«Инновационные формы работы по активизации речевых умений детей дошкольного возраста через художественную литературу»


Калиакбарова Анастасия Сергеевна

воспитатель, высшая категория

Государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли-сад №27 города Павлодара»

Прогресс в современном мире движется огромными темпами, сегодня общество предъявляет высокие требования к личности. Современному Казахстану необходимы высоклассные специалисты, не боящиеся перемен, креативные, умеющие принимать нестандартные решения.

В связи с этим предъявляются и новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня система образования Республики Казахстан отводит особое место вопросу качества образования и направлена на обновление его содержания. Педагогам необходимо  использовать такие формы работы и технологии, которые будут результативно  выстраивать  учебно-воспитательных процесс в соответствием с запросом современного общества.

Дошкольное учреждение – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Происходящие перемены в государстве и образовании предъявляют сегодня новые требования и к развитию  дошкольного образования. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольного учреждения на воспитание ребенка, о возможностях организовать качественное развитие.

Научно доказано, что дошкольное детство – особый период в жизни человека, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Этот багаж является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности, чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка.    

          Проблема. Современные дошкольники с легкость могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону. 

Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижения уровня познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. И, как следствие, у детей развиваются различные комплексы неполноценности, ограничение в выборе профессии, поведенческие отклонения и недоразвитие психических процессов (внимание, памяти, мышления).

Овладение речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. 

          Проблема родного языка всегда была в центре внимания педагогов, ученых. К ней обращались классики педагогики Я.А Коменский и Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцции и Ф. Фребель, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой.

          Е.И. Тихеева – крупный педагог- методист и общественный деятель в области воспитания, ставила проблему родного языка в центр внимания, независимо от характера деятельности и возраста детей, воспитанием и обучением которых она занималась. На вопрос: «Что значит владеть всеми видами и проявлениями речи?» – она ответила: «Значит, владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества».        

Развитие речи – приоритетное направление  во всем учебно-воспитательном процессе дошкольного детства, в основе которого лежит методика развития речи с характерными особенностями синтезивного периода каждого возраста.

Особое место в речевом развитии дошкольником занимает художественная литература.  Именно художественная литература наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Актуальность. Система работы поразвитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу с использованием инновационных технологий способствует созданию мотивации для формирования устного речевого общения дошкольников, правильной устной речи, и как следствие, речевого раскрепощения.

Цель – активизация речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой на современном уровне.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/11/Калиакбарова-А.С.текст.pdf” download=”all” viewer=”google”]