Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
Ларгизова Алёна Владимировна
воспитатель КГКП «Ясли-сад№116» г.Павлодар
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в детском саду»
Цель: Познакомить педагогов с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности.
Ход мастер-класса:
-«Здоровье – всему голова», – гласит народная мудрость.
Быть здоровым – это естественное стремление человека.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты.
Такого человека мы педагоги и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер- класса рассказать о своей педагогической «лаборатории оздоровления» и представить Вашему вниманию некоторые формы работы, которые помогают мне реализовать задачи по оздоровлению дошкольников.
Прошу выйти. Снять обувь и встать в круг.
«Цапля».
Объявляю конкурс на лучшую цаплю. По сигналу должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги, как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше.
Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
«Мешочек с запахами»
Мешочек с предметами (чеснок, мандарин, мята, мыло, пакетик чаю, лук( все положить в киндеры, ) по количеству игроков. Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза, нюхает предмет, который достал из мешочка педагог и пытается отгадать его.
Игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох (лечебный метод дыхания А.Н. Стрельниковой). А также вдыхание запаха фитонцидов.
Затем участники представляют результаты деятельности в группах – показывают игры на дыхание с помощью подручного материала.
После этого ведущий предлагает свои варианты игр:
«Дворник»
На столе лежит много комочков ваты или бумаги. В игре могут принять сразу несколько человек. На выдохе нужно очистить «двор» от мусора, поочередно убирая комок за комком.
Упражнение: Отрабатывается качество выдоха, каждый выдыхает в силу своих возможностей, не усердствуя.
Выдувать мыльные пузыри (самый большой, маленький, много).
«По дорожке»
Дуя в коктейльную соломинку по дорожке комочек ваты прокатить.
Комментарии: Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов,
очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в
целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается,
что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая
подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние
нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.
Работа по карточкам:
Выбирайте из чудесного мешочка бочонок с цифрой. Каждая цифра соответствует карточке с заданиями.
Карточка №1.
Выполнить самомассаж мячом-ежиком.
Ёжик-чудачок:
Хитрый ежик-чудачок
Сшил забавный пиджачок: (ребенок катает мячик–ежик ладонями)
Сто иголок на груди,
Сто булавок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки (ребенок катает мячик-ежик стопой)
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет. (ребенок сжимает мячик–ежик ладонями)
И с подарочком богатым
Возвращается
к ребятам.
Комментарии: самомассаж влияет на нервную систему, помогает ребенку снять общую
усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Карточка №2.
Пройти по массажным дорожкам.
Комментарии: Рекомендуется
детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы;
ходьба по массажным коврикам воздействует на биологически активные точки (Стопа
– второе сердце человека, отвечающее за жизнь всего организма. Это объясняется
тем, что на своде стопы расположены рефлекторные точки многих органов и
проходят многие важные каналы. Всего здесь расположено более 60 активных зон,
отвечающих за разные органы и их правильное функционирование.
Из истории:
Еще тысячи лет тому назад люди заметили: тот, кто много ходит, хорошо себя
чувствует, а долгожители – обычно подвижные люди. Нормальная механическая
нагрузка на подошвы активизирует работу всего тела: стоит только человеку
спустить ноги с кровати и встать, как с подошв во все уголки тела поступают
сигналы активации, а стоит только сесть или лечь, как сигналы прекращаются.
Сегодня врачи выявили, что на наших подошвах расположено больше 70 тыс. нервных
окончаний. Они связывают отдельные участки поверхности подошв с органами,
участками тела и даже с определенными системами организма.
Для профилактики плоскостопия применяются: гимнастика для стоп, массаж стоп, голени, игры для профилактики плоскостопия.
Карточка№3.
Массаж глаз «Ириски от киски» (по китайской медицине)
В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук
Всем дает она ириски:
Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести паль-
Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от
внутреннего края глаза к внешнему.
Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками
Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево
Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши
Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о
друга.
Применяется гимнастика для глаз.
Карточка №4.
Подвижная игра «Иммунитет».
Выбираются водящие: «Вирус» (1 чел.) и «Иммунитет» (2-3 чел.)- чеснок, лимон и лук.
По сигналу «Вирус» старается догнать и «заразить». Т.е. кого «Вирус» «заражает», останавливаются и поднимают руки вверх. «Вылечить» «зараженных» может «Иммунитет».
Комментарии: развитие двигательной активности, дает знания о средствах укрепления здоровья.
Карточка №5.
Упражнение для развития мелкой моторики.
«Пальчиковый футбол»
Комментарии: Развивает мелкую моторику рук, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Применяется пальчиковая гимнастика
Карточка №6.
«Снеговик»
Раз и два, раз и два – Имитируют лепку снежков
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком. Поочерёдно проводят ладонями по
кувырком, кувырком. шее справа и слева.
Мы его слепили ловко. Проводят пальцами по щекам сверху вниз.
Вместо носа есть морковка, Растирают указательными
пальцами крылья носа.
Вместо глазок – угольки, Прикладывают ладони ко лбу
«козырьком» и энергично растирают лоб.
Ручки – веточки нашли. Трут ладонями друг о друга.
А на голову – ведро. Раздвигают указательный и средний
пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.
Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.
Комментарии:
профилактика простудных заболеваний, развитие мелкой моторики.
Карточка№7.
Игра «Море, берег, парус»
3-5человек. Построится в шеренгу, принять правильную осанку с мешочком на голове. По сигналу «Море»-шаг назад, «Берег»-шаг вперед, «Парус»-поднять руки вверх.
Правило: если ошибся или уронил мешочек подходит к стене: стоя спиной к стене(пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед)
Комментарии: формирование навыка правильной осанки.
Карточка№8. Гимнастика после сна
За дровами мы идем.
За дровами мы идем
И пилу с собой несем.
(Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку растопить,
Много надо напилить.
(Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
(Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберем
И в сарайчик отнесем.
(Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо поиграть всегда.
(Медленная ходьба.)
Рефлексия “Собери букет”
Мы ознакомились с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые я
применяю в своей работе. А теперь прошу Вас заполнить «лепестки» цветов
здоровьесберегающими технологиями. Берите каждый по лепестку, напишите
технологию и возможность применения ее в своей работе. Например, гимнастика для
глаз – использую во время динамической паузы на занятии.
Спасибо за внимание.