“Работа педагога с учеником в современных условиях развивающейся системы дополнительного образования.”


Куликовская Галина Николаевна

преподаватель высшей категории по классу фортепиано Школа искусств №3 г.Караганда

Куликовская Галина Николаевна

Преподаватель высшей категории по классу фортепиано

Школа Искусств №3, г. Караганда

Работа педагога с учеником в современных условиях  развивающейся системы дополнительного образования.

«Что бы обучить другого, требуется больше ума,

чем чтобы научится самому»

М.Монтень

          Каждому начинающему музыканту хотелось,  чтобы удача улыбнулась ему.

Конечно, необходимо природное музыкальное дарование-без него никакие благоприятные обстоятельства не делают погоды.  Хорошо бы начать раньше, лет в пять, когда ум открыт, и восприимчивость ученика превосходит все мыслящие пределы. Было бы замечательно, если бы родители начинающего музыканта понимали и поддерживали его при этом не перегибая палку и не превращая дом ученика «в музыкальную казарму». Очень важно и желательно сразу же и навсегда обзавестись великолепным педагогом, который стал бы ученику вторым отцом или второй матерью. Очень хорошо, если ученик сможет демонстрировать свои достижения публике. Эти пожелания равно подходят и тем, кто в последствии захочет стать  музыкантом, и тем, кто будет музыкантом любителем.

          Чрезвычайная вера в себя, присущая всем гениям, побуждает их как к невероятному трудолюбию, так и к невероятной лени. В музыкальном сообществе господствует время на решающую роль первого педагога. Если юному музыканту с самого начала не повезло, и невезение продлилось ещё несколько лет, то многие педагоги готовы вычеркнуть это ученика из списка потенциальных звёзд.

          Педагог играет очень важную роль в обучении каждого ученика.Сколько людей с удовольствием музицируют, и наслаждаются музыкой всю жизнь лишь благодаря педагогическому таланту своего наставника; и сколько людей  лишены этого удовольствия лишь потому, что педагог оказался недостаточно чутким, недостаточно квалифицированным и недостаточно заинтересованным.

          Очень важно – любить ученика, понимать трудности, которые он переживает, не давать отчаиваться и поддерживать веру в конечный результат. Было бы прекрасно сделать каждое упражнение осмысленным и интересным, педагог должен быть психологом, потому что заучивание правильного положения руки на клавиатуре, поиск оптимальных движений кисти и пальцев, приспособления приёмов игры  на инструменте и руке ученика требует аккуратности и терпения, которые есть не у всякого взрослого, не говоря уже о ребёнке.

            Выдающийся пианист и педагог Альфред Корто писал: «Не забывать, что музыкальное упражнение, его сложные правила, трудность первых контактов с инструментом, лишённых музыкального удовольствия, могут казаться начинающим совершенно бесполезным, если не заботиться о напоминании далёких результатов и не оживлять хорошим настроением, привлекательными примерами либо сравнениями, доступными юным умам, абстрактное упражнение, каковым является изучение начал музыки…»

          Однако, сколько педагог не старается, ученику всегда хочется побегать во дворе или посидеть за компьютером, и даже минимум учений, которые от него требуются , он не всегда склонен вложить в свои музыкальные занятия. Здесь педагогу потребуется талант психолога: придётся распознать, оттого ли ученик лениться что на него возложены непосильные задачи, и его способности явно отстают от нужного уровня, или это обычное детское желание безграничной свободы, которой с годами у него становятся все больше. Желание личной свободы у мальчиков больше чем у девочек. Слово «Надо» – для девочек звучит достаточно убедительно, если его произносят учителя или родители. Мальчик, наоборот, принуждение и насилие любого рода переносит весьма болезненно. Заставить мальчика учится музыке многократно труднее; и если ему не интересно и трудно учиться, скорее бросит занятие, которое его тяготит, нежели девочка.Такт и мудрость служат единственным ограничителем действий педагога и родителей ученика.

