Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа социально-педагогической направленности «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания в условиях реализации обновления содержания образования» (Стартовый уровень)


Тужик Юлия Андреевна, Маркиш Елена Леонидовна

учителя начальных классов КГУ «Средняя школа №7»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая авторская программа

социально-педагогической направленности

 «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания

в условиях реализации обновления содержания образования»

(Стартовый  уровень)

Авторы: учителя начальных классов

Маркиш Елена Леонидовна

Тужик Юлия Андреевна

Директор КГУ «Средняя школа №7»:

Таласбаева Гульнар Темирбулатовна

ББК 74.202.4

         Т81

         М25

Рецензенты:

Квасных Г.С., кандидат педагогический наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования СКГУ им. М. Козыбаева               

Крупская Е.А., заместитель директора  начальных классов КГУ «Средняя школа №7» г. Петропавловска     

Авторы-составители:

Маркиш Е. Л., Тужик Ю. А., учителя начальных классов  КГУ «Средняя школа №7» г. Петропавловска 

Программа «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания в условиях реализации обновления содержания образования»

КГУ «СШ№7»

Г. Петропавловск

Рассмотрена на заседании методического (педагогического, экспертного) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № ____ «Утверждаю» Директор КГУ «СШ №7» ___________________/Ф.И.О./ приказ №______от_________20____г.  

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания

в условиях реализации обновления содержания образования»

(Стартовый  уровень)

Авторы-составители

Маркиш Елена Леонидовна

Тужик Юлия Андреевна

учителя начальных классов

г. Петропавловск

Модуль №1.  «Комплекс  основных  характеристик  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.Пояснительная записка

Направленность  образования Данная программа  способствует формированию функциональной грамотности. Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания.  
Направленность    программы Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области изучения окружающего мира.  
По  форме  организации   Групповая форма организации.
Уровень  образования Уровень  освоения  программы Стартовый уровень освоения программы
Новизна программы   Программа содержит теоретический и практический материал, также материал для рефлексии занятий. Система занятий способствует формированию знаний, составляющих картину мира первоклассника.
Актуальность программы   Актуальность  данной программы состоит в осуществлении цели, задач, методов работы по развитию функциональной грамотности первоклассника.
Отличительные особенности   В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Программа содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации. ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Адресат программы Программа адресована детям от 6 до 7 лет.
Условия набора учащихся Для обучения  принимаются  все  желающие первого класса.
Количество учащихся   Наполняемость в группе составляет -25 человек.
Объем и срок освоения программы 1 год обучения – 33 часа
Формы и режим занятий   Занятия  по  данной  программе  состоят  из  теоретической  и практической частей. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, микропреподавание. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: воспитывать и развивать у каждого ребенка: функциональную грамотность, развивать познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность.

Задачи:

Образовательные –

Формирование у учащихся:

  • готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
  • целостных представлений о мире.
  • важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в новом коллективе;
  • представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.

Развивающие –

Развитие у учащихся:

  • социально-психологических качеств личности.
  • умений общаться со сверстниками и взрослыми;

Воспитательные

Ознакомление учащихся:

  • с системой самоорганизации для оптимального выполнения заданий;
  • с разными формами коммуникации;
  • с нормами и правилами поведения в школьной жизни.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Практическая часть (формативное оценивание)
Всего Теория Практика
Раздел 1 Растения 5 5 5  
1 Почему растения живые? 1 1 1 защита проекта
2 Карнавал растений 1 1 1 коллаж
3 Части растений 1 1 1 творческая работа
4 Таинственная жизнь растений 1 1 1 эксперимент
5 Растения любят уход 1 1 1 устное эссе
Раздел 2 Животные 4 4 4  
6 Как на Земле появилась жизнь 1 1 1 квест
7 Невиданные животные 1 1 1 защита проекта
8 Человек и животные 1 1 1 коллаж
9 Путешествие животных по временам года 1 1 1 защита проекта
Раздел 3 Человек 4 4 4  
10 Из чего мы состоим? 1 1 1 квест
11 Почему ты растешь? 1 1 1 исследование
12 Правильно ли ты питаешься? 1 1 1 тест
13 Какой отдых полезнее? 1 1 1 защита проекта
Раздел 4 Силы и движение 3 3 3  
14 Секреты движения 1 1 1 эксперимент
15 Виды траекторий 1 1 1 аукцион
16 Наши движения 1 1 1 флешмоб
Раздел 5 Земля и космос 6 6 6  
17 Космическая семья 1 1 1 творческая работа
18 Изучение космоса в древности 1 1 1 защита проекта
19 Телескопы 1 1 1 экскурсия в обсерваторию
20 На что похожа наша планета? 1 1 1 выставка картин
21 Модель Земли 1 1 1 квест
22 Движение времени 1 1 1 батл
Раздел 6 Физика природы 3 3 3  
23 Магия приборов 1 1 1 квилт (постер)
24 Телесное электричество 1 1 1 творческая работа
25 Могучие магниты 1 1 1 эксперимент
Раздел 7 Свет 3 3 3  
26 Невидимый и фантастический свет 1 1 1 научный журфикс
27 Свет за работой 1 1 1 квест
28 Нужен ли свет? 1 1 1 выставка картин
Раздел 8 Звук 5 5 5  
29 Звуковые колебания 1 1 1 квест
30 Звуки тишины 1 1 1 эксперимент
31 Звуковые машины 1 1 1 творческая работа
32 Движение звука 1 1 1 эксперимент
33 Игра «Что? Где? Когда?» 1 1 1 игра
Всего   33 33 33  

