Лингвистическая игра по теме «Имя существительное»
Сулекеева Аягоз Капбасовна
Бозайғыр орта мектебі орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Цель: повторение, систематизация знании учащихся по теме «Имя существительное»,развитие речи; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, карточки-рецепты;
Форма проведения: лингвистическая игра
Ход урока:1.Организационный момент А) Психологический настрой: Мы, ученики 5-класса,самые лучшие, самые дружные. Мы будем учиться только на «5» и добьемся самых высоких вершин в жизни! Б) Разъяснение целей учебной деятельности учащихся.
Слово учителя: Сегодня, ребята, мы должны закрепить изученный материал, проверить свое языковое здоровье. Здоровье-залог счастья. Чтобы быть счастливыми, мы должны сохранить свое здоровье. А как сохранить здоровье? Какие правила нужно соблюдать обязательно?
Примерные ответы учащихся:-надо заниматься спортом,
-делать утренние зарядки,
-соблюдать личную гигиену,
-здоровый сон,
-правильное питание,
-регулярно,раз в год посетить врача,проверить свое здоровье.
Учитель: Молодцы,ребята. Сегодня,чтобы проверить свое языковое здоровье, я вас приглашаю в наш «Лингвопункт». В нашем «Лингвопункте» работают следующие врачи:
ІІ.Словарная работа:
Окулист-врач-специалист по глазным болезням
Отоларинголог- врач-специалист,занимающийся заболеваниями уха,горла,носа и их лечением
Логопед-врач-специалист,занимающийся недостатками речи и их исправлением
Терапевт-врач,специалист по внутренним болезням
- Встреча с врачом
Слово учителя: Уважаемые посетители! Сегодня, т.е. 29 января 2019 года в Бозайгырской средней школе состоится встреча с врачом-терапевтом высшей категории. Приходите!Обращайтесь! Мы ждем Вас!
(Выходит врач-терапевт.) Врач: Добрый день,дорогие ребята! Я врач-терапевт Гульханым Сериковна , очень рада вас видеть.Надеюсь,что наша встреча будет интересной и полезной для вас.Какие у вас будут вопросы?
Ученик: Скажите,пожалуйста,что же это такое крепкое здоровье?
(Врач читает стихотворение «Здоровье».)
Врач-терапевт:Крепкое здоровье?
Значит ,с радостью учиться,
Бегать,прыгать,веселиться.
Утром с солнышком вставать,
Заправлять свою кровать.
И по распорядку
Делать физзарядку.
Чистить зубы,умываться,
Обтираться,закаляться.
Потому что,чистота-
Это свежесть,красота.
Вовремя за стол садиться,
За едой не торопиться.
И поменьше есть конфет,
В сладком витаминов нет.
А еще любить природу,
Чистый воздух,зелень,воду.
Птиц,зверюшек защищать
И жучков не обижать.
Понапрасну не сердиться,
Не капризничать,не злиться.
Скуку выгонять и лень,
По режиму строить день.
Ученик-посетитель: Спасибо,Гульханым Сериковна,за добрый совет.
Врач: Давайте,друзья, в честь нашего праздника проведем «Марафон» по теме «Имя существительное». (Повторение темы по данной схеме)
ІІІ.Прием у врача. (Первым принимает «Больного» окулист. Врач в шутливой форме задает вопросы о состоянии здоровья,проверяет его зрение с помощью таблицы)
А) Таблица №1. «Кто самый зорький?» (Таблица оформлена в виде проверочных таблиц окулиста:каждая следующая строчка набрана более мелким шрифтом)
Задание: Исправьте ошибки в предложениях.
Перет сном проветри комнату.Утром после сна не забывай делат зарятку. Помни фсегда о личной гигиене.
Б) Консультация врача-окулиста.
Врач: У Вас обнаружилось ослабление лингвистического зрения.
Диагноз: Потеря 5% зрения.
Лечение: промывать глаза на сон грядущий двумя страницами орфографического словаря.
