«Развитие исполнительских навыков в процессе работы над хоровым произведением»
Бичурина Эльмира Раисовна
преподаватель спец.дисциплин КГУ «Комплекс «Колледж искусств- специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»» РК, г.Петропавловск
КГУ «Комплекс «Колледж искусств- специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»»
РК, г.Петропавловск.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ».
Преподаватель Бичурина Э.Р.
Концертмейстер Латышева Л.А.
Тема: «Развитие исполнительских навыков в процессе работы над хоровым произведением»
г.Петропавловск,
2019г.
Открытый урок
со студенткой 4-ого курса отделения «Хорового дирижирования» Айгерим К .
Тема урока: подготовка студента к управлению хором на государственном экзамене. Работа над художественным образом, выразительностью исполнения в казахской народной песне в обработке Д.Мацуцина «Бұрылтай».
Цель урока: подготовить студентку к свободной и точной выразительности в жестах во время выступления.
Задачи урока: применяя навыки дирижирования, выразительность лица и пластику рук в жестах раскрыть содержание исполняемого произведения.
Обучающие:
– научить свободному владению своим дирижерским аппаратом. Добиваться осознанного «ведения» мелодической и гармонической составляющих звучания партий, их полифонического взаимодействия, звукообразования в целом, формированию округлого звука коллектива, «цепного» дыхания.
Развивающие:
1. Сознательно, через самоанализ, применять полученные навыки, добиваясь свободы при дирижировании.
2. Расширить музыкальный и общий кругозор учащегося в процессе.
3. Развивать воображение, эмоциональную свободу и творческий подход к произведению.
4. Формировать и развивать исполнительские возможности.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.
2. Воспитывать уверенность в себе.
3. Развивать инициативность, самостоятельность в действиях и свободу воплощения в процессе управления исполнением музыкального произведения.
4. Формировать мотивацию к принятию самостоятельных решений тех или иных возникающих задач при работе с коллективом.
Форма урока: индивидуальная.
Методы и технология обучения:
Словесные (объяснение, беседа, обсуждение, изложение задач)
Наглядные (показ мимикой лица, руками)
Слуховые (применение внешнего и внутреннего слуха)
Оснащение урока: нотный материал, музыкальный инструмент, пюпитр.
План урока:
1. Организационный момент: сообщение цели и задачи урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа над произведением «Бұрылтай» :
3.1. Совместная работа педагога и ученика.
3.2. Активизация прежде приобретённых навыков и знаний.
3.3. Эмоционально-художественное раскрытие литературного текста музыкального произведения.
3.4. Передача художественного замысла текста через выразительное
дирижирование данного произведения.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Содержание урока:
1. Организационный момент . Небольшая беседа со студенткой для настроя и сосредоточенности перед началом практической работы.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока. (2мин.)
3. Проверка домашнего задания:
3.1 игра на инструменте хоровой партитуры и определение технических
задач стоящих на данном этапе:
– при исполнении хоровой партитуры, обратить внимание на умение перестроится на смену темпов в разделах, характеризующих образ произведения. Звукоизвлечение должно соответствовать замыслу и трактовке произведения. Важно, чтобы студентка представляла реальное звучание хора, и, исходя из этого, извлекала звук.
3.2. Беседа со студенткой об особенностях казахских народных песен. Обратить внимание на жанровые особенности в произведении.
3. Работа над произведением казахской народной песни «Бұрылтай».
3.1 В процессе обучения дирижерскому мастерству в классе хорового дирижирования происходит момент, когда студент выходит перед хором для управления исполнением. Для будущего хормейстера это большая ответственность, так как он должен демонстрировать не только техническое владение телом, но и выступить как исполнитель, осознающий свои представления о звучании данного произведения, свои мысли, готовый в любой момент отреагировать на происходящее. Конечно, «взращивание» такого исполнителя требует длительного времени и разностороннего подхода для развития его личности. Дирижер должен быть образованным как в хоровой музыке, так и в музыкальном искусстве в целом. Ему надо любить и ценить то дело, которое он выбрал для себя.
3.2. С самого начала обучения студента нужно направить к мысли, к пониманию того, что только при большом труде он может добиться определенных результатов. Необходимо развивать в нем такие черты, как любознательность, пытливость, неудовлетворенность уровнем своих знаний.
Готовя произведение для выхода и работы с коллективом, студент проходит огромный путь к становлению материала. Проникновение в художественный образ должно родиться из собственного понимания музыки и текста (конечно под руководством и контролем педагога). Только то произведение может считаться готовым для работы с хором, которое прочно усвоено, безукоризненно выучено наизусть, проанализировано, «вжито» и проработано.
Студентка, разучивая это произведение, прослушала его в исполнении профессионального хора, принимая во внимание все его тонкости: звуковедение, хоровые приёмы, выразительность слов, изобразительность.
3.3. Важная сторона в исполнительстве – воображение. Воображение помогает обучающемуся ясно нарисовать картину произведения. На основе словесного текста и музыки, исполнитель воссоздаёт в яркой форме образы, переживания и чувства, представляет описываемые события в своей фантазии. Для студента необходимо яркое внутреннее видение того, что он хочет добиться от хора. Оно поможет ему определить те методы и формы работы, необходимые для результата.
3.4. Важно то, что надо выявлять индивидуальность, развивать яркость и самобытность натуры молодого будущего дирижера. От урока к уроку полученные новые штрихи и эмоциональные состояния фиксируются в сознании и памяти студента, и его самостоятельные выходы к хору будут обогащаться все большей уверенностью в своих силах и умениях, что, в свою очередь, будет отражаться на интерпретации произведения.
Хочется обратить внимание на важность психологической подготовки обучающегося к работе с коллективом. Педагог должен проводить большую воспитательную работу по развитию воли, внимания, вкуса, слышания, самоконтроля, к владению аудиторией.
4. Подводя итоги проведённого урока, необходимо проанализировать все
технические моменты, которыми пользовался обучающийся, дать оценку полученным навыкам.
5. Найти в Интернете исполнителей этого произведения, прослушать их интерпретации, обратить внимание на звуковедение, на трактовку, исполнение. Выделить те моменты, которые можно позаимствовать для исполнения в своем коллективе.