Методическая разработка урока « Чехов рядом с нами (по биографии и творчеству писателя»


Замятина Татьяна Петровна

преподаватель русского языка и литературы г. Семей. КГКП «Восточно-Казахстанский технологический колледж»

А.П. Чехов  рядом  с нами

(по биографии и рассказам писателя)

Характеристика темы

      Данная тема входит в  раздел  «А.П.Чехов». На изучение этой темы отводится 2 часа.

      Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения  живописи  художников Кукрыниксы, Д.И.Дубинского, Б.М. Басова, Т.В. Шмарёва, Н.П.Чехова, В.А.Серова, О.Э.Бразе, И.И.Левитана и  музыкальное произведение – вальс  Е. Дога «Мой ласковый и нежный  зверь»

Урок проводится с демонстрацией   презентации, отрывков из художественного фильма «Эти разные, разные, разные лица» режиссёра Ильинского. На уроке используются приёмы  технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (направленное чтение,  метод  кластера,   эссе)

Таким образом,  осуществляется интегрированная связь различных видов искусства. Изучение  художественных произведений  на уровне диалога с другими искусствами улучшает   восприятия произведений искусства.

Также прослеживается связь с другими дисциплинами: география, казахская литература

Тип  урока:  урок формирования знаний

 Цель урока: познакомиться    с  жизнью и творчеством великого русского прозаика  А.П.Чехова, особенностями рассказ

Форма урока: путешествие

Наглядность: презентация « А.П. Чехов  рядом с нами», художественный фильм « Эти разные, разные, разные лица» Ильинского

Дидактический материал:   образец  путевого листка,   рассказ  «Смерть чиновника», распечатанный по частям для направленного чтения

 Межпредметные  связи:    география, казахская литература  музыка, живопись, кино

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция), эвристические (беседа), исследовательский (работа студентов по тексту)

 Формы организации учебной деятельности:  лекция с демонстрацией презентации (преподаватель), беседа,  индивидуальная самостоятельная работа  студентов (анализ первоисточника),  составление кластера,  (РКМЧП), эссе (домашняя работа) 

Структура урока:

1. Организационный этап(5 мин)

2. Этап актуализации опорных знаний(10 мин)

3. Этап изучения нового материала(30  минут)

4. Этап первичного закрепления знаний(20 мин)

5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия ( 10 мин)

6. Этап информации о домашнем задании ( 5 мин)

Смысл жизни и цель не в нашем счастье, 

а в чём-то более великом и разумном.

А.П.Чехов.

Ход урока

  1. Организационный этап (5 мин)

Приветствие, проверка наличия студентов на уроке

2.  Этап актуализации опорных знаний (10 мин)

Цель: вспомнить со студентами рассказы А.П.Чехова из школьной программы

 Проблемный вопрос:

Посмотрите на слайд и угадайте, о каком писателе сегодня мы будем говорить?

2.Какие рассказы А.П.Чехова вы помните из школьной программы?

Задание: назовите рассказ по предложенному отрывку из мультипликационного фильма, по предложенному тексту произведения

Демонстрация мультипликационного фильма «Каштанка»

3.Какое отношение к творчеству Чехова имеет этот вальс?

Постановка цели: Сегодня мы не просто будем говорить о биографии А.П.Чехова, а посетим те места, где он жил, места, связанные с его творчеством, профессией. Мы посетим музеи А.П.Чехова.

Фронтальная беседа:

-Часто ли мы ходим в музеи?

-А какие музеи есть в нашем городе?

– Есть ли у нас музеи писателей?

-Почему в нашем городе есть музей Абая Кунанбаева?

-Почему в нашем городе есть музей Ф.М.Достоевского?

– Зачем нужны музеи?

-Как мы должны относиться к таким местам?

          3. Этап изучения нового материала (30 минут)

Цель: познакомить студентов с биографией писателя и особенностями творчества

Форма: путешествие по чеховским местам

Вид деятельности преподавателя: лекция

Вид деятельности студентов: заполнение путевого листка

«Путешествие по чеховским местам»

Остановка Деятельность писателя произведения Я понял , что…
       

Лекция с демонстрацией презентации «А.П.Чехов рядом с нами»
по плану:

1. Путешествие по чеховским местам:

-Остановка «Таганрог»- «родной город, которому я обязан»

– Остановка «Москва»-   «я навсегда москвич»

– Остановка «Сахалин»- «это место невыносимых страданий»

– Остановка «Мелихово»- «чувствую себя дома»

-Остановка «Крым – Ялта»- «моя «тёплая» Сибирь»

-Остановка «Чехов и искусство»-«искусство даёт крылья»

Лекция с демонстрацией презентации «А.П.Чехов рядом с нами»

– Остановка «Таганрог» – «родной город, которому я обязан»

Дом-музей Чехова в Таганроге, открыт в январе 1914г. В 1935г. преобразован в литературный музей им.Чехова.  Музей представляет личные вещи и библиотеку писателя. С 1921г. филиалом является домик Чехова, дом, где родился писатель. В комплекс входят дома М.Е.Чехова, Кобылина, где жил и служил П.Е.Чехов, отец писателя. Домик Чехова на бывшей Полицейской улице (теперь это улица Чехова), дом Моисеева (лавка Чеховых), дом М.Е. и П.Е.Чеховых, где проходило детство, юность писателя, греческая школа, гимназия , где он учился, театр, дома Дросси, Дьяконова, Шедеви, Лободы, памятник Чехову. Гимназия была преобразована в 1935 г. в литературно-мемориальный музей им. А.П.Чехова. Отношение Чехова к Таганрогу являет собой беспрецедентный образец отношения писателя к своей родине. “Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать”. “Я счастлив, что могу хотя бы чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю питать теплые чувства”, – эти слова могут служить эпиграфом ко всем добрым делам и начинаниям писателя на своей родине. В Таганроге сохранилось свыше двадцати памятников и памятных мест, связанных с именем писателя.  Раскрытые страницы этой каменной летописи доносят до наших современников “дыхание давно минувших дней”, помогают правильнее понять облик одного из самых популярных в мире писателей.

–  Остановка «Москва»- « я навсегда москвич»

        Всей своей жизнью и творчеством А. П. Чехов был тесно связан с Москвой. Писатель любил этот город, чувствовал его своеобразие, тот особый колорит, который отличает его от других мест России, понимал его огромное значение в культурной жизни страны. Образ Москвы в сознании Чехова был неразрывно связан с образом Родины. Однажды, любуясь видом с Воробьевых гор, Антон Павлович сказал: «…кто хочет знать Россию, должен посмотреть отсюда на Москву». Чехов долгое время жил в этом городе, учился в Московском университете. В Москве началась и литературная деятельность писателя. Чехов жадно вбирает в себя московские впечатления. «Я ужасно полюбил Москву, — пишет он своему другу. — Я навсегда москвич». В ранние годы Чехов активно сотрудничает с московскими журналами и газетами, такими, как «Сверчок», «Новости дня», «Москва». За первые пять лет им было написано более 500 небольших рассказов, юморесок, подписей к рисункам. Работа в юмористических журналах становится для писателя литературной школой; в этот же период формируется главный чеховский принцип: «Краткость — сестра таланта».

–  Остановка «Сахалин» – «это место невыносимых страданий»

Чехов принимает решение посетить остров Сахалин. Сахалин называли «каторжным» островом, потому что там издавна содержали людей, отбывавших каторгу или по окончании каторжного срока живших там на поселении. Именно туда, в этот «ад», о котором мало знали и мало думали в просвещенном культурном обществе (Сахалин «ни для кого не интересен», утверждал, например, ближайший друг Чехова Суворин), и отправился Чехов. Антон Павлович едет через Ярославль по волге и Каме до Перми, по железной дороге до Тюмени, а затем на лошадях по бездорожью Сибири. Несмотря на трудности пути, Антон Павлович чувствует прилив сил, бодрое настроение охватывает его. Он говорит в очерках «Из Сибири»: «На Енисее жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам во сне не снилась. На этом берегу – Красноярск… а на том – горы, напоминавшие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: «Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
На Сахалине, вставая ежедневно в 5 часов утра и работая до поздней ночи, Чехов провел перепись населения. «Сахалин – это место невыносимых страданий…– писал Чехов.–…Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст… размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей… Виноваты не смотрители, а все мы». Со страшной тревогой пишет Чехов о положении детей, которые воспитываются в каторжной обстановке, а школа для них существует только на бумаге. 
Итогом этой поездки, стоившей Чехову обострения туберкулезного процесса, стала его книга «Остров Сахалин». «Остров Сахалин» был предметом особой гордости Чехова. «Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе, – писал он в обычной для него шутливой манере, – будет висеть и сей жесткий арестантский халат. Пусть висит!»

