Компетентностный подход к обучению учащихся – ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики
Байжанова Уржамал Тайшаевна
учитель информатики Средняя школа №11 г Тараз
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №11 отдела образования акимата города Тараз»
Компетентностный подход к обучению учащихся –
ключевой фактор в улучшении качества знаний
на уроках информатики
Выполнила: Байжанова Уржамал Тайшаевна
учитель информатики І категории
педагог-исследователь
Тараз 2020
Компетентностный подход к обучению учащихся – ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики
Байжанова Уржамал Тайшаевна
учитель информатики І категории
педагог-исследователь
Развитие современного общества неразрывно связано с системой образования: именно в сфере образования закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.
Социально-экономические изменения в Казахстане привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.
В соответствии с Концепцией развития образования Республики Казахстан общеобразовательная школа должна формировать “новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”, а также «изменить содержание образования – от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат» [2]. Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.
Другими словами, образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Кроме того, формирование максимального набора компетенций через реализацию основных направлений работы: проектная деятельность, развитие информационных и здоровьесберегающих технологий становится важнейшей задачей функционирования и развития нашей школы. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений выпускник современной школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
1. готовность делать осознанный и ответственный выбор;
2. технологическая компетентность;
3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);
4. информационная компетентность;
5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);
6. коммуникативная компетентность.
В соответствии с Концепцией модернизации общеобразовательная школа должна формировать “новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”.
Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.
Что же представляет собой это нововведение?
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Цель школы – формирование ключевых компетенций.
Наиболее подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской [4]: За основу понятия “компетентный человек” взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу:
Компетентностный подход – подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции,
- общекультурные компетенции,
- учебно-познавательные компетенции,
- информационные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- социально-трудовые компетенции,
- компетенции личностного самосовершенствования .
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная “романтизация” компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания и для органичного внедрения компетентностного подхода [1].
Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.
Информационные компетенции
Виды деятельности:
- Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.);
- Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
- Извлечение информации с различных носителей;
- Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
- Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
- Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.);
- Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
- Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
- Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач
Коммуникационные компетенции
Виды деятельности:
- Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).
- Ведение диалога “человек” – “техническая система” (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
- Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).
- Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).
- Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).
- Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).
- Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
Ценностно-смысловые компетенции
Виды деятельности:
- Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.).
- Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)).
- Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию
Социально -трудовые компетенции
Виды деятельности:
- Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.).
- Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).
- Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)
Общекультурная компетенция
Виды деятельности:
- Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков).
- Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
Учебно-познавательная компетенция
Виды деятельности:
- Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).
- Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).
- Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).
- Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).
- Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).
- Создание целостной картины мира на основе собственного опыта
Компетенция личностного самосовершенствования
Виды деятельности:
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).
- Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
- Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).
- Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности)
Примеры реализации компетентностного подхода на уроках
информатики
Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 6
классе.
Конспект урока информатики в 6 классе по теме:
«Шифрование информации»
Цели и задачи урока:
6.2.1.1 –Кодировать и декодировать текстовую информацию
Цели:
- закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица соответствия»,
- расширить представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни,
- закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени,
- развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нём.
Задачи:
- развивать информационную культуру,
- развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.
Планируемые результаты изучения темы:
- личностные – направлены на :
- формирование познавательного интереса,
- настойчивости в преодолении трудностей,
- формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
- метапредметные
– способствуют
- формированию научного мировоззрения,
- расширению словарного запаса,
- закреплению вычислительных навыков
- получению навыка использования персонального компьютера и интерактивной доски
- развитию умения использовать приобретенные знания и для создания информационных объектов (рисунка, таблицы) для оформления результатов учебной работы;
- предметные –
- учащиеся должны знать
понятие количества информации, единицу измерения количества информации 1 бит,
что такое мощность алфавита, по какой формуле можно определить емкость одного
знака алфавита, какова емкость знака двоичной знаковой системы, как
определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода.
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
Тип урока: урок-объяснение новой темы.
Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, анализ, синтез, обобщение.
Межпредметная связь: с математикой, физикой, русским и английскими языками.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, эл.учебник, презентация, проектор.
План урока:
- Организация начала урока;
- Проверка и актуализация знаний;
- Постановка целей и задач;
- Теоретическая часть;
- Практическая часть;
- Информация о домашнем задании;
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
Литература:
1. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.
2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года (Текст) Указ Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. №1118
3. Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник – Педсовет.org. – 2006. – 10 октября. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.
4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал “Эйдос”. -2002. -23апреля. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.
5. Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету “Информационные технологии” [Электронный ресурс] / Н.П. Черных. – Вопросы Интернет образования. – Режим доступа: http://ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный.