Геометрические фамилии

Козаков Валентин

ученик 7 класса КГУ « Средняя школа №6 отдела образования Атбасарского района»

Руководитель: Шаншарова Алия Абеновна

 Содержание

   Введение.

 I. Теоретическая часть.  1. 1 Первоначально о геометрии.

                                           1.2 Развитие геометрии.

                                           1.3. Что такое геометрическая фигура.

                                           1.4 История фамилии.

                                            1.5 Значение фамилии для науки.

  II. Аналитическая часть.                      

  III. Вывод.

  Список использованных источников и литературы

  Отзыв руководителя.

                                                   Введение.

                                                                                                                                                                                                                                                  Как вы думаете, зачем нужна геометрия? А вы посмотрите вокруг! Куда бы мы, не повернулись в нашей жизни, повсюду мы видим применение принципов геометрии. Она может быть в строительстве сооружений и оформлении их, в архитектуре, устройстве интерьеров, даже в создании ландшафта. Вот такая геометрия. Может быть не всегда нам понятна, но если разобраться, очень интересная и нужная.

     Люди так часто пользуется геометрией, что трудно даже представить себе, что она существовала не во все времена, а была изобретена человеком.                                                                                            

          На уроках математики мы знакомились с некоторыми геометрическими фигурами и представляем себе, что такое точка, прямая, отрезок, луч, угол и т.д. В седьмом же классе нам предстоит расширить и углубить наши знания о геометрических фигурах.  Мы узнаем много важных и интересных свойств, которые имеются в геометрии.  Я заметил, что многие названия, связанные с математикой, встречаются в фамилиях людей.  Мне стало любопытно, и я решил поподробнее изучить этот материал.

 Целью моего исследования является составление списка фамилий, в

которых встречаются названия геометрических фигур.

Гипотеза исследования состоит в том, что названия геометрических

фигур в фамилиях встречаются редко.   

Задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Отбор диагностических методов.

3. Проведение необходимых диагностических исследований.

Исследование проводилось среди учащихся и педагогического коллектива КГУ «СШ №6» города Атбасар   Акмолинской области.

В начале работы рассматривались, изучались теоретические вопросы происхождения геометрии и фамилии по различным

источникам – статьям интернета, книгам, справочникам. Затем проводилось

диагностическое исследование. В исследовании принимали участие  учащиеся 1-11  классов.

Следующий этап работы – интерпретация полученных данных,  по

которым можно сделать вывод по гипотезе исследования.

В исследовании были использованы следующие методы:

1.Работа с телефонным справочником.

Цель: составление списка фамилий, в которых встречаются названия

геометрических фигур

2.Результаты анкетирования учащихся

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Анализируя полученные данные, можно будет сделать вывод о том, кто знает о геометрических фигурах больше 7 класс или 11 класс.

3.Работа со списочным составом учащихся КГУ «СШ№6». Выбор   фамилий учащихся, связанных с геометрией.

I. Теоретическая часть.

1.1Первоначально о геометрии.

 Самые первые понятия в геометрии люди приобрели еще в глубокой древности. Возникала необходимость определять площади участков земли, объемы различных сосудов и помещений и другие практические потребности.    Геометрия — одна из самых древ­них наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. В переводе с греческого сло­во «геометрия» означает «землемерие» («гео» — по-гречески земля, а «метрео» — ме­рить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с раз­личными измерительными работами, кото­рые приходилось выполнять при разметке зе­мельных участков, проведении дорог, строи­тельстве зданий и других сооружений. В ре­зультате этой деятельности появились и по­степенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельно­сти людей и в начале своего развития слу­жила преимущественно практическим це­лям. В дальнейшем геометрия сформирова­лась как самостоятельная наука, занимаю­щаяся изучением геометрических фигур. Х׀Х век стал веком геометрии, появляются новые разделы, развивается начертательная геометрия.

                                     1.2 Развитие геометрии.

             Свое начало история развития геометрии, как науки, берет в Древнем Египте около 4 тысяч лет назад. Затем знания египтян позаимствовали древние греки, которые применяли их преимущественно для того, чтобы измерять площади земельных участков.  Именно с Древней Греции берет свое начало история возникновения геометрии, как науки. Греческие ученые  на основе открытия множества геометрических свойств смогли создать стройную систему знаний по геометрии. В основу геометрической науки были положены простейшие геометрические свойства, взятые из опыта. Остальные положения науки выводились из простейших геометрических свойств с помощью рассуждений. Вся эта система была опубликована в завершенном виде в «Началах» Евклида около 300 года до нашей эры, где он изложил не только теоретическую геометрию, но и основы теоретической арифметики. С этого источника также начинается и история развития математики.

         История развития геометрии получила продолжение в середине III века до нашей эры благодаря великому Архимеду, который смог вычислит число Пи, а также смог определить способы вычисления поверхности шара. Архимед для решения упомянутых задач применил методы, которые в дальнейшем легли в основу методов высшей математики. С их помощью он уже мог решать трудные практические задачи геометрии и механики, которые были важны для мореплавания и для строительного дела. В частности, он нашел способы определять центры тяжести и объемы многих физических тел и смог изучить вопросы равновесия тел различной формы при погружении в жидкость.

     Древнегреческие ученые провели исследования свойств различных геометрических линий, важных для теории науки и практических применений. Аполлоний во II веке до нашей эры сделал много важных открытии по теории конических сечений, которые оставались непревзойденными на протяжении следующих восемнадцати веков. Апполоний применил метод координат для изучения конических сечений. Этот метод в дальнейшем смогли развить только в XVII веке ученые Ферма и Декарт. Но они применяли этот метод только для изучения плоских линий. И только в 1748 году русский академик Эйлер смог применить этот метод для изучения кривых поверхностей.

      Система, разработанная Евклидом, считалась непреложной более двух тысяч лет. Однако в дальнейшем история развития геометрии получила неожиданный поворот, когда в 1826 году гениальный русский математик Н.И. Лобачевский смог создать совершенно новую геометрическую систему. Фактически основные положения его системы отличаются от положений геометрии Евклида только в одном пункте, но именно из этого пункта вытекают основные особенности системы Лобачевского. Это положение о том, что сумма углов треугольника в геометрии Лобачевского всегда меньше 180 градусов. На первый взгляд может показаться, что это утверждение неверно, однако при маленьких размерах треугольников современные средства измерения не дают правильно измерить сумму его углов.

     Дальнейшая история развития геометрии доказала правильность гениальных идей Лобачевского и показала, что система Евклида просто неспособна решить многие вопросы астрономии и физики, где математики имеют дело с фигурами практически бесконечных размеров. Именно с трудами Лобачевского уже связано дальнейшее развитие геометрии, а с ней и высшей математики и астрономии

                               1.3Что такое геометрическая фигура.

        Мы зна­комы с некоторыми геометрическими фигурами и представляем  себе, что такое точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, прямоугольник, окружность, круг и др.      

 Например, Пифагор, древнегреческий математик и философ-идеалист, умело использовал знания, полученные в странствиях по свету. Ему приписывают ряд важных в то время открытий, например теорему о сумме внутренних углов треугольника. Он построил «космические» фигуры, т. е. пять правильных многогранников.

       А что такое геометрическая фигура? Фигура в геометрии – термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек линий или поверхностей.

      Еще один великий мыслитель это – Евклид. Навёл порядок в накопленных знаниях по геометрии, жил в 3 веке до н.э в Александрии. Он переработал и по-новому осмыслил уже известные результаты. В течение многих веков математикам казалось, что 13-томный труд, который назывался «Начала», нельзя улучшить. В нём была изложена вся известная к тому времени геометрия.

      К основным геометрическим фигурам на плоскости относятся точка и прямая. Отрезок, луч, ломаная линия — простейшие геометрические фигуры на плоскости.

Точка — это самая малая геометрическая фигура, которая является основой всех прочих построений в любом изображении или чертеже.

Прямую линию, или прямую, можно представить себе как бесчисленное множество точек, которые расположены на одной линии, не имеющей ни начала, ни конца. На листе бумаги мы видим только часть прямой линии, так как она бесконечна.

                                     1.4 История фамилии.

  Происхождение слова.  Слово фамилия — латинского происхождения. Многовековая история хранит множество фамилий. Происхождение той или иной фамилии связано с профессиями наших предков, регионами, где жили предки, их бытом, обычаями, прозвищами, характерами и внешностями.

      В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. У римлян фамилия изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia  -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении «семья», «супруги».

