Факультативный курс для 3 класса «В мире детской литературы»
Пуленко Любовь Леонидовна
Учитель начальных классов ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.Текенова» а.Теренколь
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «В мире детской литературы» предназначена для учащихся 3 класса средней общеобразовательной школы. Программа включает формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, знакомство с произведениями детской литературы.
Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития.
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах.
Цель курса:
– создание условий для повышения уровня культуры чтения учащихся;
– формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желание становиться грамотным читателем;
Задачи программы:
– совершенствование навыка чтения учащихся;
– развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
– знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
– формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
– выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения,
– развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Программа опирается на следующие основные принципы: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения; принципы научности, доступности, непрерывности образования внутрипредметной и межпредметной интеграции.
Распределение учебной нагрузки:
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
– называть, приводить примеры: сказок народных и литературных; стихов и рассказов из круга детского чтения; детского игрового фольклора (загадка, песенка, скороговорка).
– различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); жанры детской художественной литературы (сказка,рассказ, стихотворение, басня); сказки народные и литературные;
– виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
Учащиеся будут уметь:
– читать осознанно, правильно текст художественного произведения (без учёта скорости);
– выразительно читать наизусть стихотворения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
– делить тексты на смысловые части и составлять простой план;
– пересказывать и рассказывать произведение по плану;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Содержание курса
(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)
Раздел 1. Народные и авторские сказки – 10 часов
Работа над выразительностью чтения. Анализ сказки. Чтение «про себя». Отличие народной сказки от авторской. Определение эмоционального состояния героев. Сравнение сказок зарубежных авторов с русскими народными.
Раздел 2. Человек и природа – 10 часов
Слушание и чтение произведений о человеке и природе у М.Пришвина,
У.Канахина, У.Турмажанова, В.Бианки, Р.Киплинга, В.Берестова, Г.Скребицкого, Б.Житкова. Упражнение в выразительном чтении. Работа с рассказом и иллюстрациями. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение произведений зарубежных авторов с отечественными. Художественный пересказ.
Раздел 3. Дети и взрослые – 10 часов
Выразительное чтение произведений: Б.Житкова, Е.Шварца, Братьев Гримм, И.Алтынсарина, В.Драгунского, В.Осеевой, Н.Носова, Ю.Сотника.
Сравнение произведений о детях. Составление плана. Высказывание своего отношения к героям, к их поступкам; различение хороших и плохих поступков. Беседа о прочитанном. Обмен чувствами и мыслями. Рассматривание книг о животных.
Раздел 4. Поэзия детям – 4 часа
Поэты о природе: М.Алимбаев, Н.Поляков, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев,
Г.В.Сапгир, В.Маяковский. Выразительное чтение и чтение наизусть. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Календарно-тематическое планирование
Факультативного курса «В мире детской литературы»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Дата проведения | |
Раздел 1. Народные и авторские сказки – 10 часов | |||||
1 | Ы.Алтынсарин «Золотой чуб» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
2 | Казахская народная сказка «Находчивый заяц» | 1 | Компьютер, презентация, карточка с заданием | ||
3 | Казахская народная сказка «Жадный бай и Алдар Косе» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
4 | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
5 | Чешская сказка «Волшебные спицы» | 1 | Компьютер, презентация, карточка с заданием | ||
6 | Арабская сказка «Халиф на час» | 1 | Компьютер, презентация, карточка с заданием | ||
7 | К.Г.Паустовский «Стальное колечко» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
8 | Г.Х.Андерсен «Огниво» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
9 | А.Линдгрен «Эльфа и носовой платочек» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация | ||
10 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация | ||
Раздел 2. Человек и природа– 10 часов | |||||
1 | М.Пришвин «Говорящий грач» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
2 | У.Канахин «Как друзья спасали рыбу» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
3 | У.Турмажанов «Журавль-танцор» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
4 | В.Бианки «Любитель холодных ванн» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
5 | Р.Киплинг «Откуда у верблюда горб» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
6 | В.Берестов «Честное гусеничное» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
7 | Г.Скребицкий «Кот Иваныч» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация | ||
8 | Б.Житков «Беспризорная кошка» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация | ||
9 | С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
10 | М.Пришвин «Этажи леса» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
Раздел 3. Дети и взрослые– 8 часов | |||||
1 | Б.Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
2 | Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
3 | Братья Гримм «Умная дочь крестьянина» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
4 | И.Алтынсарин «Умный мальчик» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
5 | В.Драгунский «Рыцари» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
6 | В.Осеева «Печенье», «Синие листья» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
7 | Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация | ||
8 | Ю.Сотник «Гадюка» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация | ||
Раздел 4. Поэзия детям – 6 часов | |||||
1 | М.Алимбаев «Иртыш» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
2 | Н.Поляков «Родина моя» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
3 | А.С.Пушкин «Буря», «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
4 | Ф.И.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
5 | Г.В.Сапгир «Леса-чудеса» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
6 | В.Маяковский «Кем быть?» | 1 | Компьютер, интерактивная доска, презентация, карточка с заданием | ||
Итого: | 34 часа | ||||
Используемая литература
Лазарева В.А. | Хрестоматия по литературному чтению. 3класс | Издательский дом Фёдоров Издательство «Учебная литература» | 2013 |
Голованова М. В. | Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. | Москва: Просвещение | 2005 |
Рамзаева Т. Г. | Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников | Высшая школа | 2003 |
Посашкова Е.В. | Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. | Екатеринбург | 2002. |
Павленко В.К. | Литературное чтение (хрестоматия) для 3 класса | Алматы « Атамура» | 2014 |
Грамотность чтения учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр педагогических измерений» | АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, | 2014 | |
Интернет-источники |
Используемое оборудование:
1.Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
2.Интернет-ресурсы (bilim.land.kz)