–  Остановка «Мелихово» – «чувствую себя дома»

   Усадьба Чехова Мелихово – один из живописнейших уголков Подмосковья. Здесь прошли лучшие годы Антона Павловича, и именно в Мелихове он написал свои знаменитые пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», рассказы «Ионыч», «Палата №6», «Человек в футляре» – всего более сорока произведений.

Мечтая о сельской жизни, Чехов купил Мелихово в 1892 году по объявлению в газете за 13 тысяч рублей. Семьей писателя  было вложено немало сил и средств в благоустройство имения: разбит парк, посажен фруктовый сад, выкопаны пруды.

Писатель любил возиться в саду: сам сажал растения и ухаживал за ними, выписывал каталоги и семена из-за границы.Новые ощущения трудовой деревенской жизни, красота подмосковной природы вскоре захватили Чехова, и он с восторгом писал друзьям: “В деревне теперь хорошо. Не только хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая. Деревья распускаются, жарко. Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, которую дает ранняя весна”. Трудолюбивая чеховская семья постепенно преобразила запущенную мелиховскую усадьбу. “В имении трудом рук своих и в поте лица прокормиться можно только при одном условии: если будешь работать сам, как мужик, невзирая ни на звание, ни на пол… Успех в хозяйстве, даже маленький, в России дается ценою жестокой борьбы с природой”, – писал А. П. Чехов. И в подтверждение этих слов он сообщает: “Парники засадили и засеяли сами, без наемников. Весною деревья будем сажать тоже сами, и огород тоже. Первое время меня всего ломало от физического труда, теперь же ничего, привык”.Имение не приносило дохода, но в стремлении Чехова благоустроить этот уголок отразилась его мечта о преобразовании природы, об украшении земли садами. “Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша”, – говорил впоследствии Чехов А. М. Горькому. И он, действительно, делал все, что мог. Посреди деревни, на болоте он выкопал пруд, осушающий местность, своими руками посадил молодые деревья, которые украшают теперь Мелихово. Много сил и энергии отдавал Чехов общественным делам. Когда в 1892 году на Московскую губернию надвигалась с юга эпидемия холеры, Чехов самоотверженно работал на участке, в который входило 25 деревень, четыре фабрики и монастырь. Он организовал два медицинских пункта и построил пять холерных бараков. Слава о докторе быстро распространилась по всему уезду, и с раннего утра больные крестьяне стекались к его усадьбе. Чехов всех внимательно выстукивал, выслушивал и бесплатно наделял лекарствами. Только за лето 1892 года он принял до тысячи больных. Постоянными помощниками Чехова-врача были его сестра Мария Павловна и брат Михаил Павлович. Старожилы села Мелихова – современники Чехова рассказывают, что со всеми горестями и болезнями шли они к Антону Павловичу, не подозревая, что сам он больной человек и нуждается в отдыхе и лечении. Один из местных жителей вспоминает, что зимой, в пургу и бездорожье, Антон Павлович за 25 километров ездил к его больной матери. И таких примеров можно привести множество. Чехов не только оказывал крестьянам медицинскую помощь, но и заботился о народном образовании. Почти целиком на свои средства он выстроил три школы. “Когда он говорил о них, то глаза его загорались, и видно было, что если бы ему позволили средства, то он выстроил бы их не три, а множество”.При этих школах Чехов устраивает библиотеки, посылает книги в Серпуховскую земскую библиотеку и дарит книги учителям. Кто бы ни обращался к нему за книгами, не получал отказа. Так, по просьбе русских колонистов в Корее он послал книги в Сеул. Всю большую личную библиотеку писатель дарит родному городу Таганрогу и в течение всей своей жизни заботится о ее дальнейшем пополнении. Безмерна любовь Чехова к людям. “Желание служить общему благу, – говорил Антон Павлович, – должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья”. Именно потребностью большой чеховской души объясняется то, что, живя в Мелихове, он ходатайствует об открытии в Лопасне почты и телеграфа, строит дома двум бедным крестьянам, дарит корову в детские ясли при Солнышевской больнице, хлопочет о паспорте для мелиховской “бабушки Анны”, обследует санитарное состояние фабрик, принимает экзамены в окрестных школах, устраивает в них для ребят веселые елки и т. д. Помимо литературного творчества, Антон Павлович занимался медицинской практикой. Во время эпидемии холеры он, как земский врач, обслуживал 26 деревень. Денег с больных не брал – крестьяне говорили про него: «Всем помогал — и деньгами, и лекарствами, и лечением». Писатель построил три деревенские школы, благоустраивал дороги, добился открытия почты.

