Связь урока и внеурочной системы по иностранному языку


Ахметова Багдат Шайдолловна
учитель английского языка
КГУ Средняя общеобразовательная школа

В реформе общеобразовательной школы основное внимание уделяется повышению результативности обучения и качества усваиваемых учениками знаний ,умений и навыков по предметам,изучаемым в школе.
Поскольку международные связи нашего государства с каждым годом расширяются и появилась возможность путешествовать в другую страну, повышается и роль владения иностранным языками, основа знаний которых закладывается в общеобразовательной школе.
Одним из успешных факторов,способствующих успешному обучению иностранному языку является организация внеклассной работы, более тесная связь обучения и воспитания.Известно,что изучаемый на уроке языковой материал,как правило не находит применения в жизненной практике школьников.Поэтому, именно внеклассная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных учащимися знаний, расширить их кругозор.
Для этого учителя стремятся использовать всевозможные организационные формыработы:спецкурсы,элективные курсы,факультативы, кружки.
Известно, что на младшей ступени обучения учащиеся с интересом относятся к изучению иностранного языка, занимаются им с большим желанием. Именно в этот период важно закрепить и активизировать языковой материал в речевой деятельности учащихся.Этому, несомненно, способствует внеклассная работа.
В 6 классе с увеличением запаса иноязычного материала и относительно интенсивного развития устной речи появляются более широкие возможности поддерживать и культивировать интерес учащихся к иностранному языку, расширить сферу их применения в общении за счет внеклассных мероприятий.
В7-8 классах наблюдается снижение интереса учащихся к иностранному языку. Накопившийся языковой материал частично забывается, а развитое мышление учащихся приходит в некоторое противоречие с возможностями выразить свои мысли при помощи ограниченного запаса языковых средств. Естественная же потребность в общении на иностранном языке отсутствует.
Внеклассная работа поможет предупредить забывание языкового материала путем активизации знаний,умений и навыков ,предотвратить снижение интереса к иностранному языку.
В данной статье хотелось бы показать сочетание урочной и внеклассной форм работы по предмету и выяснить как соотносится урок и работа вне урока по своим целям, по месту в системе занятий, по содержанию образования, по характеру деятельности учащихся в овладении иностранным языком, по характеру взаимодействия учителя и учащихся.
Учебники и книги для учителя ориентируют учащихся и учителя на определенную конечную цель(применение своих знаний и умений по иностранному языку вне урока и мероприятиях типа «День английского языка»,КВН и т.д) и на всевозможные формы переноса знаний, умений и навыков, приобретенных на уроке, во внеклассные мероприятия(массовые. Кружковые, индивидуальные).Эта конечная цель не отражается какими -токоличественными или качественными показателями речевых умений, кроме как в СОРе или в СОЧ.
Многие методисты (Савин Н.В.Организация внеклассной работы на иностранном языке, СкаткинМ.Н. Активизация познавательной деятельностиучащихся в обучении)выражают мнение о том,чтовнеклассная работанеобходима для усовершенствования тех знаний и умений по иностранному языку,которыеученики приобретают во время уроков.Поэтому правильнее говорить не о целях, а о функциях внеклассной работы,которые вытекают из сущностипроцесса обучения и воспитания.
Сущность процессаобучения и воспитания в школесогласно современным требованиямзаключается в следующем:
-овладение ЗУН и знаниями о способах деятельности,обеспечивающихприменение знаний в практической деятельности
-накопление опыта осуществления способов деятельности,усвоение которых воплощается в навыках и умениях;опыт творческой поисковой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем
-нормы отношения(духовного,нравственного,эстетического)к миру и друг к другу.
Так как обучение иностранному языку предполагает коммуникативную цель и применение ,то необходима и целенаправленная практика. Однако естественная среда и потребность в практике общения отсутствует. Поэтому внеклассная работа компенсирует этот недостаток и выполняет функцию мотивирующего характера.
В течение своей педагогической деятельности мы сталкивались с разными сериями учебников. Наблюдения за работой по серии учебников для средних школ показали, что возможность переносить способы деятельности из учебной во внеучебную деятельность убеждает учащихся в значимости их учебного труда, в эффективности приобретенных на уроках знаний и умений.
Внеклассные мероприятия в форме творческих отчетов(проектов, викторин, конкурсов, олимпиад и т.д.) являются одновременно своего рода формой самоконтроля и самовыражения учащихся в овладении иностранным языком. И это способствует решению важной педагогической проблемы- превращение знаний в убеждения.
По словам Пажареса (1992г) при выборе стиля преподавания. убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё , что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник.
Путь переработки материала в сознании учащихся –это и есть путь превращения знаний в убеждения(Духовный Л.М. Очерки по педагогике). Убежденность выражается в характере восприятия ,в осознании своей деятельности личностью, в активности личности, в ее готовности действовать в направлении защиты своих убеждений.
Само содержание материалов, используемых на уроке и вне урока, их идейная и познавательная ценность затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся, сферу их нравственных идеалов, тем самым способствуя развитию чувства казахстанского патриотизма и интернационализма.
Таким образом ,функции внеклассной работы находятся в соответствии с практическими, образовательными и воспитательными целями обучения . Целями и функциями организационных форм работы определяется и их место в системе занятий. Различные формы внеклассной работы не только интегрируют результаты деятельности на уроке, языковой и текстовой материал с урока, но и намечают перспективные линии деятельности учащихся вне учебных занятий, не накладывая на них каких либо ограничений типа расписание уроков, контроль и оценка знаний с помощью оценок.
Теперь можно рассмотреть связи урока и внеклассной работы с точки зрения содержания образования. Под содержанием образования понимают объем и характер языкового материала, характер речевых умений, которыми должны овладеть учащиеся, тематику для развития речи. Основное внимание в ходе уроков и в процессе внеклассных занятий уделяется развитию устной речи, так как реализация этой задачи требует много времени для практики учащихся под руководством учителя.
Языковой материал, которым учащиеся овладевают на уроках, должен быть использован и расширен во внеурочной работе. Объем языкового материала можно варьировать в зависимости от форм внеклассной работы и вида развиваемых речевых умений. То есть в массовых внеклассных мероприятиях используется главным образом активный языковой минимум. В кружковых и индивидуальных формах работы объем лексического материала можно расширить.
Очень важным звеном ,определяющим тесную связь урока и внеурочной работы, является общность тематики для устной речи и чтения. Общность проявляется в содержании текстов упражнений, выполняемых учащимися на уроке, и в содержании речи учащихся во внеурочных занятиях. В соответствии с обновленным содержанием образования в Казахстане учение проводится по спирали, на расширение. Что очень своевременно.
На основе изучения опыта школ и учителей, материалов анкет и бесед с учащимися можно сказать, что содержание абсолютного большинства текстов учебников может быть положена в основу речевой деятельности учащихся в процессе внеклассных занятий.
Информативность и образовательная ценность текстов, идейная насыщенность и оптимистическая направленность их содержания, динамичность в развертывании действий, а также проблемность заданий к текстам, занимательные формы их выполнения позволяет перенести тематику устной речи и чтения во внеурочную работу. Не лишая интереса современных учащихся к ней.
Благодаря разработчикам современных учебников н а сегодняшний день обучение школьников проводится на основе «сквозной тематики» устной и речи и чтения на уроке и вне .Расположение тем и текстов в учебниках позволяет творчески объединить в единую композицию сведения из текстов для слушания и чтения, стихотворения, песни, изучаемые школьниками на различных этапах. Немаловажный аспект при этом то, что намного легче проводить интегрированные уроки. Единый тематический стержень урока и внеклассных мероприятий вырисовывается уже в серии последовательных уроков по модулю в учебнике; завершающий урок в системе, как правило, является как бы творческим отчетом учащихся в форме проектов, викторины или конкурса, включающий элемент занимательности. А предполагаемый результат последовательных уроков предусматривает возможность использования материалов завершающего урока системы во внеклассной работе в несколько видоизмененных формах с усилением элементов познавательности и увлекательности. Такой вариант развития событий можно предусмотреть с учебными пособиями для всех классов.
Общность разработки серии уроков и внеклассного мероприятия заключается не только в единстве тематического стержня , а главным образом в характере деятельности учащихся, в направленности на развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Что касается характера деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе, то нужно говорить с точки зрения самостоятельности учащихся. Самостоятельная деятельность вне урока проявляется в двух направлениях. Одно относится преимущественно к организации и проведению внеклассного мероприятия. Другое связано непосредственно с использованием иностранного языка в деятельности общения.