             Похожий смысл это слово позже имело достаточно долго в Европе и в России. Известны факты, когда даже в XIX веке крепостные крестьяне получали фамилию от своего господина. Только к XIX веку слово фамилия в русском языке приобрело своё второе значение, ставшее сегодня официальным и основным:  наследственное семейное именование,  прибавляемое к личному имени.  Структура фамилии   состоит,  прежде всего, из корневой основы (имеющей или имевшей в прошлом какое-либо лексическое значение) ,  но также может включать в себя приставки, суффиксы и окончания. Основа фамилии часто происходит от личного имени или же прозвища, несущего то или иное лексическое значение. Приставка и окончание, основные статьи: Фамильная приставка, Фамильное окончание Фамильные приставки и окончания обычно обозначают на языке оригинала слово сын или дочь или же указывают на притяжение(владение), формируя прилагательные формы. Зачастую воспринимаются окружающими как стереотипный идентификатор этнической принадлежности, при этом, сами по себе являются менее устойчивыми, чем коренная часть фамилии .

            Изо дня в день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки

фамилий наших друзей, родственников. Все граждане нашей страны имеют

фамилии. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке.

Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей,

фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни

повторяем ее как нечто навсегда данное и сильно значимое для каждого из нас.

                 В специальной литературе термин “фамилия” определяется как, принятое   сразу после рождения по наследству от отца или матери .Официально закрепившееся за конкретным родом без изменений наследственное название лица, которое при регистрации брака переходит от мужа к жене или наоборот, и в официальной практике называния в обязательном порядке прилагается к собственному имени и отчеству.

              Чтобы разобраться в вопросе истории фамилий, в происхождении

фамилий, нужно ненадолго углубиться в прошлое. Говоря об истории фамилий в мире, то еще в 1450-м году в западной Европе, фамилии стали стандартом. Но основателем понятия «фамилия» всеми признан древне-китайский император Фуши, он в 2852 году до нашей эры приказал своим подданным добавить к своему имени одно из слов которое было в священной поэме — По-Чиа-Хсинг, и также приказал, чтобы оно передавалось его из поколения в поколение.

  В ранние времена казахи имели только лишь имя. Спустя определённое время к данному имени прибавляли какое-нибудь слово, которое означало суть человека, или его же социальный статус на каком-либо этапе жизни. К примеру, воином-батыром был Батыхай, значит назывался – Батыхай-батыр, или же увечный безрукий Чотар, теперь Чотар- шолак ( в переводе означает шолак — безрукий). В результате этого добавления человек так сказать приобретал полное имя.

После того как Казахстан присоединился к Российской империи, жители начали придумывать казахские фамилии. Когда казаха зачисляли в учебное заведение, то это являлось обязательной процедурой. Казахские фамилии, не мудрствуя лукаво, в основном давались по имени предка – деда, прадеда, отца. Причём уже тогда проводилась планомерного рода политика – в фамилиях прямое указание на знатность рода старались не допускать. К примеру, Чокан — прямой потомок Чингизхана , получил фамилию Валиханов, а не Чингизов, которую должен был присвоить по имени своего деда – Валихана. Хотя его отчество было установлено, как Чингизович. Кстати, здесь, возникают некоторые интересные ассоциации параллели с очень знаменитой фамилией Рюриковичи, которая в свою очередь возникла, основываясь на имени Рюрика — родоначальника династии.

Значение казахских фамилий

В теперешнее время существует два варианта присвоения ребёнку казахской фамилии. В первом случае ребёнку присваивается отцовская фамилия. Во втором случае ребёнку присваивается фамилия, которая является производной от имени его дедушки по отцовской линии. Например, у Бахыта Аслановича Мустафина появился сын, который при рождении получил имя Доскен. Его могут назвать Доскен Бахытович Мустафин, или Доскен Бахытович Асланов, это зависимости от того, что решит семейный совет. На языке казахов его имя будет произноситься как: Доскен Бахытулы Мустафин, а так же Доскен Бахытулы Аслан. В настоящее время также заметно обозначилась тенденция про замену окончаний фамилий – ев и – ов  на «теги», что в переводе с казахского означает – из рода.

Также родовому имени – Ру-Ел придавалось особое значение. Казахские родовые имена были отменены после революции, и соответственно заменены казахскими фамилиями.

Многие люди утверждают, что изначально у казахов не было фамилий, то есть принцип фамилии был заимствован из России. На самом деле, практически у всех русских и казахских фамилий одинаковый срок существования, и начинается это всё с переписи 1897-го года.

В основном история большей части русских фамилий насчитывает около 100 лет. Основная масса населения официально в России получили свои фамилии после всероссийской переписи населения 1897 г. первой и единственной. До того момента фамилии были в деревнях только как «уличные фамилии» — в виде прозвищ. Те люди, которые проводили эту перепись, при подборе фамилии крестьянам не мудрствовали лукаво. В большинстве случаев они давались по отчеству деда или отца. Поэтому, если взять список 100 самых популярных русских фамилий, то первые места займут – Иванов, Петров, Васильев, Федоров, Михайлов, Яковлев, Александров, Андреев…»

Говоря о причинах фамилий с окончаниями -ин и –ев, то в большинстве случаев формант –ев- образовывал фамилии, когда имя отца – прозвище, оканчивалось на согласную–ч (или же на -ь), -й-: Авдей — Авдеев, Аггей — Аггеев, Берсень — Берсенев, Кремень-Кремнев, Юрий-Юрьев, Бегич-Бегичев, Скобель-Скобелев, и т.п. Формант –ин- образовывал фамилии, когда имя отца (прозвище) заканчивалось на гласную -а- или -о-, к примеру, Апухта-Апухтин, Кирка-Киркин Сковорода-Сковородин, Полтина-Полтинин, Репня-Репнин и т.д.

Так же выбирались окончания и для фамилий казахов по отцовскому имени , например: Акылбек — Акылбеков, Сапарбай — Сапарбаев, но Сейфулла – Сейфулин, Есенберлы — Есенберлин. Казахские фамилии тоже сформировались при всероссийской переписи населения в 1897 году, и никак не моложе своих русских собратьев которые представляют подавляющее большинство.

Только у дворян до 1897-го года существовали русские фамилии, и определяли их по месту проживания (Невский, Брянский) или по личным качествам (Долгорукий, Грозный). Такие фамилии в основном не передавались к ребенку от отца, но иногда бывали исключения, когда отметить принадлежность ребенка к дворянской семье было важно.

Как известно, на Руси общество состояло из слоев и сословий. При этом разные слои общества совершенно в разное время обзаводились фамилиями. Изучение происхождения фамилии позволяет сделать вывод о том, что первые фамилии на Руси появились в 14-15 веках. Именно с тех давних пор берут свое начало истории фамилий. Тогда обладателями фамилий становились феодалы, князья ,бояре, позднее – дворяне, купцы. Разные слои общества совершенно в разное время обзаводились фамилиями.  Которые , как известно, переходили по наследству, соответственно и фамилии тоже

стали передаваться от отца – сыну. Кроме этого, изучение истории фамилии

говорит о том, что некоторые из первых фамилий имели иностранные корни.

Это позволяет сделать вывод о том, что происхождение фамилий  явно связаны

нероссийскими корнями, а с миграцией людей из-за границы. Куда

доступ опять-таки был только у богатых сословий. Что касается происхождения славянских фамилий, то они образовывались в первую очередь от имен и названий, указывающих на место проживания и происхождения носителя, на ремесло, промысел, профессию, а также на какие-то индивидуальные (физические или психологические) свойства человека.

Простой же русский народ обходился без фамилий, довольствуясь

именами, отчествами, прозвищами. Большое количество настоящих фамилий

возникли именно из бывших прозвищ. Они являются своеобразной

энциклопедией народного быта, традиций. Так было до отмены крепостного

права в 1861 году. К этому моменту абсолютное большинство населения Руси –крепостные, фамилии не имели. И только после падения крепостного права, когда крестьяне перестали кому-либо принадлежать, стали самостоятельными, возникла потребность дать им фамилии. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и о значение фамилии на некоторых документах требуется самим законодательством». И, тем не менее, даже в начале XX века фамилии были не у всех, лишь к 30-м годам того же века можно было с определенностью сказать, что процесс приобретения людьми фамилий завершился.

           Итак, сегодня для каждого из нас наличие фамилии является настолько

привычным, что сама мысль о том, что можно было жить без нее, кажется

абсурдной.

                       1.5 Значение фамилии для науки.

            Человечеству всегда было важное его прошлое, события, жизнь и быт его    предков. История – это ключ к обретению самих себя, это мудрость, накопленная  поколениями людей. История – это тайны и загадки, которые

будоражат наше сознание. Не зря все мы изучаем ее в школе, не зря археологи раскапывают земли в поисках обломков глиняных горшков и оружия, а также штурмуют древние пирамиды, не зря филологи без устали переводят и читают древние летописи… Список можно продолжать до бесконечности. Фамилии – ценнейший материал для изучения истории. Не только истории конкретного рода, но и истории всего села, города, региона, в конце концов – всего Казахстана.