– Остановка «Крым – Ялта» –  «моя «тёплая Сибирь»

Дом-музей Антона Павловича Чехова является памятником национального значения. Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. 1899 года Мелихово продано, выстроен флигель в Ялте и туда переезжают мать и сестра Чехова.

В течение года (октябрь 1898 – сентябрь 1899) он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Автор проекта – архитектор Л.Н.Шаповалов. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной.

Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Днем новоселья на Белой даче считается 9 сентября 1899 г. Здесь Чеховым написаны повесть “В овраге”, рассказы “Дама с собачкой”, “Архирей”, “На святках”, “Невеста”, пьесы “Три сестры” и “Вишневый сад”,отредактировано первое Полное собрание сочинений.Дом А.П. Чехова ялтинцы нарекли «Белой дачей». А.И. Куприн в своих воспоминаниях писал: «Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом… Она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля».

На Белой даче, утопающей в зелени сада, который посадил писатель, жили Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, бывали многие выдающиеся деятели русской культуры: писатели, художники и композиторы.
В Ялтинском доме девять комнат. Кабинет и спальня Чехова на втором этаже. Там же комната матери писателя, Евгении Яковлевны, и гостиная. Первый этаж предназначался для родственников и гостей. А в мезонине, на третьем этаже, 58 лет прожила сестра Чехова – Мария Павловна, основатель, бессменный хранитель и директор музея.В августе Ялтинский период жизни писателя освещен наиболее полно. Освещена также его многообразная общественная деятельность в эти годы. Чехов, как это было свойственно его натуре, несмотря на продолжающееся недомогание, кровохарканья, сразу включился в общественную жизнь города; он был избран членом попечительского совета ялтинской гимназии, членом ялтинского комитета “Красного Креста”, принимал участие в подготовке и проведении юбилейных пушкинских празднеств, организовывал сборы денег для голодающих детей Самарской губернии, постоянно и напряженно работал с начинающими писателями и активно участвовал в общественной жизни Москвы, Петербурга и своего родного города Таганрога. Чехов создал  первого в Ялте санатория для тяжелых туберкулезных больных. Этому делу Чехов посвящал в Ялте очень много времени и сил. Чехов совершенно себя не щадил. И только огромная воля писателя поддерживала его физические силы. Без этой воли человек, болеющий распространенной легочной чахоткой, не лечившийся, не знавший покоя, не мог бы столько прожить!

-Остановка «Чехов и искусство»- «искусство даёт крылья…»

Любовь к музыке зародилась у Чехова ещё в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Музыка занимала своё место в последовательной жизни большой чеховской семьи. Младший брат Чехова вспоминал: «Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучал к этому детей. Кроме того, вместе с сыном Николаем он разыгрывал дуэты на скрипке, причем маленькая сестра Маша аккомпанировала на фортепиано». Сохранилось свидетельство одного из товарищей Антона Павловича о том, что он начинал учиться играть на скрипке. В основе музыкального чувства – особое поэтическое ощущение мира. В гимназические годы Чехов увлекался итальянской оперой, потом круг музыкальных впечатлений расширился: он слушал симфоническую музыку. Одним из любимых композиторов был Мендельсон

Чехова иллюстрировали многие художники: Кукрыниксы, Д.И.Дубинского, Б.М. Басова, Т.В. Шмарёва, Н.П.Чехова, В.А.Серова, О.Э.Бразе, И.И.Левитана.

Композиторов тоже привлекали сюжеты чеховских рассказов.

 Причём жанры самые разнообразные: опера, комедия, мьюзикл, балет. Среди авторов и отчественные и зарубежные композиторы. Режиссёр Немирович-Данченко говорил: «У чехова люди внутренне наполнены музыкальностью»

Среди музыкальных произведений стоит отметить Оперу Р.Рубина «Каштанка», Оперу  «Апчхи» итальянца А.Маскани, Романс С.Рахманинова «Дядя Ваня», Балет Родиона Щедрина «Чайка», балет «Три сестры» с музыкой  С Рахманинова.

После лекции проверка заполнения путевого листка

4. Этап первичного закрепления знаний (20 мин)

Остановка «Творчество»

  1. Беседа об особенностях рассказов А.П.Чехова
  2. Анализ рассказа «Смерть чиновника»    

Цель: проанализировать рассказы А.П.Чехова «Смерть чиновника»   методом направленного чтения с просмотром отрывков из художественного фильма

            «Эти разные, разные, разные лица» режиссёра и актёра Ильинского.

Технология: развитие «критического» мышления через чтение и письмо

Приём: направленное чтение

Вид деятельности студентов:  читают текст рассказа «Смерть чиновника» по частям и смотрят  отрывок  из художественного фильма «Эти разные, разные, разные лица» и отвечают на вопросы.

  1. Чтение  1 отрывка  рассказа (самостоятельно)

Смерть чиновника

  1. В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и…. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

Вопросы к студентам:

  1.  Что случилось с Червяковым?
  2. Скажите , то, что он чихнул –это большое несчастье?
  3. О чём вам говорит фамилия героя?
  4. На кого чихнул Червяков?
  5. Почему Червяков начал беспокоится о таком незначительном случае?
  6. Что сделает Червяков дальше?
  7. Что бы сделали вы на его месте?

Чтение 2 отрывка  рассказа студентами (вслух по ролям)

2.«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше —ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

— Ничего, ничего…

— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство.

В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

— Я вас обрызгал, ваше —ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…

— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

Вопросы к студентам:

  1. Что сделал Червяков?
  2. Правильно ли он поступил?
  3. Сколько раз он извинился в театре?
  4. Что пугало Червякова?
  5. Генерал  действительно обиделся на Червякова?
  6. Что может сделать генерал Червякову?
  7. Что дальше будет делать Червяков? Ваши предположения.
  • Чтение 3 отрывка рассказа  студентами ( самостоятельно)

3.Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

Вопросы к студентам:

  1. Как отнеслась жена к  этому случаю?
  2. Что значит «чужой»?
  3. Зачем Червяков надел новый вицмундир и подстригся?
  4. Как вы думаете, что скажет ему генерал?
  5. Вы  поступили  бы так же как Червяков?

Просмотр отрывка из художественного фильма «Эти разные, разные, разные лица» Ильинского

— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше —ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…

— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

— Ваше —ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше —ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить ваше —ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.

Вопросы студентам:

  1.  Как просит прощения Червяков? Какова его речь?
  2. Прав ли генерал?
  3. Что произошло с Червяковым?
  4. Вы бы расстроились так же как он?
  5. Почему такое небольшое  происшествие довело Червякова до смерти?
  6. Жаль ли вам его?
  7. О чём говорит нам писатель своим рассказом?
  8. Какой тип героя показал нам А.П.Чехов?
  • Этап подведения итогов урока. Рефлексия ( 10 мин)

Цель: подвести итоги урока, составить кластер

Задание: составить кластер «Чехов  – это ………»