Сценарий конкурса чтецов
Снегирева Т. В.
заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов КГУ «Специальная школа-интернат №2» УО ВКО
Сценарий
конкурса чтецов «Животворный язык Абая»
посвящённый, 175-летию Абая Кунанбаева
Составитель: учитель начальных классов Снегирева Татьяна Викторовна
Данный материал предназначен для проведения конкурса чтецов для учащихся начальных классов
Цель конкурса: пропаганда жизненного и творческого пути Абая, как признак духовного богатства страны
Задачи:
- познакомить с биографией казахского поэта А. Кунанбаева;
- рассмотреть образы в стихотворениях А. Кунанбаева;
- работать над выразительным чтением; воспитывать любовь к природе, искусству.
Оборудование: музыка, портрет, видеофильм, выставка книг А. Кунанбаева,
Ход мероприятия
Выход
ведущих под музыку Абая Кунанбаева.
Ведущий
1: – Сегодня, в нашем литературном
зале мы будем говорить о великом поэте, мыслителе и просветителе Абае
Кунанбаеве.
Бессмертен тот, чья муза без конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Сегодня мы прикоснемся к творчеству Абая
Кунанбаева .
Ведущий 2:
– Дорогие ребята, сегодня у нас проходит
конкурс чтецов, посвящённый 175-летию Абая Кунанбаева, каждый из вас
выучил стихотворение великого поэта, мыслителя, композитора А. Кунанбаева. Наше
жюри с удовольствием послушает и оценит их (представление
жюри).
Ведущий 1: – Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее
проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в казахской литературе степь
предстала во всем ее величии и разнообразии.
Но Абая увлекает не только степная природа. В
этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе – это в тоже время стихи
о народной жизни, полной противоречий и контрастов. «Весна», «Лето», «Осень»,
«Зима».
Стихи данного цикла представят нам учащиеся начального звена.
Декламирование стихотворений из цикла «Зима» (учащиеся 2 – х классов)
Ученик 1:
В белой шубе, плечист, весь от снега
седой.
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живёт, с омрачённым челом,
Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой.
Ученик 2: Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его – стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Ученик 3: Брови грозно нависли – нахмуренный вид;
Головою тряхнёт — скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестискладная юрта дрожит.
Ученик 4: Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щёки им злою рукой;
В армяке, в полушубке дублёном пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.
Ученик 5: Конь разбить безуспешно пытается лёд,
И голодный табун еле-еле бредёт.
Скалит жадную пасть волк – союзник зимы.
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!
Декламирование стихотворений из цикла «Осень»(учащиеся 3-х классов)
Ученик 1:Тучи мрачно окутали весь небосвод —
Это осень в дождях и туманах ползет,
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребет.
Ученик 2: Нет уж больше травы на просторе степей,
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей.
Ученик 3: Уж дымится с овечьими шкурами чан —
Износилась одежда, весь в дырках чапан,
Чинят женщины юрту, заплаты кладут,
И старухи свой ткацкий наладили стан.
Ученик 4: Журавли в теплый край вереницей летят,
Голодают верблюды и грустно глядят,
Приуныли аулы — куда ни пойдешь,
Не услышишь веселого смеха ребят.
Ученик 5: Старики над остывшей поникли золой,
Молча слушают ветер, холодный и злой,
И уже ни травинки вокруг не найти,
Пылью ветер заносит дороги в степи.
Ведущий 1: А сейчас
мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам истории, познакомимся
с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева, его поэтическим даром (просмотр
видеофильма «Великий сын казахского
народа – Абая Кунанбаева», обсуждение).
Ведущий 2: – Будущее молодого поколения заботило Абая. В нем он видел продолжателей
дела просвещения народа, которому он сам служил. В своих стихах-обращениях Абай
призывает молодежь к труду, к знаниям.
Декламирование стихотворений из цикла «Весна»(учащиеся 4-х классов)
Ученик 1: Как весенней порою шумят тополя!
Ходит ветер, цветочною пылью пыля,
Все живое обласкано солнцем степным.
Пестроцветным ковром расцветает земля.
Верблюжонка верблюдица громко зовет,
Блеют овцы, в кустах птичий гомон встает,
Мотыльки – над травой и в ветвях тополей,
Заглядевшихся в светлое зеркало вод.
Декламирование стихотворений из цикла «Лето»(учащиеся 4-х классов)
Ученик 1: В разгар весны и след простыл зимы,
Зеленый бархат покрывает лик земли,
Боясь отстать, выходят твари к солнцу,
Блага Отца спешат принять они.
Верблюдов и овец окот – в загонах шум,
От крыльев птах в оврагах – гуд и гул.
Когда любуются водой деревья и цветы,
Река, как пава, изгибается, журчит.
Невесты-девицы наряд готовят к лету,
Цветы и маки украшают землю.
В степи воробушки, соловушки в логу,
Кукушки в скалах, а удоды – «гу-гу-гу!»
Ведущий1: – Сегодня в нашем литературном зале вашему вниманию представлена выставка книг «Абай Кунанбаев – гордость народа». На выставке представлено поэтическое наследие поэта. Представленные книги помогут вам познать этот необъятный мир великого поэта.
Ведущий 2:
Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня – вечный спутник радостей земли,
Так внимай ей чутко и цени, любя!
Эти слова принадлежат великому поэту, просветителю, основоположнику письменной казахской литературы, композитору Абаю Кунанбаеву. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Песни Абая «Көзімнің қарасы»,«Айтым салем», «Каламкас» и другие ввели в народное песенное творчество новые мелодические ритмы, новые принципы использования художественно-выразительных средств родного языка.
В завершении нашего замечательного мероприятия, учащиеся старших классов исполнят песню «Көзімнің қарасы».
Ведущий 1: – Настало время подвести итоги нашего конкурса. Слово предоставляется жюри (вручение грамот по номинациям).
Ведущий 2:
– Через века, Абай, мы слышим твоё Слово.
К нему обращаемся снова и снова.
Оно знакомо с самых ранних лет,
В нём на вопросы ищем мы ответ.
Оно нас призывает к разуму, добру,
Быть нетерпимым к подлости и злу,
Порядочность и честь свою хранить,
И всей душою Родину любить.
Мы на природу смотрим твоим взглядом,
Ты учишь: ”Любоваться ею надо!
Зимою, летом, осенью, весною
Она нас радует своею красотою”.
Нет, не напрасно на земле ты жил,
Верным словом народу родному служил.
И хоть недругов было не счесть у тебя,
Неотступно о правде писал ты всегда.
И пусть молоды мы и порою несмелы,
Рассуждаем о многом пока неумело,
Но, шагая к вершине жизненной новой,
Через века, акын, слышим мы твоё слово.