Компетентностный подход к обучению учащихся – ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики


Байжанова Уржамал Тайшаевна

учитель информатики Средняя школа №11 г Тараз

Коммунальное государственное учреждение

 «Средняя школа №11 отдела образования акимата города Тараз»

Компетентностный подход к обучению учащихся – 

  ключевой фактор в улучшении качества знаний

 на уроках информатики

Выполнила: Байжанова Уржамал Тайшаевна

учитель информатики І категории

педагог-исследователь

Тараз 2020

Компетентностный подход к обучению учащихся – ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики

                                                                                 Байжанова Уржамал Тайшаевна

учитель информатики І категории

                                                            педагог-исследователь

Развитие современного общества неразрывно связано с системой образования: именно в сфере образования закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.

          Социально-экономические изменения в Казахстане привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

         В соответствии с Концепцией развития образования Республики Казахстан  общеобразовательная школа должна формировать “новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”, а также «изменить содержание образования – от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат» [2]. Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Другими словами, образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Кроме того, формирование максимального набора компетенций через реализацию основных направлений работы: проектная деятельность, развитие информационных и здоровьесберегающих технологий становится важнейшей задачей функционирования и развития нашей школы. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений выпускник современной школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

1. готовность делать осознанный и ответственный выбор;

2. технологическая компетентность;

3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);

4. информационная компетентность;

5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);

6. коммуникативная компетентность.

В соответствии с Концепцией модернизации общеобразовательная школа должна формировать “новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”.

  Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Цель школы – формирование ключевых компетенций.

Наиболее подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской [4]: За основу понятия “компетентный человек” взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу:

  Компетентностный подход – подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции,
  • общекультурные компетенции,
  • учебно-познавательные компетенции,
  • информационные компетенции,
  • коммуникативные компетенции,
  • социально-трудовые компетенции,
  • компетенции личностного самосовершенствования .

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная “романтизация” компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания и для органичного внедрения компетентностного подхода [1].

Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Информационные компетенции

Виды деятельности:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.);
  • Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
  • Извлечение информации с различных носителей;
  • Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
  • Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
  • Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.);
  • Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
  • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
  • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач

Коммуникационные компетенции

Виды деятельности:

  •   Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос,   привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).
  •   Ведение диалога “человек” – “техническая система” (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
  •   Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).
  •   Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).
  •   Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).
  •   Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).
  •   Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Ценностно-смысловые  компетенции

Виды деятельности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.).
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)).
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

            Социально -трудовые компетенции

            Виды деятельности:

  • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.).
  • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).
  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)

  Общекультурная компетенция

 Виды деятельности:

  • Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков).
  • Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)

Учебно-познавательная  компетенция

Виды деятельности:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).
  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).
  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).
  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).
  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).
  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта

Компетенция личностного самосовершенствования

Виды деятельности:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).
  • Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).
  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности)

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики
Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 6 классе.

Конспект урока информатики в 6 классе по теме:

«Шифрование информации»

Цели и задачи  урока:

6.2.1.1 –Кодировать и декодировать текстовую информацию

Цели:

  1. закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица соответствия»,
  2. расширить представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни,
  3. закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени,
  4. развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нём.

Задачи:

  1. развивать информационную культуру,
  2. развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.

Планируемые результаты изучения темы:

  1. личностные – направлены на :
    1. формирование познавательного интереса,
    1. настойчивости в преодолении трудностей,
    1. формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
  2. метапредметные  – способствуют
    1. формированию научного мировоззрения,
    1. расширению словарного запаса,
    1. закреплению вычислительных навыков
    1. получению навыка использования персонального компьютера и интерактивной доски
    1. развитию умения использовать приобретенные знания и для создания информационных объектов (рисунка, таблицы) для оформления результатов учебной работы;
  3. предметные –
  4. учащиеся должны знать понятие количества информации, единицу измерения количества информации 1 бит, что такое мощность алфавита, по какой формуле можно определить емкость одного знака алфавита, какова емкость знака двоичной знаковой системы, как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода.
    1. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
    1. учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;

Тип урока: урок-объяснение новой темы.

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод,  анализ, синтез, обобщение.

Межпредметная связь: с математикой, физикой, русским и английскими языками.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, эл.учебник, презентация, проектор.

План урока:

  1. Организация начала урока;
  2. Проверка и актуализация знаний;
  3. Постановка целей и задач;
  4. Теоретическая часть;    
  5. Практическая часть;
  6. Информация о домашнем задании;
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Литература:

1. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года (Текст)  Указ Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. №1118

3. Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник – Педсовет.org. – 2006. – 10 октября. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал “Эйдос”. -2002. -23апреля. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.

5. Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету “Информационные технологии” [Электронный ресурс] / Н.П. Черных. – Вопросы Интернет образования. – Режим доступа: http://ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный.