 1 | 1 | – | защита проекта |
16 | Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». | 1 | – | 1 | игра |
17 | Заботливые отношения родителей и их детей. | 1 | 1 | – | творческая работа |
18 | Проект «Животные жарких стран» | 1 | – | 1 | защита проекта |
19 | Профессия врач. Оказание первой помощи. | 1 | 1 | – | беседа |
20 | Проект «Я могу тебе помочь». | 1 | – | 1 | защита проекта |
21 | Ханское государство. | 1 | – | 1 | викторина |
22 | Проект «Виды транспорта». | 1 | – | 1 | защита проекта |
23 | Петропавловск достопримечательства | 1 | 1 | – | конкурс |
24 | Итоговое занятие по разделу | 1 | – | 1 | Экскурсия (Нур-Султан) |
Раздел 2 | Художественный труд | 9 | – | 9 | |
25 | Техника безопасности. Изготовление вывески на магазин | 1 | – | 1 | творческая работа |
26 | Рисуем рекламу (на выбор) | 1 | – | 1 | конкурс |
27 | Лепка из пластилина « Байтерек» | 1 | – | 1 | выставка |
28 | Рисуем город Нур-Султан с описанием | 1 | – | 1 | игра |
29 | Проект « Мой ежедневник» | 1 | – | 1 | конкурс |
30 | Рисуем героев сказки «Алдар Косе» | 1 | – | 1 | выставка |
31 | 3 д фигура «Человек» | 1 | – | 1 | защита проекта |
32 | Рисуем знаменитых людей города | 1 | – | 1 | выставка |
33 | Я и общество. Итоговое занятие. | 1 | – | 1 | защита проекта |
Всего | 33 |
Модуль №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие функциональной грамотности учащихся в области познания мира и художественного труда в условиях реализации обновления содержания образования»
(Стартовый уровень)
год обучения: 1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
План | Факт | ||||||||
1 | Занятие с элементами игр и игровых элементов, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Наша страна – Казахстан! | Учебный кабинет | сканворд | ||||
2 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Проект «Моя столица» | Учебный кабинет | защита проекта (коллаж) | ||||
3 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Проект «Области моей Родины» | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
4 | Занятие с элементами игр и игровых элементов, | 1ч. | Определение времени года по признакам. | Учебный кабинет | драма – технология | ||||
5 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Погода в нашем городе | Учебный кабинет | устное эссе | ||||
6 | Занятие с элементами игр и игровых элементов | 1ч. | Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | Учебный кабинет | викторина | ||||
7-8 | Практическое занятие с элементами игр | 2ч. | Проект «Профессии людей». | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
9 | Беседа, практическое занятие | 1ч. | Экономическая игра «Магазин». Знакомство с национальной валютой. | Учебный кабинет | игра | ||||
10 | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. | Учебный кабинет | экскурсия в музей | ||||
11 | Практическое занятие | 1ч. | Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» | Учебный кабинет | игра | ||||
13 | Практическое занятие | 1ч. | Зима в нашем городе! Приметы зимы. | Учебный кабинет | творческая работа | ||||
14 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Как зимуют звери (медведь, белка, заяц, лиса). | Учебный кабинет | тест | ||||
15 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | 1ч. | Проект «Какую рыбу можно поймать у нас в области». | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
16 | Практическое занятие | 1ч. | Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». | Учебный кабинет | игра | ||||
17 | Самостоятельная работа | 1ч. | Заботливые отношения родителей и их детей. | Учебный кабинет | творческая работа | ||||
18 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов | 1ч. | Проект «Животные жарких стран» | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
19 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, ребусов, головоломок | 1ч. | Профессия врач. Оказание первой помощи. | Учебный кабинет | беседа | ||||
20 | Практическое занятие с элементами игр | 1ч. | Проект «Я могу тебе помочь». | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
21 | Практическое занятие индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Ханское государство. | Учебный кабинет | викторина | ||||
22 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов | 1ч. | Проект «Виды транспорта». | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
23 | Практическое занятие с элементами игр | 1ч. | Петропавловск достопримечательства. | Учебный кабинет | конкурс | ||||
24 | Практическое занятие с выездом. | 1ч. | Итоговое занятие по разделу | Учебный кабинет | Экскурсия (Астана) | ||||
25 | Художественный труд | ||||||||
26 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов | 1ч. | Техника безопасности. Изготовление вывески на магазин | Учебный кабинет | конкурс | ||||
27 | Беседа; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Рисуем рекламу (на выбор) | Учебный кабинет | выставка | ||||
28 | Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Лепка из пластилина « Байтерек» | Учебный кабинет | игра | ||||
29 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов | 1ч. | Рисуем город Нур-Султан с описанием | Учебный кабинет | конкурс | ||||
30 | Практическое занятие; самостоятельная работа | 1ч. | Проект « Мой ежедневник» | Учебный кабинет | выставка | ||||
31 | Беседа, практическое занятие (индивидуальная и групповая работа) | 1ч. | Рисуем героев сказки «Алдар Косе» | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
32 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов | 1ч. | 3 д фигура «Человек» | Учебный кабинет | выставка | ||||
33 | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Рисуем знаменитых людей города | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
Я и общество. Итоговое занятие. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Основные занятия проводятся в учебном кабинете, одна экскурсия с выездом.
Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер, интерактивная доска.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
компьютер, интерактивная доска.
Методическое обеспечение: разработки игр, бесед, викторин, конкурсов; рекомендации по проведению практических работ; по проведению проектов; дидактический материал.
2.3. Формативное оценивание
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме защиты проекта, викторины, конкурса.
2.5. Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Рефлексия | Формы подведения итогов | ||
Раздел 1 | Познание мира | ||||||
1 | Наша страна – Казахстан! | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Занятие с элементами игр и игровых элементов, индивидуальная и групповая работа | беседа | |||
2 | Проект «Моя столица» | Компьютер, телевизор, лото, атлас «Дикие и домашние животные» | Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | защита проекта | |||
3 | Проект «Области моей Родины» | Компьютер, телевизор, детская энциклопедия «Лиственные и хвойные деревья» | Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | защита проекта | |||
4 | Определение времени года по признакам. | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Занятие с элементами игр и игровых элементов, | игра | |||
5 | Погода в нашем городе | Компьютер, телевизор, презентация «Приметы осени» | Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | сказка | |||
6 | Названия дней недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | Компьютер, телевизор | Занятие с элементами игр и игровых элементов, | викторина | |||
7-8 | Проект «Профессии людей». | Компьютер, телевизор, презентация «Профессии людей» | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | защита проекта | |||
9 | Экономическая игра «Магазин». Знакомство с национальной валютой. | Компьютер, телевизор | Беседа, практическое занятие | игра | |||
10 | Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. | Компьютер, телевизор, лото «Насекомые» | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | беседа | |||
11 | Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» | Компьютер, телевизор, дидактическая игра «Что лишнее?» | Лекция, практическое занятие | игра | |||
13 | Зима в нашем городе! Приметы зимы. | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Лекция, практическое занятие | кроссворд | |||
14 | Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса). | Компьютер, телевизор, презентация «Как зимуют звери» | Лекция, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | викторина | |||
15 | Проект «Какую рыбу можно поймать у нас в области». | Компьютер, телевизор, презентация «Какие бывают рыбы» | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | защита проекта | |||
16 | Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». | Компьютер, телевизор, дидактическая игра | Лекция, практическое занятие | игра | |||
17 | Заботливые отношения родителей и их детей. | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Лекция, самостоятельная работа | творческая работа | |||
18 | Проект «Животные жарких стран» | Компьютер, телевизор, презентация | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | защита проекта | |||
19 | Профессия врач. Оказание первой помощи. | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Лекция, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, ребусов, головоломок. | беседа | |||
20 | Проект «Я могу тебе помочь». | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | защита проекта | |||
21 | Ханское государство. | Компьютер, телевизор, атлас «Грибы съедобные и ядовитые» | Беседа, практическое занятие индивидуальная и групповая работа | викторина | |||
22 | Проект «Виды транспорта». | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | защита проекта | |||
23 | Алматы достопримечательства | Компьютер, телевизор, презентация | Лекция, практическое занятие с элементами игр. | конкурс | |||
24 | Итоговое занятие по разделу | Компьютер, телевизор | Практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов. | сказка | |||
Раздел 2 | Художественный труд | ||||||
25 | Техника безопасности. Изготовление вывески на магазин | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Самостоятельная работа | творческая работа | |||
26 | Рисуем рекламу ( на выбор) | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | конкурс | |||
27 | Лепка из пластилина « Байтерек» | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Беседа; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | выставка | |||
28 | Рисуем Астану с описанием | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | игра | |||
29 | Проект « Мой ежедневник» | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | конкурс | |||
30 | Рисуем героев сказки «Алдар Косе» | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | выставка | |||
31 | 3 д фигура «Человек» | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Беседа, практическое занятие (индивидуальная и групповая работа) | защита проекта | |||
32 | Рисуем знаменитых людей города | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, | выставка | |||
33 | Итоговое занятие | Компьютер, телевизор, презентация по теме | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | игра | |||
2.6. Список литературы
Для педагога
- М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем.–Москва, 2014.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.–Санкт-Петербург, 2014.
- Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2015.
- Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. – Мозаика-Синтез, 2012.
- Мониторинг развития детей в системе дополнительного образования http://mosmetod.ru
Для учащихся
- Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе.-Феникс, 2015
- Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия. Багира,Москва, 2014
- Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей.Багира,Москва, 2010