Лингвистическая игра по теме «Имя существительное»


Сулекеева Аягоз Капбасовна

Бозайғыр орта  мектебі орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі

Цель: повторение, систематизация знании учащихся по теме «Имя существительное»,развитие речи; обогащение словарного запаса учащихся;   воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:  интерактивная доска, карточки-рецепты;

Форма проведения: лингвистическая игра

Ход урока:1.Организационный момент                                                                          А) Психологический настрой:                                                                                        Мы, ученики 5-класса,самые лучшие, самые дружные. Мы будем учиться только на «5» и добьемся самых высоких вершин в жизни!                                                    Б) Разъяснение целей учебной деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня, ребята, мы должны закрепить изученный материал, проверить свое языковое здоровье. Здоровье-залог счастья. Чтобы быть счастливыми, мы должны сохранить свое здоровье. А как сохранить здоровье? Какие правила нужно соблюдать обязательно?

Примерные ответы учащихся:-надо заниматься спортом,

-делать утренние зарядки,

-соблюдать личную гигиену,

-здоровый сон,

-правильное питание,

-регулярно,раз в год посетить врача,проверить свое здоровье.

Учитель: Молодцы,ребята. Сегодня,чтобы проверить свое языковое здоровье, я вас приглашаю в наш «Лингвопункт». В нашем «Лингвопункте» работают следующие врачи:

ІІ.Словарная работа:

Окулист-врач-специалист по глазным болезням

Отоларинголог- врач-специалист,занимающийся заболеваниями уха,горла,носа и их лечением

Логопед-врач-специалист,занимающийся недостатками речи и их исправлением

Терапевт-врач,специалист по внутренним болезням

  1. Встреча с врачом

Слово учителя: Уважаемые посетители! Сегодня, т.е. 29 января 2019 года в Бозайгырской средней школе состоится встреча с врачом-терапевтом высшей категории. Приходите!Обращайтесь! Мы ждем Вас!

(Выходит врач-терапевт.) Врач: Добрый день,дорогие ребята! Я врач-терапевт Гульханым Сериковна , очень рада вас видеть.Надеюсь,что наша встреча будет интересной и полезной для вас.Какие у вас будут вопросы?

Ученик:  Скажите,пожалуйста,что же это такое крепкое здоровье?

(Врач читает стихотворение «Здоровье».)

Врач-терапевт:Крепкое здоровье?

Значит ,с радостью учиться,

Бегать,прыгать,веселиться.

Утром с солнышком вставать,

Заправлять свою кровать.

И по распорядку

Делать физзарядку.

Чистить зубы,умываться,

Обтираться,закаляться.

Потому что,чистота-

Это свежесть,красота.

Вовремя за стол садиться,

За едой не торопиться.

И поменьше есть конфет,

В сладком витаминов нет.

А еще любить природу,

Чистый воздух,зелень,воду.

Птиц,зверюшек защищать

И жучков не обижать.

Понапрасну не сердиться,

Не капризничать,не злиться.

Скуку выгонять и лень,

По режиму строить день.

Ученик-посетитель: Спасибо,Гульханым Сериковна,за добрый совет.

Врач: Давайте,друзья, в честь нашего праздника проведем «Марафон» по теме «Имя существительное». (Повторение темы по данной схеме)

ІІІ.Прием у врача. (Первым принимает «Больного» окулист. Врач в шутливой форме задает вопросы о состоянии здоровья,проверяет его зрение с помощью таблицы)

А) Таблица №1. «Кто самый зорький?» (Таблица оформлена в виде проверочных таблиц окулиста:каждая следующая строчка набрана более мелким шрифтом)

Задание: Исправьте ошибки в предложениях.

Перет сном проветри комнату.Утром после сна не забывай делат зарятку. Помни фсегда о личной гигиене.

Б) Консультация врача-окулиста.

Врач: У Вас обнаружилось ослабление лингвистического зрения.

Диагноз: Потеря 5% зрения.

Лечение: промывать глаза на сон грядущий двумя страницами орфографического словаря.

