Выступление на семинаре, конференции. Тема: «Развитие технического творчества у детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения»


Насекина Татьяна Николаевна

заместитель директора по методической работе, педагог дополнительного образования КГУ «Станция юных техников»

Тема выступления КГУ «Станция юных техников»

 на августовском  секционном совещании педагогов

дополнительного образования г. Сарани

Тема: «Развитие технического творчества у детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения»

Слайд 1. Тит. лист

Слайд 2. Мы равные

В условиях современных социально-экономических преобразований в стране, кардинально изменивших социокультурную ситуацию  и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобретает проблема образования детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования.

Слайд 3. При работе с детьми с ООП необходимо…

Создание равных условий для получения качественного дополнительного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и условий жизни детей является перспективным направлением развития системы образования. Ключевую роль в создании таких условий играет развитие дистанционного образования, основанного на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, предполагающего обучение на расстоянии и позволяющего успешно осуществлять многоплановые образовательные задачи.

При работе с детьми данной категории в развитии технического творчества необходимо:

1. Организовать образовательную систему таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать  научно-технический мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

2. Организация дифференцированного обучения детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки обучающихся.

Слайд 4. Социальное партнерство СЮТ с СШИ№9

Коллективом Станции юных техников накоплен достаточно большой и многогранный опыт взаимодействия  с  детьми данной категории включающий в себя как образовательную деятельность, так и организацию досуга детей.

На сегодняшний день воспитанники специализированной школы-интерната №9 обучаются в  таких кружках СЮТ как: «Академия домашнего мастерства», «Начальное техническое моделирование», «Новатор». Имеется и опыт дистанционного обучения детей данной категории.

Слайд 5. Дистанционка в 2019-2020 уч.г.

Для организации дистанционного обучения кружковцев администрацией и педагогами организации были предприняты следующие меры:

1. Организовано присоединение курсов кружков СЮТ к платформе Класс рум  специализированной школы-интерната. 

2. Определены  формы работы педагогов с детьми на занятиях кружков при дистанционном обучении с учетом специфики кружков.

3. Внесены корректировки:

– в расписание занятий;

–  календарно-тематических планов образовательных программ кружков на четвертую четверть 2019-2020 учебного года. Календарно-тематические планы рассмотрены методическим советом, утверждены директором организации. 

4. При работе с этими кружковцами  особое внимание педагогами уделялось контакту с родителями данных детей, в особенности консультативной деятельности, что необходимо, при выполнении поделок в домашних условиях.

 Организовано сотрудничество с родительской общественностью или законными представителями кружковцев путем создания педагогами чатов в мессенджере WhatsApp.

Слайд 6. Формы работы на дистанционке

Для  лучшего восприятия теоретического материала детьми, педагогами  делался упор на наглядность и доступность объяснения. Использовались такие формы взаимодействия с кружковцами, как  видеообъяснение нового материала, онлайн конференции c кружковцами (с использованием платформы zoom), презентации, задания, схемы,  развертки, тестовые вопросы и т.п. Предлагался просмотр видеороликов с последующими от детей ответами на вопросы или выполнения  работы по предложенному образцу (по выбору педагогов), а также проведение практических работ (с учетом техники безопасности детей в домашних условиях).

Слайд 7. Проблемы учебно-воспитательного процесса и пути решения КГУ «СЮТ» в дистанционном режиме

Осуществление учебно-воспитательного процесса СЮТ в дистанционном режиме обнаружило ряд проблем, в решении которых педагогами организации был проведен ряд мероприятий:

1. Осуществлялось строгое структурирование заданий для детей, содержание заданий без дополнительной нагрузки на кружковцев;

2. Кружковцам предлагалось выполнение мини-упражнений  для снятия напряжения и усталости.

Слайд 8. Работы детей

Техническое творчествоэто деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов: моделей, приборов, всевозможных механизмов.

Слайд 9. Результаты обучения кружковцев, в том числе в дистанционном режиме

Имея опыт работы  в кружках технического творчества Станции  с детьми с особыми образовательными потребностями, можно проанализировать результативность работы по качественным и количественным показателям.

