Программа факультативного курса по хоровому пению «Домисолька» 5 класс

Орынбаева Дархана Ермековича
Учитель музыки ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. Текенова»
Пояснительная записка
1 час в неделю; 34 часа в год.
Рабочая программа творческого объединения «Домисолька» разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, образов.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит творческому объединению вокального и хорового пения – одному из средств массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Приобщение учащихся к музыке идёт различным путём. В сфере музыкальной деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих детям лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением. Осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
В творческом объединении
«Домисолька» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на
учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как
занятия проходят небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы, как в
ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников
развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в
ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений
индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими
организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни
усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому
делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и
выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий
«образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» – он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Цель: привить любовь к вокальному хоровому искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи программы:
– Закрепить и углубить интерес детей к хоровому пению, как самому массовому и доступному виду искусства.
– Посредством занятий и внеклассной работы приобщить учащихся к искусству, познанию мира прекрасного.
– Продолжить развитие музыкального слуха, совершенствовать музыкальные способности.
– Создать в хоре обстановку творческой активности, дружбы и товарищества.
– Отработать новые для данного возраста слуховые и певческие навыки, навыки хорового исполнительства.
– Посредством работы над лучшими образцами мировой хоровой литературы способствовать формированию высокого художественного вкуса.
– Воспитывать бережное отношение к своему голосовому аппарату и здоровью вообще.
– Развивать эмоциональность и артистизм ребёнка.
– Способствовать формированию культурной среды младших школьников, используя коллективные посещения концертных залов, театров, лекториев и т.д.
– Развивать у детей самостоятельность, активность, «чувство локтя», взаимовыручки.
– Способствовать быстрейшей адаптации детей, поступивших в хор без предварительной подготовки.
Содержание курса
(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)
1 Рвздел. Введение 9-часов
Тренировка полученных навыков дыхания, более длинных фраз и предложений в процессе пения. Объединение двух навыков: «дыхание в пояс» и «зевок». Пропевание упражнений в более подвижных темпах с сохранением чёткой артикуляции.
2 Раздел. Звукообразование 4-часа
Округление гласных. Продолжение работы над шипящими и свистящими согласными. Подготовительные упражнения для твёрдой атаки.
3 Раздел. Звуковедение 7- часов
Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог. Пение мелких длительностей в подвижном темпе. Работа над «полётностью» звука. Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог.
4 Раздел. Ансамбль 14-часов
Продолжение работы, начатой в прошлом году над ритмическим, динамическим, агогическим, дикционным, интонационным и др. ансамблем. Работа над ансамблем в двухголосных попевках и упражнениях. Работа над двухголосием в упражнениях: контрастное, терцовое (более сложные примеры). Продолжение работы над пением a`capella. Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора. Концертное исполнение (не менее двух раз в год). Обязательный последующий подробный анализ выступлений.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Прим. |
1. | Тренировка полученных навыков дыхания, более длинных фраз и предложений в процессе пения | 1 | ||
2. | Глубокое дыхание с памятью вдоха | 1 | ||
3. | Пение на опоре | 1 | ||
4. | Объединение двух навыков: «дыхание в пояс» и «зевок» | 1 | ||
5. | Навык «цепного» дыхания | 1 | ||
6. | Упражнения на самостоятельное нахождение логических центров в тексте и выделение их голосом | 1 | ||
7. | Пение упражнений с перенесением логических ударений на разные слова | 1 | ||
8. | Пропевание упражнений в более подвижных темпах с сохранением чёткой артикуляции | 1 | ||
9. | Пение мелких длительностей в подвижном темпе | 1 | ||
10. | Звукообразование: Округление гласных («е», «и», «ы», «э») | 1 | ||
11. | Продолжение работы над шипящими и свистящими согласными | 1 | ||
12. | Подготовительные упражнения для твёрдой атаки | 1 | ||
13. | Подготовительные упражнения для твёрдой атаки | 1 | ||
14. | Звуковедение: Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог. | 1 | ||
15. | Пение мелких длительностей в подвижном темпе. | 1 | ||
16. | Пение non legato. | 1 | ||
17. | Упражнения на отработку пения staccato | 1 | ||
18. | Работа над «полётностью» звука | 1 | ||
19. | Высокая певческая позиция звука | 1 | ||
20. | Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог | 1 | ||
21. | Ансамбль Продолжение работы, начатой в прошлом году над ритмическим, динамическим, агогическим, дикционным, интонационным и др. ансамблем | 1 | ||
22. | Упражнения, направленные на поиски тембрового ансамбля | 1 | ||
23. | Работа над ансамблем в двухголосных попевках и упражнениях | 1 | ||
24. | Упражнения для дальнейшего расширения диапазона | 1 | ||
25. | Работа над двухголосием в упражнениях: контрастное, терцовое (более сложные примеры) | 1 | ||
26. | имитационное (простые упражнения) | 1 | ||
27. | каноны | 1 | ||
28. | Работа над несложными двухголосными произведениями | 1 | ||
29. | Продолжение работы над пением a`capella | 1 | ||
30. | Пение аккордов в гармоническом изложении (подготовка к пению трёхголосья) | 1 | ||
31. | Исполнение посильных произведений определённого темпа (80-100), legato | 1 | ||
32. | Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора | 1 | ||
33. | Концертное исполнение (не менее двух раз в год). Обязательный последующий подробный анализ выступлений. | 1 | ||
34. | Концертное Выступление. | 1 | ||
итого | 34 ч. |