Факультативный курс для 3 класса «В мире детской литературы»


Пуленко Любовь Леонидовна
Учитель начальных классов ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.Текенова» а.Теренколь

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «В мире детской литературы» предназначена для учащихся 3 класса средней общеобразовательной школы. Программа включает формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, знакомство с произведениями детской литературы.

Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития.

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах.

Цель курса:

– создание условий для повышения уровня культуры чтения учащихся;

– формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желание становиться грамотным читателем;

Задачи программы:

– совершенствование навыка чтения учащихся;

– развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

– знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

– формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

– выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения,

– развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Программа опирается на следующие основные принципы: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения; принципы научности, доступности, непрерывности образования внутрипредметной и межпредметной интеграции.

Распределение учебной нагрузки:

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты

Учащиеся будут знать:

– называть, приводить примеры: сказок народных и литературных; стихов и рассказов из круга детского чтения; детского игрового фольклора (загадка, песенка, скороговорка).

– различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); жанры детской художественной литературы (сказка,рассказ, стихотворение, басня); сказки народные и литературные;

– виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

Учащиеся будут уметь:

– читать осознанно, правильно текст художественного произведения (без учёта скорости);

– выразительно читать наизусть стихо­творения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

– делить тексты на смысловые части и составлять про­стой план;

– пересказывать и рассказывать произведение по плану;

– составлять небольшое монологическое высказыва­ние с опорой на авторский текст, оценивать события, геро­ев произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Содержание курса

(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)

Раздел 1. Народные и авторские сказки – 10 часов

Работа над выразительностью чтения. Анализ сказки. Чтение «про себя». Отличие народной сказки от авторской. Определение эмоционального состояния героев. Сравнение сказок зарубежных авторов с русскими народными.

         Раздел 2. Человек и природа – 10 часов

Слушание и чтение произведений о человеке и природе у  М.Пришвина,

У.Канахина, У.Турмажанова,  В.Бианки,  Р.Киплинга,  В.Берестова,  Г.Скребицкого, Б.Житкова. Упражнение в выразительном чтении. Работа с рассказом и иллюстрациями. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение произведений зарубежных авторов с отечественными. Художественный пересказ.

        Раздел 3. Дети и взрослые – 10 часов

Выразительное чтение произведений: Б.Житкова,  Е.Шварца,  Братьев Гримм, И.Алтынсарина, В.Драгунского, В.Осеевой,  Н.Носова,  Ю.Сотника.

 Сравнение произведений о детях. Составление плана. Высказывание своего отношения к героям, к их поступкам; различение хороших и плохих поступков.  Беседа о прочитанном. Обмен чувствами и мыслями. Рассматривание книг о животных.

        Раздел 4. Поэзия детям – 4 часа

Поэты о природе: М.Алимбаев, Н.Поляков, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев,

Г.В.Сапгир, В.Маяковский. Выразительное чтение и чтение наизусть. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.  Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Календарно-тематическое планирование

Факультативного курса «В мире детской литературы»

№ п/п Название темы Кол-во часов Наглядные пособия, ТСО, ИКТ Дата проведения
Раздел 1. Народные и авторские сказки – 10 часов
1 Ы.Алтынсарин «Золотой чуб» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
2 Казахская народная сказка «Находчивый заяц» 1 Компьютер, презентация, карточка с заданием  
3 Казахская народная сказка «Жадный бай и  Алдар Косе» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
4 Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
5 Чешская сказка «Волшебные спицы» 1 Компьютер, презентация, карточка с заданием  
6 Арабская сказка «Халиф на час» 1 Компьютер, презентация, карточка с заданием  
7 К.Г.Паустовский «Стальное колечко» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
8 Г.Х.Андерсен «Огниво» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
9 А.Линдгрен «Эльфа и носовой платочек» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация  
10 А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация  
Раздел 2. Человек и природа– 10 часов
1 М.Пришвин «Говорящий грач» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
2 У.Канахин «Как друзья спасали рыбу» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
3 У.Турмажанов «Журавль-танцор» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
4 В.Бианки «Любитель холодных ванн» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
5 Р.Киплинг «Откуда у верблюда горб» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
6 В.Берестов «Честное гусеничное» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
7 Г.Скребицкий «Кот Иваныч» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация  
8 Б.Житков «Беспризорная кошка» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация  
9 С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
10 М.Пришвин «Этажи леса» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
Раздел 3. Дети и взрослые– 8 часов
1 Б.Житков «Как я ловил человечков» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
2 Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
3 Братья Гримм «Умная дочь крестьянина» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
4 И.Алтынсарин «Умный мальчик» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
5 В.Драгунский  «Рыцари» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
6 В.Осеева «Печенье», «Синие листья» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
7 Н.Носов «Мишкина каша» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация  
8 Ю.Сотник «Гадюка» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация  
Раздел 4. Поэзия детям – 6 часов
1 М.Алимбаев «Иртыш» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
2 Н.Поляков «Родина моя» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
3 А.С.Пушкин «Буря», «Я помню чудное мгновенье…» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
4 Ф.И.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
5 Г.В.Сапгир «Леса-чудеса» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
6 В.Маяковский «Кем быть?» 1 Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием  
Итого: 34 часа

Используемая литература

Лазарева В.А.                                                                                          Хрестоматия по литературному чтению. 3класс Издательский дом Фёдоров  Издательство «Учебная литература» 2013
Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. Москва: Просвещение 2005
Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников Высшая школа 2003
Посашкова Е.В.   Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург 2002.
Павленко В.К. Литературное чтение (хрестоматия) для 3 класса Алматы « Атамура»   2014
  Грамотность чтения учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр педагогических измерений» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2014
Интернет-источники      

Используемое оборудование:

1.Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

2.Интернет-ресурсы (bilim.land.kz)