Эссе «Обучение тому, как обучаться».


Дмитриева О. Н.

учитель начальных классов КГУ «Специальная школа-интернат №2» УО ВКО

Эссе

Обучение тому, как обучаться.

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…». Я всегда переживала, чтобы мои дети, которых я учу сейчас, став взрослыми не думали так. Для меня первостепенно всегда было то, чтобы учение для ребят было делом  увлекательным, занимательным и полезным, а полученные знания они с успехом могли применить в жизни.

 После изучения раздела Программы  «Новые подходы в преподавании и обучении» ко мне приходит осознание того, что наконец-то я нашла ответы на свои многочисленные вопросы о том, как более продуктивно организовать обучение в классе. Само понятие «метапознание»  открыто для меня впервые, но очень близка предлагаемая позиция учителя-помощника обучающемуся. Здесь очень чётко  выделены функции учителя, которые делают акцент на оказание помощи ученику в понимании требований, в изучении отдельных мыслительных процессов и принципов их решения, в разработке и выборе стратегий выполнения заданий. Всё это в традиционной педагогике чаще учитель делает сам. Но в своей практике работы я не раз убедилась, что, действительно продуктивно начинать урок с выяснения уровня понимания детьми процесса обучения (например, выяснение фактического уровня  знаний, совместной постановки  проблем, целей, задач урока). Предлагаемая система обучения на основе метапознания действительно успешна и мудра. Педагог просто обязан оказывать помощь в обучении, а не навязывать знания детям; следуя принципам обучения, помогать детям понимать процесс обучения, понимать то, чему обучать,  как структурировать учебный процесс, как оценить результативность.

Ценной информацией для себя  выделяю пирамиду обучения Бефеля. Нужно отметить, что до сих пор я редко использовала на уроках такой способ передачи информации, как  практика (специфика предмета)  и практически не использовала – «передачу знаний», не задумываясь ранее о высокой продуктивности данных способов.

Сложным, по-прежнему, остаётся вопрос внутренней мотивации учения  у детей и, чаще всего, её сохранение и развитие. На самом деле,  вопрос мотивации учения у нас в школе стоит на одном из самых первых мест, потому как немотивированные на учение семьи , из которых пришли большинство  наших учеников, так же не имеют или имеют низкую учебную мотивацию и, следовательно, самомотивацию. Учеников, владеющих приёмами метапознания в наших классах очень мало и чрезмерная зависимость учеников от учителей проявляется очень ярко, поэтому основной целью дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности вижу в необходимости развития метапознавательных навыков и способностей у детей разного уровня способностей и  подготовленности. В решении данной проблемы мне помогут полученные знания о том, что важно выстроить тактику обучения и оценивания на основе метапознания,  учитывая аффективную, социальную, когнитивную и физическую сферы .

Учитель начальных классов Дмитриева Олимпиада.