Количественные показатели:

1. Динамика  количества кружковцев с особыми образовательными способностями:

2017-2018 уч.г. 2018-2019 уч.г. 2019-2020 уч.г.
44 ребенка 50 детей 56 детей

2. Динамика количества участия кружковцев в соревнованиях разных уровней:

Учебные года 2017-2018 2018-2019 2019-2020
Кол-во приз. мест 4 5 3
Кол-во участия кружковцев в соревнованиях
Внутристанционные 14 18 22
Городские 3 5 4
Областные 1 1

Слайд 10. Результаты участия кружковцев в дистанционных конкурсах и выставках (% от общего кол-ва)

В двух дистанционных мероприятиях, проводимых СЮТ, дети данной категории приняли участие в общем количестве 26 человек. Поделка Станку Руслана заняла 2 место в городской выставке «Вместе мы сила».  

Дистанционная выставка поделок ко Дню семьи Дистанционный конкурс «Вместе мы сила»
27% 31%

Слайд 11. Слабые  и сильные стороны в работе с детьми с ООП в дистанционном режиме

Для качественной организации учебно-воспитательного процесса в 2020-2021 уч. году необходимо провести анализ результатов дистанционного обучения, выявить сильные и слабые стороны в работе с детьми с ООП, определить перспективы развития.  

При дистанционном образовании обучающимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться к изучению более сложного материала, повторить необходимое,  а уже известное пропустить. Огромным  плюсом  для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как обучающиеся могут учиться не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе. Большую часть учебного материала обучающийся может изучать и выполнять самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем.  Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром.

Между тем, определенные трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с уровнем педагогической и методической готовности педагогов; технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети. Считаю, что одним из важных условий организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся.

Слайд 12. Перспективы организации дистанционного обучения с детьми с ООП в 2020-2021 уч.г.:

 Организация работы кружков «Академия домашнего мастерства», «Начальное техническое моделирование», «Новатор». На сегодняшний день  педагоги кружков  провели  корректировку  календарно-тематических планов образовательных программ, определив формы работы, подходящие под данный формат обучения. Определен перечень мероприятий, проводимых СЮТ с привлечением к участию  кружковцев с ООП и мероприятия конкретно для данной категории детей.

Платформа Класс рум.

Слайд 13. Организация образовательного пространства для детей
с ООП в дистанционный период

  • Лаборатория «Магия науки»

Лаборатория «Магия Науки» – познавательные, яркие занятия, эксперименты, лекции, игры для детей в возрасте от 5 до 15 лет.

Это дружеская  интернет-среда самых разнообразных форматов обучения на социальных страницах Facebook и YouTube для  подписчиков.

  • Дистанционный внутристанционный конкурс  поделок «Из ненужного нужное»
  • Онлайн викторина среди детей с ООП «Техно-игры»
  • Дистанционная выставка технического творчества
  • Брейн-ринг «В мире техники»
  • Научно-технический квест

Слайд 14. Ожидаемые результаты

Как результат ожидаем:

В отношении обучающихся:

– активный интерес детей к  продуктивным видам деятельности в области научно-технического творчества, а также повышение социальной активности и уровня самореализации детей с ООП.

В отношение родителей кружковцев:

-установление прочного коннекта, основанного на взаимодействии и партнерстве;

В отношение социального партнерства со школой-интернатом:

-укрепление коллегиального взаимодействия.

В отношении педагогов:

– повышение профессиональной компетентности педагогов, проявление творческого подхода и т.д..

Ведь основной задачей педагога дополнительного образования в дистанционном режиме работы,  является не только приобретение обучающимися навыков и знаний, но и максимальное проявление и развитие их творческих способностей. В отношении детей с особыми образовательными потребностями это особенно важно, так как способствует их дальнейшей содержательной жизни, их успешной самореализации.

Слайд 15.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование в области научно-технического творчества для детей с особыми образовательными потребностями – вещь достаточно удобная и полезная, но очень сложная и трудоемкая. При всех плюсах дистанционного обучения, указанных выше, по нашему направлению, все же следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия детей с педагогом, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами технического творчества и социализации должны происходить при посредничестве педагога. Тем не менее терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ребенку значительных  успехов в учебе.