«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Легенда» с применением традиционных и инновационных технологий»
Аверьянова Светлана Владимировна
учитель народного отделения КГУ «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Цель: Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений.
Задачи урока:
Обучающие:
– знакомить учащегося с произведением, с новой терминологией
– работать над фразировкой,динамическим разнообразием, возрастающими техническими трудностями;
– продолжить освоение приемов звукоизвлечения(штрихи),обучение выразительному исполнению;
Развивающие:
– развивать музыкального кругозор, слух, образное мышление, творческое воображение;
– Развивать познавательный интерес к изучению региональной музыки;
– Развивать техническую оснащённость.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к национальной музыке, трудолюбие, усидчивость, внимание;
– воспитывать эстетический вкус на лучших образцах казахской музыки;
– воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: фортепиано, шертер, ноты, ноутбук, портреты композиторов
План урока:
– Организационный момент
– Основной этап (прослушивание пьесы «Легенда» в исполнении преподавателей Аверьяновой С.В. и Маликаджаровой Д.К.(кобыз) , в записях интернета.
– Рефлексия (оценивание и дом.задание)
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию открытый урок специальности в классе фортепиано с ученицей 2 класса.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем мы урок,
Чтобы тему нам узнать
Нужно кроссворд отгадать
(разгадывание кроссворда. Ключевое слово «Легенда»)
1Л | а | д | ||||||||||||||
2.т | Е | м | п | |||||||||||||
3.Г | а | р | м | о | н | и | я | |||||||||
4. м | Е | л | о | д | и | я | ||||||||||
5. т | о | Н | и | к | а | |||||||||||
6. к | р | е | щ | е | н | Д | о | |||||||||
7. м | А | ж | о | р | ||||||||||||
1. Этот музыкальный строй
Из октавы ни ногой
Звукоряд определяет
А название все знают,
Вы спросите у ребят,
Что такое это?
(Лад)
2.
Есть в мелодии и СКОРОСТЬ!
СКОРОСТЬ — этим словом назовём.
БЫСТРО, МЕДЛЕННО — не новость,
Его мы сами задаём!
(Темп)
3. Аккорды в произведении
4. Как называется основа любого музыкального произведения
5. Самая главная ступень лада.
6 Как в музыке называется усиление звука
7.
Семь звуков — в них свой колорит,
Звучания тональность,
Сегодня гамма зазвучит,
Как светлая реальность.
(Мажор)
Учитель: вот и получилось у нас ключевое слово «Легенда». Камила, как ты думаешь, как слово «легенда» связана с нашим уроком специальности?
(ответ ученицы)
Учитель: Правильно, мы разучиваем на уроке пьесу Г.Жубановой «Легенда», и сегодня на уроке мы с тобой попробуем передать музыкальный образ пьесы.
2. Основное
1. Показ презентации
Краткий рассказ учащемуся о биографии Г.Жубановой и времени, в котором она жила и творила.
Учитель: Композитор Газиза Жубанова в своем творчестве старалась совместить казахское народное искусство и фольклор . На основе фольклора осуществляется показ психологической сущности, духа казахского народа, особенности народного характера. И в произведении «Легенда», которое мы сейчас разучиваем на уроке специальности лаконично, емко переданы настроения, навеянные родным фольклором.
Прежде всего мы с ученицей решили покопаться в словарях и найти объяснение слова «легенда».Что же это такое?
Рассказ-сообщение ученицы.
Ученица: Легенда – малый жанр фольклора, основу которого составляет рассказ о чудесном (фантастическом) событии, якобы про изошедшем в прежние времена., и как правило содержащий нравоучения. Легенда имеет общие черты со сказкой и притчей.
Учитель: Многие легенды казахского народа посвящены родной земле. Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями. Проходят года, предания живут. И сегодня, Камила, я предлагаю заглянуть вглубь веков и познакомимся с легендой нашего города Житикара.
(учитель показывает презентацию «Легенда о Житикаре на фоне «Легенда» Г.Жубановой)
Учитель: Камила, характер у нашей пьесы?
Ученица: . Характер спокойный, напевный, завораживающий.
Учитель: Правильно, Но, несмотря на напевность и спокойствие, здесь есть и драматические места, яркая кульминация.
Как ты думаешь, на сколько частей можно разделить пьесу? Какая она по форме?
Ученица: Трехчастная. 1 и 3 части повторяются с небольшими изменениями, а 2 часть немного отличается по музыке. Она более выразительная.
2. Работа над произведением
(Далее идет более подробный разбор произведения. Отмечается фразировка, штрихи. Идет знакомство с новой терминологией.)
Учитель: Что такое маркато?-
Ученица:. Это штрих, который нужно исполнять подчеркивая мелодию.
Учитель: Чтобы лучше услышать как звучит эта тема на другом инструменте мы пригласили преподавателя домбры показать как звучит тема легенды на кобызе.
(показ звучания темы произведения на кобызе)
Учитель: А теперь Камила попытайся сама передать образ легенды и исполнить тему также глубоко и протяжно.
3. Рефлексия
Учитель: Камила как ты думаешь, удалось ли тебе передать образ произведения?
– Какими музыкальными средствами мы постарались передать музыкальный образ «Легенды».
– Что интересного ты узнала на сегодняшнем уроке?
– Определи настроение урока с помощью смайлика.