Педагогическая статья «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования»


Тернавчук Елена Юрьевна

воспитатель ГККП «Ясли-сад № 27» города Павлодара

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

         На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков. Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению.

         Развивать мелкую моторику можно через различные игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, с помощью застегивания и расстегивания молний, пуговиц, одевания и раздевания, физических упражнений и т. д. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

         Но одним из эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции, заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений. В процессе изобразительного творчества, манипуляцией с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика.

         Но эта деятельность предполагает использование стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи предметов, явлений окружающей действительности. А, работая с детьми, хочется выйти за рамки стандартного обучения, познакомить их с чем-то для них новым, увлекательным.

         В последнее годы в дошкольных образовательных учреждениях очень активно и эффективно используется нетрадиционная техника рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

         Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандашей расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

В дошкольном возрасте не все дети правильно держат кисть, карандаш, им еще сложно создавать картинки с учетом пропорций, нелегко вырисовывать какие-то элементы рисунка. У них наблюдаются определенные трудности, связанные с развитием мелкой моторики рук. Вот поэтому очень эффективно применение в процессе образовательной деятельности с дошкольниками нетрадиционной техники рисования. Детям интересно экспериментировать, обмакивать палец, ладошку в краску, ощущать ее, тем более, сразу же получать готовое изображение на листе. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.д. Все эти техники интересны детям. Они погружаются в некую игру, пользуясь «подручными материалами», необычными для них предметами, и радуются, увидев свои маленькие шедевры. Их увлекает превращение ладошки в забавного петушка или пеструю рыбку, необычные узоры от отпечатков овощей, лохматая шерсть собачки или медведя от тычка кисточки. От этого ребята чувствуют себя смелее, раскованнее, непосредственнее.

         С помощью данных техник у детей формируется целостное восприятие предмета, развивается воображение, чувство цвета, ритма, композиции. Также раскрываются творческие способности детей, их неповторимая индивидуальность.

         Использование различных изобразительных материалов, освоение технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением способствуют созданию условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. А от степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования, зависит, в дальнейшем, степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

         Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

         Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

         Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно – двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев

рук.

         Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

         Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.