А) Таблица №2. Задание : Просклоняйте существительное ДРУГ

И.Кто? друг

Р.Кого? друг…

Д.Кому? друг…

В.Кого? друг…

Т.Кем? друг…

П. О ком?  О друг…

Б) Консультация врача-окулиста.

Диагноз: Словесная близорукость.

Лечение: Закапывать перед обедом в левый глаз по три страницы толкового словаря Ожегова.

А) Таблица № 3.Задание: Измени слово КНИГА по падежам.

И.что? книга

Р.Чего? книг…

Д.Чему? книг…

В.Что? книг…

Т.Чем? книг…

П. О чем? О книг…

Б) Консультация врача.

Диагноз: Потеря зрения 10 %

Лечение: Три раза в день принимать по одной буковке падежных окончании имен существительных.

Учитель: Прием врача-окулиста окончен.

            Пусть глаза всегда блестят,

            Не болеют,не грустят.

  • Прием у врача. Врач-отоларинголог-_________________________

Учитель: Внимание! Проверьте Ваш слух!

Слышит ли твое ухо фальшь?

Если нет,скорее лечись!

Имеющий уши да услышит!

Берегите уши от мусора! Вас ждет врач-отоларинголог.

А) Встреча «больного» с врачом-отоларингологом.

Задание № 1. Врач: Я Вам называю слова, измените их по числам.

Рука-….                                          Витамины-…..

Нога-…                                           Напитки-…..

Зуб-….                                            Ягоды-…..

Б) Консультация врача-отоларинголога.

Диагноз: Хроническая глухота.

Лечение: Три раза в день мойте уши компотом.

А) Задание № 2.Распределите «зимние слова» по группам.

Муж.рода                  жен.рода                     средн.рода

(Снежок,вьюга, дерево ,мороз,снежинка,море,сугроб,снегурочка,небо)

Б)   Консультация врача-отоларинголога.

Диагноз: Хронический танзилит

Рецепт: (читает врач) Вот Вам назначение,соблюдайте строго.

Таблетки,микструру и теплое слово,

Компресс,полосканье и доброе слово,

Ни капли холодного,острого,злого.

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова-не лечат больного.

  • Физкультминутка.
  • Учитель: Я читаю слова.Если слово пишется с большой буквы,становитесь на носочки и поднимите вверх руки.Если слово пишется с маленькой буквы-присаживайтесь на корточки.

(Спорт,Балхаш,ученик, Казахстан,страна,Олжас)

Учитель: Ребята,у нас сегодня работает и врач-логопед. Кто нуждается в помощи логопеда?Врач принимает в пятницу с 11.00 до 12.00. Ждем Вас!

  • Врач-логопед. «Языкотерапия»

А) Задание: Прочитайте текст.Картинки замените словами

Б) Консультация врача-логопеда.

Диагноз: Радикулит языка

Лечение: Согревать язык кварцевыми лучами орфоэпического словаря

ІV.Обобщение урока.

Учитель: В заключение нашей встречи с врачами,хочу задать один,важный для меня вопрос.Из чего состоит Здоровье?

(Стихотворение читают врачи-ученики)

Терапевт: Здоровье наше, как цветок

В нем важен каждый лепесток.

Запомни: важное значение

Для нас имеет настроение.

Логопед: Почаще надо улыбаться

И ничему не огорчаться

Займись скорее физкультурой,

Пусть крепнет вся мускулатура.

Ну а прохладная вода-

Надежный друг твой всегда.

Окулист: Старайся больше книг читать,

Чтоб о мире все узнать.

Ведь все живое, все народы,-

Мы все зависим от природы.

Отоларинголог:

Пусть даже трудным будет дело,

Берись за это дело смело.

Труд всякий в жизни пригодится,

Всему старайся научиться.

Умей прощать, умей любить,

Чтобы во всем здоровым быть.

Заключительное слово учителя: Здоровье-вещь ценная.И беречь его действительно нужно.Когда тебе весело и легко,когда у тебя хороший аппетит,когда ничего не болит,тогда здоровье с тобой.Берегите свое здоровье.Будьте здоровы!