Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа социально-педагогической направленности «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания в условиях реализации обновления содержания образования» (Стартовый уровень)
Тужик Юлия Андреевна, Маркиш Елена Леонидовна
учителя начальных классов КГУ «Средняя школа №7»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая авторская программа
социально-педагогической направленности
«Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания
в условиях реализации обновления содержания образования»
(Стартовый уровень)
Авторы: учителя начальных классов
Маркиш Елена Леонидовна
Тужик Юлия Андреевна
Директор КГУ «Средняя школа №7»:
Таласбаева Гульнар Темирбулатовна
ББК 74.202.4
Т81
М25
Рецензенты:
Квасных Г.С., кандидат педагогический наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования СКГУ им. М. Козыбаева
Крупская Е.А., заместитель директора начальных классов КГУ «Средняя школа №7» г. Петропавловска
Авторы-составители:
Маркиш Е. Л., Тужик Ю. А., учителя начальных классов КГУ «Средняя школа №7» г. Петропавловска
Программа «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания в условиях реализации обновления содержания образования»
КГУ «СШ№7»
Г. Петропавловск
Рассмотрена на заседании методического (педагогического, экспертного) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № ____ | «Утверждаю» Директор КГУ «СШ №7» ___________________/Ф.И.О./ приказ №______от_________20____г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания
в условиях реализации обновления содержания образования»
(Стартовый уровень)
Авторы-составители
Маркиш Елена Леонидовна
Тужик Юлия Андреевна
учителя начальных классов
г. Петропавловск
Модуль №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1.Пояснительная записка
Направленность образования | Данная программа способствует формированию функциональной грамотности. Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания. |
Направленность программы | Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения детьми дополнительного образования в области изучения окружающего мира. |
По форме организации | Групповая форма организации. |
Уровень образования Уровень освоения программы | Стартовый уровень освоения программы |
Новизна программы | Программа содержит теоретический и практический материал, также материал для рефлексии занятий. Система занятий способствует формированию знаний, составляющих картину мира первоклассника. |
Актуальность программы | Актуальность данной программы состоит в осуществлении цели, задач, методов работы по развитию функциональной грамотности первоклассника. |
Отличительные особенности | В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Программа содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации. ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. |
Адресат программы | Программа адресована детям от 6 до 7 лет. |
Условия набора учащихся | Для обучения принимаются все желающие первого класса. |
Количество учащихся | Наполняемость в группе составляет -25 человек. |
Объем и срок освоения программы | 1 год обучения – 33 часа |
Формы и режим занятий | Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, микропреподавание. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки. |
1.2. Цель и задачи программы
Цель: воспитывать и развивать у каждого ребенка: функциональную грамотность, развивать познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность.
Задачи:
Образовательные –
Формирование у учащихся:
- готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
- целостных представлений о мире.
- важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в новом коллективе;
- представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
Развивающие –
Развитие у учащихся:
- социально-психологических качеств личности.
- умений общаться со сверстниками и взрослыми;
Воспитательные
Ознакомление учащихся:
- с системой самоорганизации для оптимального выполнения заданий;
- с разными формами коммуникации;
- с нормами и правилами поведения в школьной жизни.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Практическая часть (формативное оценивание) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1 | Растения | 5 | 5 | 5 | |
1 | Почему растения живые? | 1 | 1 | 1 | защита проекта |
2 | Карнавал растений | 1 | 1 | 1 | коллаж |
3 | Части растений | 1 | 1 | 1 | творческая работа |
4 | Таинственная жизнь растений | 1 | 1 | 1 | эксперимент |
5 | Растения любят уход | 1 | 1 | 1 | устное эссе |
Раздел 2 | Животные | 4 | 4 | 4 | |
6 | Как на Земле появилась жизнь | 1 | 1 | 1 | квест |
7 | Невиданные животные | 1 | 1 | 1 | защита проекта |
8 | Человек и животные | 1 | 1 | 1 | коллаж |
9 | Путешествие животных по временам года | 1 | 1 | 1 | защита проекта |
Раздел 3 | Человек | 4 | 4 | 4 | |
10 | Из чего мы состоим? | 1 | 1 | 1 | квест |
11 | Почему ты растешь? | 1 | 1 | 1 | исследование |
12 | Правильно ли ты питаешься? | 1 | 1 | 1 | тест |
13 | Какой отдых полезнее? | 1 | 1 | 1 | защита проекта |
Раздел 4 | Силы и движение | 3 | 3 | 3 | |
14 | Секреты движения | 1 | 1 | 1 | эксперимент |
15 | Виды траекторий | 1 | 1 | 1 | аукцион |
16 | Наши движения | 1 | 1 | 1 | флешмоб |
Раздел 5 | Земля и космос | 6 | 6 | 6 | |
17 | Космическая семья | 1 | 1 | 1 | творческая работа |
18 | Изучение космоса в древности | 1 | 1 | 1 | защита проекта |
19 | Телескопы | 1 | 1 | 1 | экскурсия в обсерваторию |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | 1 | 1 | выставка картин |
21 | Модель Земли | 1 | 1 | 1 | квест |
22 | Движение времени | 1 | 1 | 1 | батл |
Раздел 6 | Физика природы | 3 | 3 | 3 | |
23 | Магия приборов | 1 | 1 | 1 | квилт (постер) |
24 | Телесное электричество | 1 | 1 | 1 | творческая работа |
25 | Могучие магниты | 1 | 1 | 1 | эксперимент |
Раздел 7 | Свет | 3 | 3 | 3 | |
26 | Невидимый и фантастический свет | 1 | 1 | 1 | научный журфикс |
27 | Свет за работой | 1 | 1 | 1 | квест |
28 | Нужен ли свет? | 1 | 1 | 1 | выставка картин |
Раздел 8 | Звук | 5 | 5 | 5 | |
29 | Звуковые колебания | 1 | 1 | 1 | квест |
30 | Звуки тишины | 1 | 1 | 1 | эксперимент |
31 | Звуковые машины | 1 | 1 | 1 | творческая работа |
32 | Движение звука | 1 | 1 | 1 | эксперимент |
33 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 1 | 1 | игра |
Всего | 33 | 33 | 33 |
Модуль №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие функциональной грамотности учащихся в области естествознания в условиях реализации обновления содержания образования»
(Стартовый уровень)
год обучения: 1
№ п/п | Месяц | Число | Время прове дения занятия | Форма занятия | Коли чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
План | Факт | ||||||||
1 | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Почему растения живые? | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
2 | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Карнавал растений | Учебный кабинет | коллаж | ||||
3 | Беседа, групповая работа | 1ч. | Части растений | Учебный кабинет | творческая работа | ||||
4 | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Таинственная жизнь растений | Учебный кабинет | экспери мент | ||||
5 | Занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Растения любят уход | Учебный кабинет | устное эссе | ||||
6 | Занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Как на Земле появилась жизнь | Учебный кабинет | квест | ||||
7 | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Невиданные животные | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
8 | Беседа, практическое занятие, парная работа | 1ч. | Человек и животные | Учебный кабинет | коллаж | ||||
9 | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Путешествие животных по временам года! | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
10 | Занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Из чего мы состоим? | Учебный кабинет | квест | ||||
11 | Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Почему ты растешь? | Учебный кабинет | исследование | ||||
12 | Занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа | 1ч. | Правильно ли ты питаешься? | Учебный кабинет | тест | ||||
13 | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Какой отдых полезнее? | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
14 | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Секреты движения | Учебный кабинет | экспери мент | ||||
15 | Беседа, самостоятельная работа | 1ч. | Виды траекторий | Учебный кабинет | аукцион | ||||
16 | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Наши движения | Учебный кабинет | флешмоб | ||||
17 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, ребусов, головоломок | 1ч. | Космическая семья | Учебный кабинет | творческая работа | ||||
18 | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Изучение космоса в древности | Учебный кабинет | защита проекта | ||||
19 | Лекция, индивидуальная и групповая работа | 1ч. | Телескопы | Обсервато рия | экскурсия в обсервато рию | ||||
20 | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, групповая работа | 1ч. | На что похожа наша планета? | Учебный кабинет | выставка картин | ||||
21 | Занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Модель Земли | Учебный кабинет | квест | ||||
22 | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Движение времени | Учебный кабинет | батл | ||||
23 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Магия приборов | Учебный кабинет | квилт (постер) | ||||
24 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Телесное электричество | Учебный кабинет | творческая работа | ||||
25 | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Могучие магниты | Учебный кабинет | экспери мент | ||||
26 | Практическое занятие, интервью, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Невидимый и фантастический свет | Учебный кабинет | научный журфикс | ||||
27 | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Свет за работой | Учебный кабинет | квест | ||||
28 | Практическое занятие, самостоятельная работа | 1ч. | Нужен ли свет? | Учебный кабинет | выставка картин | ||||
29 | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Звуковые колебания | Учебный кабинет | квест | ||||
30 | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Звуки тишины | Учебный кабинет | экспери мент | ||||
31 | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Звуковые машины | Учебный кабинет | творческая работа | ||||
32 | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1ч. | Движение звука | Учебный кабинет | экспери мент | ||||
33 | Занятие с элементами игр и игровых технологий | 1ч. | Игра «Что? Где? Когда?» | Учебный кабинет | игра |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Основные занятия проводятся в учебном кабинете, одна экскурсия с выездом.
Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер, интерактивная доска.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
компьютер, интерактивная доска.
Методическое обеспечение: разработки игр, бесед, викторин, конкурсов; рекомендации по проведению практических работ; по проведению проектов; дидактический материал.
2.3. Формативное оценивание
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме защиты проекта, викторины, конкурса.
2.5. Методические материалы
№ п/п | Название темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Почему растения живые? | Компьютер, телевизор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | защита проекта |
2 | Карнавал растений | Компьютер, проектор, развивающая игра «Собери растение» | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | коллаж |
3 | Части растений | Компьютер, проектор, детская энциклопедия «Какие есть части растений» | Беседа, групповая работа | творческая работа |
4 | Таинственная жизнь растений | Компьютер, проектор, учебный фильм | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | эксперимент |
5 | Растения любят уход | Компьютер, проектор, презентация «Как ухаживать за растениями?» | Занятие с элементами игр и игровых технологий | устное эссе |
6 | Как на Земле появилась жизнь | Компьютер, проектор, презентация | Занятие с элементами игр и игровых технологий | квест |
7 | Невиданные животные | Компьютер, проектор, презентация «Разнообразие животных» | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | защита проекта |
8 | Человек и животные | Компьютер, проектор, учебный фильм | Беседа, практическое занятие, парная работа | коллаж |
9 | Путешествие животных по временам года | Компьютер, проектор, развивающая игра | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | защита проекта |
10 | Из чего мы состоим? | Компьютер, проектор, дидактическая игра «Что лишнее?» | Занятие с элементами игр и игровых технологий | квест |
11 | Почему ты растешь? | Компьютер, проектор, учебный фильм | Практическое занятие, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | исследование |
12 | Правильно ли ты питаешься? | Компьютер, проектор, презентация «Как правильно питаться?» | Занятие с элементами игр и игровых технологий, самостоятельная работа | тест |
13 | Какой отдых полезнее? | Компьютер, проектор, развивающая игра “Как ты отдыхаешь?” | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | защита проекта |
14 | Секреты движения | Компьютер, проектор, дидактическая игра | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | эксперимент |
15 | Виды траекторий | Компьютер, проектор, учебный фильм | Беседа, самостоятельная работа | аукцион |
16 | Наши движения | Компьютер, проектор, презентация | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | флешмоб |
17 | Космическая семья | Компьютер, проектор, учебный фильм | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, ребусов, головоломок | творческая работа |
18 | Изучение космоса в древности | Компьютер, проектор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр, индивидуальная и групповая работа | защита проекта |
19 | Телескопы | Компьютер, проектор, презентация «Космос через телескоп» | Лекция, индивидуальная и групповая работа | экскурсия в обсерваторию |
20 | На что похожа наша планета? | Компьютер, проектор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий, групповая работа | выставка картин |
21 | Модель Земли | Компьютер, проектор, презентация | Занятие с элементами игр и игровых технологий | квест |
22 | Движение времени | Компьютер, проектор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | батл |
23 | Магия приборов | Компьютер, проектор, презентация “Обогревательные приборы” | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | квилт (постер) |
24 | Телесное электричество | Компьютер, проектор, презентация по теме | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | творческая работа |
25 | Могучие магниты | Компьютер, проектор, презентация “Волшебство магнита” | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | эксперимент |
26 | Невидимый и фантастический свет | Компьютер, проектор, презентация “Свет” | Практическое занятие, интервью, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | научный журфикс |
27 | Свет за работой | Компьютер, проектор, развивающая игра | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | квест |
28 | Нужен ли свет? | Компьютер, проектор, познавательно-развивающая игра | Практическое занятие, самостоятельная работа | выставка картин |
29 | Звуковые колебания | Компьютер, проектор, учебный фильм | Практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | квест |
30 | Звуки тишины | Компьютер, проектор, развивающий фильм | Беседа, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | эксперимент |
31 | Звуковые машины | Компьютер, проектор, презентация | Беседа, практическое занятие с элементами игр и игровых технологий | творческая работа |
32 | Движение звука | Компьютер, проектор, развивающая игра | Беседа, практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | эксперимент |
33 | Игра «Что? Где? Когда?» | Компьютер, проектор, развивающая игра | Занятие с элементами игр и игровых технологий | игра |
2.6. Список литературы
- Я познаю мир: дет. энцикл.: Растения/ Сост. Л. А. Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
- Тайны живой природы: перевод с англ. А. М. Голова. – М.: «РОСМЭН», 1997.
- Рассоха-Дисс М. С. Загадки природы. – Х.: Веста, 2010.
- Чудеса и тайны науки: перевод с англ. С. В. Чудова. – М.: «РОСМЭН», 2006.
- Моя самая первая энциклопедия. – М.: «РОСМЭН», 2014.
- Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе. – Феникс, 2015.
- Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия. – М.: Багира, 2014.
- Леокум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Багира, 2010.
- М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем.– Москва, 2014.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.– Санкт-Петербург, 2014.
- Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. – Мозаика-Синтез, 2012.