            Когда ученик сталкивается с первыми трудностями, педагогу приходится мобилизовать  все своё мастерство, все своё воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, между музыкой и его любимыми сказками, песнями, фильмами, что бы не засушить свой предмет, не превратить в череду нудных упражнений, где нужно ловко перебирать пальцами с непонятной ребёнку целью.

          Очень важно двигаться медленно, не спеша, и при этом следить, что бы ученику не было слишком трудно, или слишком скучно. Альфред Корто писал: «Поощрять, а не разочаровывать. Никогда не позволять играть скверную музыку. В большей мере прививать  любовь к музыке, нежели фортепиано».

          – Строгость – самый чувствительный элемент педагогики. Не умея найти ключ к душе ученика, не умея заинтересовать его музыкальными занятиями в соответствии с его способностями, многие педагоги превращаются в музыкальных «церберов», и как не плачевно, ученики начинают воспринимать таких педагогов-как норму.

 – Авторитарный метод преподавания – знак педагогического бессилия, неумение воздействовать на ученика более «демократическими» методами, а главное , – неумение привить ему такую любовь к музыке, которая сделала бы желания педагога, его собственными, стимулируя стремления ученика достичь совершенства. Учитывая индивидуальность каждого педагога, его собственный стиль общения с учениками и его собственную методику, нельзя не заметить, что в музыкальных школах сложилась система, где успех любой ценой, виртуозность, высокий уровень трудности произведений достигается за счёт многочасовых изнуряющих ребёнка занятий. Здесь задача педагога состоит не только в том, чтобы понимать и поддерживать ученика, сколько в том, что бы уметь оказать психологическое давление и заставить выполнить непосильные для ребёнка требования. Первыми союзниками в этом становятся родители, которые верят, что именно их ребёнок станет великим пианистом.

          В этом и есть свои критерии успеха – участие в конкурсах, фестивалях, выступления на концертах различного уровня. Профессиональный престиж педагога зависит от числа лауреатов конкурсов, от количества учащихся, поступающих в музыкальные и  педагогические колледжи. Педагог гордиться такими успехами. Но очень важными критериями мастерства педагога является процент оставшихся в его классе учеников по отношению к числу поступивших. Увлечь музыкой, удержать и развить интерес ребёнка, побудить его отдать музыке предпочтение перед иностранными языками, спортом, танцами, увлечением компьютером, рисованием и прочими увлечениями. Педагог может увлечь ученика так, что музыка будет занимать почётное место в его жизни. В музыкальном сообществе давно известно, что прекрасный музыкант и прекрасный педагог – это не всегда одно и тоже лицо. Есть одарённые музыканты и одновременно одарённые педагоги.

            У педагога и  музыканта –  разные психологические установки, их влекут разные цели.

Для учеников педагог – большой друг и наставник, с которым можно поделиться своими творческими проблемами, который вдохновит и поддержит во всем. С таким педагогом ученики творят чудеса, потому что именно он пробуждает в учениках искренний интерес к музыке, желанием учиться.

          Музыка, как и всякое искусство – это проявление духовных сил человека. Само стремление и духовная зрелость приходят не в детстве, и процесс раскрытия музыкального таланта лишь подтверждает эту истину. Истинные педагоги – прививают ученику любовь и понимание музыки, облегчают вхождение в музыкальный мир, поддерживают его. И тогда занятия музыкой будут приносить удовлетворение. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию логического мышления и способностью к  овладению языков. Огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами – любят музыку и музицируют. Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе – позволит каждому человеку максимально раскрыть все свои способности.

Используемая литература

  1. Шнабель, А. (1967) Моя жизнь и музыка. Исполнительское искусство зарубежных стран вып.3 стр. 140
  2. Корто, А. (1965г) О фортепианном искусстве .М стр 83, стр 87
  3. Баренбойм, Л  (1957г.) Рубинштейн, А. Музыка стр 29
  4. Теплов Б.(1985) Психология музыкальных способностей стр 42-48
  5. Кирнарская Д.К. (2004г) Музыкальные способности