Модуль  №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания в условиях реализации обновления содержания образования»

(Стартовый  уровень)

год обучения: 1

№ п/п   Месяц Число Время прове дения занятия Форма занятия   Коли чество часов Тема занятия   Место проведения   Форма контроля  
План Факт
1         Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа 1ч. Почему растения живые? Учебный кабинет защита проекта
2         Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Карнавал растений Учебный кабинет коллаж
3         Беседа, групповая работа 1ч. Части растений Учебный кабинет творческая работа
4         Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Таинственная жизнь растений Учебный кабинет экспери мент
5         Занятие с элементами игр и игровых технологий   1ч. Растения любят уход Учебный кабинет устное эссе
6         Занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Как на Земле появилась жизнь Учебный кабинет квест
7         Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа 1ч. Невиданные животные Учебный кабинет защита проекта
8         Беседа, практическое занятие, парная работа 1ч. Человек и животные Учебный кабинет коллаж
9         Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа 1ч. Путешествие животных по временам года! Учебный кабинет защита проекта
10         Занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Из чего мы состоим? Учебный кабинет квест
11         Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Почему ты растешь? Учебный кабинет исследование
12         Занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа 1ч. Правильно ли ты питаешься? Учебный кабинет тест
13         Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа 1ч. Какой отдых полезнее? Учебный кабинет защита проекта
14         Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Секреты движения Учебный кабинет экспери мент
15         Беседа, самостоятельная работа   1ч. Виды траекторий Учебный кабинет аукцион
16         Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Наши движения Учебный кабинет флешмоб
17         Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, ребусов, головоломок 1ч. Космическая семья Учебный кабинет творческая работа
18         Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа 1ч. Изучение космоса в древности Учебный кабинет защита проекта
19         Лекция, индивидуальная и групповая работа 1ч. Телескопы Обсервато рия экскурсия в обсервато рию
20         Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, групповая работа 1ч. На что похожа наша планета? Учебный кабинет выставка картин
21         Занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Модель Земли Учебный кабинет квест
22         Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Движение времени Учебный кабинет батл
23         Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   1ч. Магия приборов Учебный кабинет квилт (постер)
24         Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Телесное электричество Учебный кабинет творческая работа
25         Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Могучие магниты Учебный кабинет экспери мент
26         Практическое занятие, интервью, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Невидимый и фантастический свет Учебный кабинет научный журфикс
27         Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Свет за работой Учебный кабинет квест
28         Практическое занятие, самостоятельная работа 1ч. Нужен ли свет? Учебный кабинет выставка картин
29         Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Звуковые колебания Учебный кабинет квест
30         Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Звуки тишины Учебный кабинет экспери мент
31         Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Звуковые машины Учебный кабинет творческая работа
32         Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) 1ч. Движение звука Учебный кабинет экспери мент
33         Занятие с элементами игр и игровых технологий 1ч. Игра «Что? Где? Когда?» Учебный кабинет игра

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Основные занятия проводятся в учебном кабинете, одна экскурсия с выездом.

Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер, интерактивная доска.

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

компьютер, интерактивная доска.

Методическое обеспечение: разработки игр, бесед, викторин, конкурсов; рекомендации  по  проведению   практических  работ; по проведению проектов;  дидактический  материал.

2.3. Формативное оценивание

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме защиты проекта, викторины, конкурса.

2.5. Методические материалы

№ п/п   Название темы   Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал Формы, методы, приемы обучения Формы подведения итогов
1 Почему растения живые? Компьютер, телевизор, учебный фильм Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа защита проекта
2 Карнавал растений Компьютер, проектор, развивающая игра «Собери растение» Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) коллаж
3 Части растений Компьютер, проектор, детская энциклопедия «Какие есть части растений» Беседа, групповая работа творческая работа
4 Таинственная жизнь растений Компьютер, проектор, учебный фильм Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) эксперимент
5 Растения любят уход Компьютер, проектор, презентация «Как ухаживать за растениями?» Занятие с элементами игр и игровых технологий   устное эссе
6 Как на Земле появилась жизнь Компьютер, проектор, презентация Занятие с элементами игр и игровых технологий квест
7 Невиданные животные Компьютер, проектор, презентация «Разнообразие животных» Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа защита проекта
8 Человек и животные Компьютер, проектор, учебный фильм Беседа, практическое занятие, парная работа коллаж
9 Путешествие животных по временам года Компьютер, проектор, развивающая игра Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа защита проекта
10 Из чего мы состоим? Компьютер, проектор, дидактическая игра «Что лишнее?» Занятие с элементами игр и игровых технологий квест
11 Почему ты растешь? Компьютер, проектор, учебный фильм Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) исследование
12 Правильно ли ты питаешься? Компьютер, проектор, презентация «Как правильно питаться?» Занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа   тест
13 Какой отдых полезнее? Компьютер, проектор, развивающая игра “Как ты отдыхаешь?” Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа защита проекта
14 Секреты движения Компьютер, проектор, дидактическая игра Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) эксперимент
15 Виды траекторий Компьютер, проектор, учебный фильм Беседа, самостоятельная работа   аукцион
16 Наши движения Компьютер, проектор, презентация Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий флешмоб
17 Космическая семья Компьютер, проектор, учебный фильм Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, ребусов, головоломок творческая работа
18 Изучение космоса в древности Компьютер, проектор, учебный фильм Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа защита проекта
19 Телескопы Компьютер, проектор, презентация «Космос через телескоп» Лекция, индивидуальная и групповая работа экскурсия в обсерваторию
20 На что похожа наша планета? Компьютер, проектор, учебный фильм Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, групповая работа выставка картин
21 Модель Земли Компьютер, проектор, презентация Занятие с элементами игр и игровых технологий квест
22 Движение времени Компьютер, проектор, учебный фильм Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий батл
23 Магия приборов Компьютер, проектор, презентация “Обогревательные приборы” Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   квилт (постер)
24 Телесное электричество Компьютер, проектор, презентация по теме Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий творческая работа
25 Могучие магниты Компьютер, проектор, презентация “Волшебство магнита” Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) эксперимент
26 Невидимый и фантастический свет Компьютер, проектор, презентация “Свет” Практическое занятие, интервью, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) научный журфикс
27 Свет за работой Компьютер, проектор, развивающая игра Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий квест
28 Нужен ли свет? Компьютер, проектор, познавательно-развивающая игра Практическое занятие, самостоятельная работа выставка картин
29 Звуковые колебания Компьютер, проектор, учебный фильм Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий квест
30 Звуки тишины Компьютер, проектор, развивающий фильм Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) эксперимент
31 Звуковые машины Компьютер, проектор, презентация Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий творческая работа
32 Движение звука Компьютер, проектор, развивающая игра Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) эксперимент
33 Игра «Что? Где? Когда?» Компьютер, проектор, развивающая игра Занятие с элементами игр и игровых технологий игра

2.6. Список литературы

  • Я познаю мир: дет. энцикл.: Растения/ Сост. Л. А. Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
  • Тайны живой природы: перевод с англ. А. М. Голова. – М.: «РОСМЭН», 1997.
  • Рассоха-Дисс М. С. Загадки природы. – Х.: Веста, 2010.
  • Чудеса и тайны науки: перевод с англ. С. В. Чудова. – М.: «РОСМЭН», 2006.
  • Моя самая первая энциклопедия. – М.: «РОСМЭН», 2014.
  • Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе. – Феникс, 2015.    
  • Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия. – М.: Багира, 2014.
  • Леокум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Багира, 2010.
  • М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем.– Москва, 2014.
  • Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.– Санкт-Петербург, 2014.
  • Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. – Мозаика-Синтез, 2012.