А) Таблица №2. Задание : Просклоняйте существительное ДРУГ
И.Кто? друг
Р.Кого? друг…
Д.Кому? друг…
В.Кого? друг…
Т.Кем? друг…
П. О ком? О друг…
Б) Консультация врача-окулиста.
Диагноз: Словесная близорукость.
Лечение: Закапывать перед обедом в левый глаз по три страницы толкового словаря Ожегова.
А) Таблица № 3.Задание: Измени слово КНИГА по падежам.
И.что? книга
Р.Чего? книг…
Д.Чему? книг…
В.Что? книг…
Т.Чем? книг…
П. О чем? О книг…
Б) Консультация врача.
Диагноз: Потеря зрения 10 %
Лечение: Три раза в день принимать по одной буковке падежных окончании имен существительных.
Учитель: Прием врача-окулиста окончен.
Пусть глаза всегда блестят,
Не болеют,не грустят.
- Прием у врача. Врач-отоларинголог-_________________________
Учитель: Внимание! Проверьте Ваш слух!
Слышит ли твое ухо фальшь?
Если нет,скорее лечись!
Имеющий уши да услышит!
Берегите уши от мусора! Вас ждет врач-отоларинголог.
А) Встреча «больного» с врачом-отоларингологом.
Задание № 1. Врач: Я Вам называю слова, измените их по числам.
Рука-…. Витамины-…..
Нога-… Напитки-…..
Зуб-…. Ягоды-…..
Б) Консультация врача-отоларинголога.
Диагноз: Хроническая глухота.
Лечение: Три раза в день мойте уши компотом.
А) Задание № 2.Распределите «зимние слова» по группам.
Муж.рода жен.рода средн.рода
(Снежок,вьюга, дерево ,мороз,снежинка,море,сугроб,снегурочка,небо)
Б) Консультация врача-отоларинголога.
Диагноз: Хронический танзилит
Рецепт: (читает врач) Вот Вам назначение,соблюдайте строго.
Таблетки,микструру и теплое слово,
Компресс,полосканье и доброе слово,
Ни капли холодного,острого,злого.
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова-не лечат больного.
- Физкультминутка.
- Учитель: Я читаю слова.Если слово пишется с большой буквы,становитесь на носочки и поднимите вверх руки.Если слово пишется с маленькой буквы-присаживайтесь на корточки.
(Спорт,Балхаш,ученик, Казахстан,страна,Олжас)
Учитель: Ребята,у нас сегодня работает и врач-логопед. Кто нуждается в помощи логопеда?Врач принимает в пятницу с 11.00 до 12.00. Ждем Вас!
- Врач-логопед. «Языкотерапия»
А) Задание: Прочитайте текст.Картинки замените словами
Б) Консультация врача-логопеда.
Диагноз: Радикулит языка
Лечение: Согревать язык кварцевыми лучами орфоэпического словаря
ІV.Обобщение урока.
Учитель: В заключение нашей встречи с врачами,хочу задать один,важный для меня вопрос.Из чего состоит Здоровье?
(Стихотворение читают врачи-ученики)
Терапевт: Здоровье наше, как цветок
В нем важен каждый лепесток.
Запомни: важное значение
Для нас имеет настроение.
Логопед: Почаще надо улыбаться
И ничему не огорчаться
Займись скорее физкультурой,
Пусть крепнет вся мускулатура.
Ну а прохладная вода-
Надежный друг твой всегда.
Окулист: Старайся больше книг читать,
Чтоб о мире все узнать.
Ведь все живое, все народы,-
Мы все зависим от природы.
Отоларинголог:
Пусть даже трудным будет дело,
Берись за это дело смело.
Труд всякий в жизни пригодится,
Всему старайся научиться.
Умей прощать, умей любить,
Чтобы во всем здоровым быть.
Заключительное слово учителя: Здоровье-вещь ценная.И беречь его действительно нужно.Когда тебе весело и легко,когда у тебя хороший аппетит,когда ничего не болит,тогда здоровье с тобой.Берегите свое здоровье.Будьте здоровы!