Прослеживая развитие самостоятельной деятельности учащихся 5-8 классов в процессе овладения английским языком на уроке и вне урока, можно заметить некоторые последовательные уровни готовности учащихся к использованию знаний и умений без непосредственной помощи учителя. На уроке помощь учителя проявляется главным образом в подаче образца для действий, ориентиров и логической схемы действий и обучающем контроле. Во внеурочной работе помощь учителя заключается в создании внешней или внутренней установки, которая побуждает учащихся к использованию изученного материала, приобретенных умений во внеклассной работе.
Наблюдение за подготовительной работой учащихся к проведению внеклассных мероприятий по материалам учебного комплекса показало , что можно выделить следующие уровни деятельности учащихся:
К одному уровню можно отнести деятельность учащихся, направленную на воспроизведение заученного, например ролей драматизированного или инсценированного текста, стихотворений или отрывков прозы, песен, дикторского текста и т.д. Творчество учащихся заключается лишь в выборе развлекательной формы применения заученного: костюмирования, динамической игры, составления композиции. Другой уровень представляет преобразующая деятельность учащихся.Она заключается в переработке материала. Так например, в ходе кружковых занятий учащиеся. опираясь на опыт, приобретенный на уроке, производят действия по сокращению или расширению текста, аннотируют, придумывают начало или концовку к заданному тексту, самостоятельно подбирают к переработанному тексту стихотворение или музыку в качестве художественного сопровождения.
Более высокий уровень самостоятельности представляет собой деятельность учащихся по выбору и поиску нужной информации на английском языке. Так например в 6 классе по теме « Наше здоровье» учащиеся готовят сообщения о других марафонах, похожих на Алматинский и делают репортажи: кто участвовал, сколько человек, кто из знаменитостей были там, подбирают музыкальное сопровождение и репортера и снимают небольшой ролик по этой теме.
Во внеклассных мероприятиях проявляется разный уровень самостоятельности учащихся, он достигается на основе тех учебных задач, которые учащиеся решают на уроках. Многие упражнения в учебниках нужно выполнять с элементами игры, занимательности. То же самое и во внеклассных мероприятиях, но здесь сочетается еще с развлекательными элементами.
Различен и характер взаимодействия учителя и учащихся на уроке и во внеклассной работе. Внеклассная работа строится на принципах добровольности, активности и инициативности учащихся, снижается чисто учебный характер коммуникативной задач.
Общность и различие видов работ на уроке и вне урока ,различие форм и характера взаимодействия учителя и учащихся намечаются и определяются уже в процессе планирования работы учителем.
Перейдем к вопросу о подготовке к внеклассным мероприятиям с учетом деятельности учащихся на уроке. В ходе подготовки можно выделить условно две ступени. Одна относится к планированию учителем ряда внеклассных мероприятий в связи с системой уроков. Другая – к планированию внеклассной работы самими учащимися совместно с учителем. Такая «ступенчатость» целесообразна для более рационального управления деятельностью учащихся учителем на иностранном языке вне урока, а также для более эффективной реализации инициативности и активности самих учащихся. Эти ступени соответствуют двухстороннему процессу обучения и они заложены в материалы учебников. Через соответствующие указание цели, формулировку заданий и тем внеклассных мероприятий учебник нацеливает не только учителя ,но и учащихся на планомерный перенос знаний и умений, усвоенных на уроке во вне урочную деятельность. Основную роль в реализации идеи органической связи урока и внеурочной работы принадлежит учителю.
Практика подготовки внеклассных мероприятий в школе позволяет выделить в планировании внеурочной работы следующие моменты, определяющие рациональную деятельность учителя и учащихся.

  1. Тщательное ознакомление с учебником и книгой для учителя с целью выяснить замысел авторов, на что направлены речевые умения и их использование вне урока
  2. Выявление тематики для внеурочных мероприятий на основе материалов учебника
  3. Выявление возможностей тематического объединения нескольких модулей
  4. Выявление трудностей языкового материала .которым предстоит овладеть учащимися на уроке и вне.
  5. Составление примерной программы внеклассного мероприятия в пределах одного класса или параллели
  6. Выбор приемов, вооружающих учащихся умением самостоятельной работой
    Таким образом, можно утверждать, что использование материалов урока и образцов внеклассных мероприятий ведет к варьированному, самостоятельному применению знаний. Умений и навыков во внеурочной ситуации.
    Связь урока и внеурочной работы по тем параметрам общности ,которые были нами перечислены выше, является серьезным фактором развития самостоятельности и активности учащихся в деятельности общения на иностранном языке. А также являются мощным стимулом к занятиям языком и к самовоспитанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *