Конспект логопедического занятия в старшей дошкольной группе детей с общим недоразвитием речи
Извекова Марина Владимировна
учитель-логопед КГУ «Специальная школа-интернат №2» УО ВКО
Конспект логопедического занятия в старшей дошкольной группе детей с общим недоразвитием речи
Тема: Звук [о].Буква О.
Коррекционно-образовательные: уточнить произношение звука [о]; научить четкому интонированию звука [о]; учить выделять звук [о] из состава слова в ударной позиции; познакомить детей с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву. Продолжать знакомить с протяженностью слова. Продолжать учить детей делить слова на слоги, закреплять умение работать со схемами слов
Коррекционно-развивающие: развивать интонационную выразительность речи, силу голоса. Развивать графические навыки — рисование округлых
Линий.
Коррекционно-воспитательные: Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки
Оборудование: символ звука, карточка «Гномики», демонстрационные карточки, звуковой домик, предметные картинки, индивидуальные карточки
Ход занятия.
- Организационный момент.
Пальчиковые игры
Артикуляционная гимнастика. «Окошко».
— Узнайте по губам, что я произнесла: а, у, ау, уа,…
2. Знакомство со звуком [о].
- Сказка про звук [о].
Жил-был
звук «о».
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его
становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук «о» был в восторге от всего:
«О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только
восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»
Очень многим нравился звук «о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и
при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
- От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
- Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
- На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
- Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.
- Уточнение артикуляции звука [о] (Губы округлены и немного выдвинуты вперед.) Произнесите звук [о].
- Произнеси звук [о], изображая радость, удивление, страх, грусть, как эти гномики (карточка)
- Звук [о]гласный.
- Развитие фонематического слуха.
Игра «Звуковой домик» (предметные картинки)
Поместить в домик только ту картинку, в названии которой звучит звук «О». Четко проговаривать слово, интонационно выделяя звук голосом.
Игра «Будь внимательным».
Дети стоят около столов в пол-оборота. Руки опущены вниз, округло соединены. Услышав звук [о], дети разводят руки в стороны, поднимают вверх и округло соединяют над головой, произнося: «О-о-о».
- Выделение звука [о] из ряда гласных: о, а, у, о, и, о, э,…
- Выделение звука [о] из ряда слогов: ох, ам, ук, по, на, фо,…
- Выделение звука [о] из ряда слов: дом, слон, кот, бык, мак, солнышко, домик, сад.
Физминутка.
— Все лето листики грелись на солнышке, загорели, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем».
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Мы — листики осенние.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
- Деление слов на слоги
Карточка. Слова слон, ослик, солнышко
- Письмо
Логопед произносит звук [о].
— Догадайтесь, какой формы будет буква О? Почему?
Эта буква так кругла —
Покатиться бы могла.
На что похожа буква О? На что еще она похожа?
Пропишите букву О по точкам.
- Итог занятия.
— С каким звуком сегодня работали? Какой это звук?
— С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали?