«На, над, под, внутри, снаружи, впереди, сзади, справа, слева» (Образовательная область : познание, раздел: основы математики) Группа предшкольной подготовки. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыку разных народов


Филюк Людмила Васильевна

Музыкальный руководитель, воспитатель мини-центра КГУ ОСШ №64 г. Караганда

Развитие музыкальных способностей  дошкольников через музыку народов разных стран

Филюк Л.В.

Музыкальный руководитель

Мини-центр КГУ ОСШ№64

     Народная педагогика-самая естественная, самая природосообразная  совокупность знаний. Г.Н. Волков называет «золотое правило этнопедагогики»: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности (исторической) –нет народа. Народную педагогику необходимо использовать в современных условиях в семье и в детском саду. К счастью, дошкольный возраст – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки культурно-исторического наследия казахского, русского, украинского, корейского, польского, немецкого и других народов.

      Дошкольнику доступно чувство любви к родной природе, родному городу, к своей стране. Чтобы сформировать чувство гордости за свою Родину, свой народ, надо с детства научить  любить и беречь те места, где он родился и живет. Родной город, поселок, аул-дороги ребенку, потому что он здесь живет сам, его близкие, здесь находится его детский сад. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных танцах, пение народных песен духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Народное достояние – это призывающие ребенка к светлым чувствам колыбельные песни матери. Например «Элди, элди», народные танцы «Камажай», «Кара жорга»

      Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, общественные события, традиции. Причем, эпизоды, к которым привлекают детей, должны быть красочными, яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Издревле весенняя и летняя жизнь природы вдохновляла людей на создание замечательных народных песен, танцев, сказок, легенд. На поле, на лугу протекала вся жизнь тех, кто пахал землю, сеял хлеб, собирал урожай. Здесь люди работали. Здесь и отдыхали от своих трудов. Водили хороводы. Устраивали игры, развлечения, пели песни, танцевали. Помогала песня и в работе. С ней веселей спорилось дело, легче было справляться с усталостью.

      Можно предложить детям отправиться в музыкальное путешествие по разным странам. И так, первая страна, которую мы посетим – наш любимый и родной Казахстан. С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника в единстве человека с природой. Встречают его по- особенному, соблюдая все древние обычаи: уборка в юрте, наполнение всей посуды молоком, или родниковой водой, приветствие друг друга, поклонение Солнцу, посадка молодых деревьев, приготовление Наурыз коже, получение благословения и обязательно вечером веселый праздник с айтысом, песнями, играми. Хорошо, если музыка будет звучать целым оркестром. Педагог может в игровой форме познакомить детей старшей группы с казахскими музыкальными инструментами.

Оркестрде біздің бұл өнерпаз көп кім дүлдүл.

В оркестре нашем есть таланты –и не одни лишь музыканты.

Күмбірлеткен домбыра, дүбірлеткен даңғыра.

Напевы нежные домбры сопровождает звук дангры.

Жорғалатқан жетіген, сыбызғы үні лекіген.

Трель жетигена со свирелью зовут нас к грусти и веселью.

Сызылтады қылқобыз, шалып ойнар шаңқобыз.

Как мелодичен кылкобыз-ему созвучен шанкобыз!

Адырна, ұран, қос сырнай, саз қалыспас, қосылмай.

Гармошке в дополненье дан самой природой барабан.

Тақылдайды тоқылдақ, астаяқ, тайтұяқ.

Стук характерный токылдака, асатаяка, тайтуяка.

Көп аспабы халқымның, тындап үнін, балқимын.

В оркестре нашем все подряд я инструменты слушать рад.

       На следующем занятии можно побывать в России и познакомить детей с песнями и танцами, в которых отразилось безудержное , озорное веселье. Пожалуй, «Калинка» среди других русских народных песен побила все рекорды популярности. Её знают, любят, с удовольствием поют даже иностранцы. Прослушав песню, можно спросить у детей, какая часть  имеет песенный характер, а какая – танцевальный? Легко и с большим удовольствием дети будут разучивать русскую народную песню:                             

                                 «Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые кленовые, решётчатые…»

     «Находясь» в России, педагог знакомит дошкольников с замечательным народным обрядом – Масленицей (шумные проводы зимы). Хорошо разучить с детьми «Масленичный хоровод». Одна девочка выступает в роли Масленицы – держит в руках её чучело. Другая девочка, с венком на голове, выступает в роли Весны. Остальные дети водят хоровод, поют. Они то идут на Масленицу шеренгой во время пения, то отходят назад.

                            Она пешею не ходит никогда,

                            На конях к нам приезжает, на конях.

                            Здравствуй, Масленица!

                            И привозит нам блины и пироги,

                            Наступают дни веселья без тоски.

                            Здравствуй, Масленица!…

Все радуются наступающему теплу, зовут. «кличут» весну:

                                 – Весна – красна!

                           Что ты нам принесла?

                              – Тепленькое солнышко…

                                 – Весна – красна!

                           Что ты нам принесла?

                               – Красное летечко…

Эти слова педагог должен научить детей произносить нараспев. Объяснить, что такие коротенькие песенки, обращенные к весне, называются весенними закличками, или веснянками. Желательно разучить со старшими ребятами следующую веснянку:

                                  Ты запой, запой, жавороночек,

                                  Ты запой свою песню звонкую.

                                  Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,

                                   Пташка малая, голосистая,

                                   Про ту, про теплую сторонушку,

                                   Про те земли, про заморские…

Исполнять её ритмически свободно, отступая от размеренной пульсации. Дети должны почувствовать, что ритмика мелодии рождается из ритмики свободной речи.

         А теперь перенесемся в Польшу. На сельской лужайке польские крестьяне лихо отплясывают веселую мазурку. Это задорный быстрый ритмичный танец. Деревенский оркестр обычно состоял из скрипок, волынки и контрабаса. Волынка – это кожаный наполненный воздухом мешок, к которому прикреплялись трубки. На одной из них играли мелодию, другая тянула один неизменяемый звук. Отсюда пошло выражение «тянуть волынку» От танцоров требовалась ловкость, подвижность, так как в мазурке было много вращений и прыжков. Педагог показывает детям движения мазурки, дети сначала прохлопывают ритм мелодии, а затем повторяют танец под музыку Ф. Шопена «Мазурка».

         Давайте посетим Австрию. Самый известный австрийский композитор Франц Шуберт. Он часто прогуливался со своими друзьями на окраинах Вены, прислушивался к народным напевам, наслаждался чудесной природой, пением птиц. Именно народные напевы стали основой многих его песен и танцев. Бывало так, что Ф. Шуберт сочинял в один день до десяти песен и танцев. Слушание танца №3 Ф. Шуберта педагог может предложить детям сопровождать движениями, чередуя легкие скачки с кружением на месте.

        Главное в музыкальном воспитании дошкольников – раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, а для этого необходимо включить его в творческий процесс. Только через практическое освоение народного фольклора, через участие в народных танцах, исполнение народных песен, игру на народных музыкальных инструментах перед детьми постепенно раскрывается уникальный мир красоты в единстве с мироощущением. При этом принципиально важно, чтобы приобщение к познанию своих корней, народных традиций происходило, как в жизни, т.е. естественно, на добровольных началах, ненавязчиво, без принудительного включения в то или иное действие.

Список литературы

1.Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. На лугу» М. Владос 2003г. стр.8, 13,18.

2. Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет» М. Владос 2004г. стр. 6,8,12,13,16

3.Р. Нуртазина, Л. Аскар  «Наурыз» ТОО «Аруна Ltd.» 2001г.

4.Э. Баталова ОАО «Алматыкітап» 2002г. стр.2,6,10,14,18, 24,30