«Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры»


Дубиненко Татьяна Ивановна

учитель физической культуры КГУ «СОШ №11», г. Семей

Личностно-ориентированный подход к обучающимся

на уроках физической культуры.

Успех меняет человека.
Он
 делает человека уверенным в себе,

придает ему достоинство, и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс

Главная цель современной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, раскрывать его творческие возможности, обеспечивать условия для проявления индивидуальности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Это – личностно-ориентированное образование. Перед современным учителем сегодня встают сложные задачи: как сделать урок одновременно эффективным и интересным; как не только передать знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; как работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности. Немаловажно суметь увлечь ученика, привить интерес к своему предмету.

Все эти вопросы призвано решить дифференцированное обучение. Дифференциация – это такая форма организации учебной деятельности, в процессе которой учитываются индивидуальные особенности учащихся как личности, – их склонности, интересы, природные задатки, способности. При индивидуально-дифференцированном подходе учащиеся учатся принимать решения, приобретают навыки самостоятельно добывать необходимые знания.

В работе с детьми огромное значение имеет знание учителя индивидуальных особенностей своих учеников. Учитель физической культуры должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие каждого учащегося. Для этого я знакомлюсь с данными об учащемся и результатами медицинского осмотра. Также, много информации можно получить при личном контакте с родителями. Всё это дополняется внимательным наблюдением за детьми в процессе всей учебно-воспитательной работы. При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника.

 Все учащиеся имеют различную физическую подготовку. Поэтому, правильно рассчитанная физическая нагрузка – важное условие для воспитания в детях уверенности, положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Слабо подготовленные дети часто стесняются своих товарищей, поэтому неохотно занимаются или избегают выполнения упражнений. В таких случаях учитель должен быть особенно внимательным, иногда облегчая условия выполнения заданий, стремиться вселить уверенность в ребенка. Для таких учащихся не следует создавать особую обстановку, не заострять на них внимания, но работать с ними индивидуально.

         В индивидуальном подходе и особом внимании, не меньше других, нуждаются и дети, имеющие хорошую физическую подготовку. Для них задания могут показаться слишком легкими и, поэтому, некоторые ребята выполняют их небрежно и неохотно. К таким ученикам необходимо предъявлять повышенные требования и усложнять задания, а также, поручать оказывать помощь товарищам и привлекать их к показу и демонстрации упражнений на уроках.

Нередко встречаются учащиеся, которые неуверенно выполняют те или иные задания. Это объясняется отсутствием уверенности в своих силах, боязнью неудачи. Чтобы устранить это – нужно предложить выполнить упражнения в облегченных условиях. Например, при выполнении упражнения в равновесии учитель может уменьшить высоту бревна, поддерживать ученика за руку, при прыжках в высоту опустить планку на меньшую высоту или вместо планки повесить верёвку. Такая помощь оказывает положительное действие и даёт больший эффект, чем безапелляционная требовательность.

И, наконец, иногда встречаются дети, которые не проявляют интереса к физической культуре, неохотно занимаются на уроках, хотя в физическом развитии не отличаются от большинства одноклассников. В таких случаях бывает полезно дать ученику поручение по учебной или внеклассной работе

Для решения этих задач на своих уроках я применяю личностно-ориентированный подход, используя следующие эффективные методы:

Фронтальный метод – это когда учащиеся одновременно выполняют упражнения или команду учителя. Его преимущества – охват упражнениями всех занимающихся, высокая плотность урока. Этот способ я использую при обучении большинству упражнений школьной программы. 

Поточный метод – учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Преимущество этого метода – возможность наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. Поточный способ использую при выполнении акробатических упражнений, упражнений со скакалкой, опорных прыжков, прыжков в длину и в лыжной подготовке.

Посменный метод – состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются на смены, для выполнения упражнений. Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами. Этот способ я применяю при метании на дальность и в цель, в акробатических упражнениях, лазании.

Групповой метод, при котором каждая группа учащихся, по заданию учителя, занимается самостоятельно, выполняя разные виды упражнений. Этот способ применяют, чтобы рационально использовать время и одновременно изучить 2-3 вида упражнений. Групповой способ применяется только после того, как дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям. Этот метод использую на уроках гимнастики, спортивных и подвижных игр. Распределение учащихся по группам обычно произвожу в зависимости от их физической подготовленности. Это позволяет уделять внимание каждому ученику. В спортивных играх и эстафетах группы и команды делаю смешанными (по силе). Тогда менее подготовленные ребята равняются на лидеров и стремятся помочь своей команде победить.

Индивидуальный метод чаще всего использую в зачетных уроках. Он позволяет обратить внимание детей на лучшие выполнения упражнения, на недостатки и ошибки.

Игровой и соревновательный методы использую для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками.

Для повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой я использую на своих уроках новые подходы в обучении. Например, создaние кoллaборaтивной cреды, что способствует активизации учебной деятельности. Много внимания уделяю сознательному отношению учащихся к урокам физической культуры, разъясняю важность регулярных занятий физическими упражнениями.

Предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляя возможность постепенного овладения двигательными умениями и навыками. Провожу уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания, которые любят все ребята.

Чтобы достичь эффективности урока, ориентируюсь на индивидуальный подход к учащимся, на создание ситуации успеха, сравниваю ребят не друг с другом, а с ним самим. Для объективной оценки достижений использую технологию самооценивания, а также взаимооценивания, при которой ребята учатся оценивать как свою, так и работу одноклассников, находить в ней сильные и слабые стороны.

Обязательным условием на моих уроках является рефлексия. Рефлексия помогает мне “держать руку на пульсе”, видеть, что получилось на уроке, а что осталось на доработку. А учащимся – выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Кроме этого, рефлексия помогает мне обеспечить обратную связь.

В результате использования личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры мне удается: раскрыть возможности учащихся; повысить мотивацию к занятиям физической культурой; научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни; повысить качество знаний учащихся.

Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход является одним из важнейших условий обучения, где во главу угла ставится самобытность ребенка, его цели, психологический склад, т.е. ученик как личность. Главной целью своей работы я считаю сохранение здоровья детей. Слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», – стали ориентиром в моей работе. Не навредить, а помочь раскрыться, вселить в каждого уверенность, помочь в преодолении трудностей – вот моя основная задача учителя и наставника.