             За последние века вышло немало научных трудов, авторы которых только тем и занимались, что изучали  фамилии. Каждый из этих авторов поначалу пытался сконцентрироваться на каком-то небольшом географическом участке, чтобы как можно лучше его проработать. Однако, лишь «раздвинув» эти границы, он начинал замечать все большее количество любопытных закономерностей и свойств фамилий, которые, в свою очередь, давали ему бескрайнее количество дальнейшей информации для исследования культуры  народа. По фамилиям находятся связи между городами, составляются  родословные , по ним появляется информация о судьбах людей,об их быте, об их поверьях и обычаях. Природа фамилий такова, что одни из них происходили от общеизвестных слов,  а происхождение других может быть известно не многим. Вполне возможно, что до сих пор имеются неоткрытые «фамильные» закономерности отдельных регионов.

Постепенно, очередь, наверняка дойдет и до них. Ведь любопытство и тяга к

знаниям людей не знает границ.  Таким образом, наша фамилия – это живое слово, память рода. Каждая фамилия имеет свою историю, свой смысловой корень, от которого она происходит. Но не следует забывать, что фамилии давно утратили свою внутреннюю форму, так как они передавались по наследству многим  поколениям, отражая прозвище далекого предка.

                                       II Аналитическая часть.

1.Проведем исследование и изучим частотность  употребления геометрических названий в фамилиях жителей Атбасарского района.    База для исследований  — телефонный справочник Атбасарского района .

     1.Шарапов содержит название геометрической фигуры  ШАР.

2.Шаповалов содержит название геометрической фигуры ОВАЛ.

3.Ковальчук содержит название  геометрической фигуры ОВАЛ.

4.Кривополенов содержит название геометрической фигуры КРИВАЯ.

5.Кисыков содержит название геометрической фигуры Кисык ( кривая) 

6.Ковалёв содержит название геометрической фигуры ОВАЛ.

7.Ковалевская содержит название геометрической фигуры ОВАЛ.

8.Коваленко содержит название геометрической фигуры ОВАЛ.

9.Коваль содержит название геометрической фигуры ОВАЛ.

10.Коновалов содержит название  геометрической фигуры ОВАЛ.

11.Круглов содержит название геометрической фигуры КРУГ.

12. Кубарь содержит название геометрической фигуры Куб.

13.Мишарин содержит название геометрической фигуры ШАР

14 .Шарыпина содержит название геометрической фигуры ШАР.

15.Шарыпова содержит название геометрической фигуры ШАР.

16.Шарипов содержит название геометрической фигуры ШАР.

18.Якубович содержит название геометрической фигуры КУБ.

19.Шарова содержит название геометрической фигуры ШАР.

20Яблучанская содержит название геометрической фигуры ЛУЧ.

21.Подлучная содержит название геометрической фигуры ЛУЧ.

22.Уголькова содержит название геометрической фигуры УГОЛ.

    23. Доғалов содержит название геометрической фигуры Доғал-овал.

     24. Сәуле содержит название геометрической фигуры    Сәуле- луч.

2 .Кроме того, мне захотелось узнать, а есть ли среди учеников и учителей нашей школы фамилии или имена, каким –либо образом, связанные с геометрией. В нашей школе учатся  более 178  учащихся. Вот каковы  фамилии учителей и учеников КГУ « СШ№ 6», связанных с геометрическими понятиями:

Фамилия учащегося или учителя С какой геометрической фигурой связана фамилия.
Криворучко кривая
Коваль овал
Дмитрий, три
Ковальчук овал
Ровнягина ровно
Викторовна тор
Сауле  сауле-луч
Круглов круг
Доғалов  доғал-овал
Шарипов шар
Сорокина сорок
Сотников сотня
Коваленко овал
Торопцева тор

3. Кроме того я провел опрос среди учеников 7 класса и учеников 11 класса на тему; какие геометрические фигуры вы знаете:

Фигуры. названные учениками 7 В процентном отношении Фигуры. названные учениками 11 кл. В процентном отношении
точка 100 точка 100
квадрат 100 квадрат 100
прямоугольник 100 прямоугольник 100
прямая 100 прямая 100
луч 52 луч 100
угол 100 угол 100
сектор 0 сектор 42
шар 100 шар 100
куб 37 куб 66
параллелепипед 25 параллелепипед 89
конус 4 конус 58
цилиндр 15 цилиндр 100
трапеция 2 трапеция 76
эллипс 4 эллипс 34
кольцо 0 кольцо 56
параллелограмм 12 параллелограмм 98
слой 0 слой 67
Правильный треугольник 3 Правильный треугольник 78
тор 15 тор 48
призма 0 призма 54
пирамида 56 пирамида 100
отрезок 100 отрезок 100

4. Последнее исследование я провел, предложив и 5, 7, 8, и 11-классникам, вспомнить фамилии из литературных произведений и кинофильмов,  или просто придумать  фамилии ,связанные с геометрией. Результаты представила в таблице:

7 класс 8 класс 5  класс 11 класс
Круглов Шариков Шаров Кругляшков
Круг Круг Круг Круглов
Якубович Якубович Якубович Якубович
Коновалов Ковальчук Ковальчук Ковальчук
Ковалевская Ковалевская Ковалевская Ковалевская
Совайленко Коваль Коваль Коваленко
Ласточкин Лист Ласточкина Лучин
Башаров Марат Башаров Шаринчук Шарламов
Лучиков Лучистый Лучина Угольников
Треугольников угольников Шарапов Кольцов
Углов Метриков Аршинов Саженный
Лученок Точкин Квадриков Кубышкин
Квадратов Коваленко Линейкин Шарова

              Поистине воображение наших учащихся неисчерпаемо. Многие фамилии действительно существуют  в жизни, и в литературных произведениях  и имеют реальных собственников.

       III. Вывод

Рассмотрено  более 4000 фамилий жителей Атбасарского района и учащихся и учителей КГУ «СШ №6»,  только в 34  из них встречаются названия геометрических фигур. Изобразим результат первого исследования в виде диаграммы:

 

                               

 Сектор 1 — всего фамилий, сектор 2 – в этих фамилиях встречаются названия геометрических фигур.

             Существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это бухгалтер, строитель, учитель, повар и механик. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, актеры, визажисты, журналисты, искусствоведы, манекенщицы, певцы и т.д. Но людям этих профессий она пригодится в быту: получить зарплату, сделать ремонт, заплатить за коммунальные услуги, расплатиться в магазине за покупки, купить вещь в кредит и т.д.  А значит, математику просто обязательно надо изучать человека любой профессии,  независимо  от их фамилии, содержит ли она геометрические фигуры или нет.

           В своей работе я составил список некоторых  фамилий, в которых встречаются названия геометрических фигур. И пришёл к выводам:

1. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что

старшеклассники знают больше геометрических фигур в сравнении с

семиклассниками, так как они уже заканчивают изучать школьный курс

геометрии.

2. В фамилиях встречаются следующие названия геометрических фигур или геометрических терминов:

овал, круг, шар, куб, угол, луч, точка, квадрат, лист, метр, аршин, линейка, кольцо, сажень.

3. Фамилии, содержащие названия геометрических фигур, составляют менее

1% от всех фамилий, взятых из телефонного справочника Атбасарского района и списка учащихся и учителей КГУ «СШ№6».

Таким образом, моя гипотеза о том, что названия геометрических фигур

в фамилиях встречаются редко,  нашла свое подтверждение.

   Список использованных источников и литературы

1. Телефонный справочник Атбасарского района  Акмолинской  области.

2. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в

вузы./Сост. П.И.Алтынов, И.И.Баврин -М., Дрофа, 2004.

3. Математика. Школьная энциклопедия./Сост. С.М.Никольский – М.,

   Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Математический энциклопедический словарь./ Сост. Ю.В.Прохоров – М.,

    Большая Российская энциклопедия, 2003.

5 Энциклопедия для детей. Т.11. Математика./ Сост. М.Аксенова — М.:

    Аванта+, 2004.

6 www.nikolaev.narod.ru

7. www.ongeo.ru

8. www.vimeni.ru

9. www.imya-rebenku.ru

10.Список учителей и учащихся КГУ «СШ №6». 2019-2020 г..

Отзыв руководителя

на учебно- исследовательскую работу

«Геометрические фамилии»,
выполненную учащимися  7 класса  — Самцовым Никитой.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, логична, четко сформулированы цель и задачи, имеются исследования научного характера и выводы по работе. Учащимися исследован материал, выходящий за рамки школьной программы, проделаны опыты, сопровождающиеся самостоятельными аналитическими выкладками. Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отмечается завершённостью. Авторы использовали общенаучные термины.

Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы, может использоваться во внеурочной деятельности на кружках, на занятиях по геометрии , литературы, алгебры, математики.

В работе учащиеся проявили исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.

Руководитель: учитель математики – Шаншарова Алия Абеновна