Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»


Ларгизова Алёна Владимировна

воспитатель КГКП «Ясли-сад№116» г.Павлодар

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в детском саду»

Цель: Познакомить педагогов с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности.

Ход мастер-класса:

-«Здоровье – всему голова», – гласит народная мудрость.

Быть здоровым – это естественное стремление человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты.

Такого человека мы педагоги и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

 Уважаемые коллеги,  я хочу в рамках данного мастер- класса рассказать о своей педагогической  «лаборатории оздоровления» и представить Вашему вниманию некоторые формы работы, которые помогают мне реализовать задачи по оздоровлению дошкольников.

Прошу выйти. Снять обувь и встать в круг.

«Цапля».

Объявляю конкурс на лучшую цаплю. По сигналу должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги,  как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше.

Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

 «Мешочек с запахами»

Мешочек с предметами (чеснок, мандарин, мята, мыло, пакетик чаю, лук( все положить в киндеры, ) по количеству игроков. Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза, нюхает предмет, который достал из мешочка педагог и пытается отгадать его.

     Игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох (лечебный метод дыхания А.Н. Стрельниковой). А также вдыхание запаха фитонцидов.

  Затем участники представляют результаты деятельности в группах – показывают игры на дыхание с помощью подручного материала.

После этого ведущий предлагает свои варианты игр:

«Дворник»

На столе лежит много комочков ваты или бумаги. В игре могут принять сразу несколько человек. На выдохе нужно очистить «двор» от мусора, поочередно убирая комок за комком.

Упражнение: Отрабатывается качество выдоха, каждый выдыхает в силу своих возможностей, не усердствуя.

Выдувать мыльные пузыри (самый большой, маленький, много). 

«По дорожке»

Дуя в коктейльную соломинку по дорожке комочек ваты прокатить.
Комментарии: Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.

Работа по карточкам:

Выбирайте из чудесного мешочка бочонок с цифрой. Каждая цифра соответствует карточке с заданиями. 


Карточка №1.
Выполнить самомассаж мячом-ежиком.

Ёжик-чудачок:

 Хитрый ежик-чудачок

 Сшил забавный пиджачок:   (ребенок катает мячик–ежик ладонями)

 Сто иголок на груди,                 

 Сто булавок позади.                

 Ходит еж в лесу по травке,

 Натыкает на булавки                    (ребенок катает мячик-ежик стопой)

 Грушу, сливу  – всякий плод,

 Что под деревом найдет.          (ребенок сжимает мячик–ежик ладонями)

 И с подарочком богатым        

 Возвращается к ребятам.      
Комментарии: самомассаж влияет на нервную систему, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. 

Карточка №2.

Пройти по массажным дорожкам. 
Комментарии: Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы; ходьба по массажным коврикам воздействует на биологически активные точки (Стопа – второе сердце человека, отвечающее за жизнь всего организма. Это объясняется тем, что на своде стопы расположены рефлекторные точки многих органов и проходят многие важные каналы. Всего здесь расположено более 60 активных зон, отвечающих за разные органы и их правильное функционирование. 
Из истории:
Еще тысячи лет тому назад люди заметили: тот, кто много ходит, хорошо себя чувствует, а долгожители – обычно подвижные люди. Нормальная механическая нагрузка на подошвы активизирует работу всего тела: стоит только человеку спустить ноги с кровати и встать, как с подошв во все уголки тела поступают сигналы активации, а стоит только сесть или лечь, как сигналы прекращаются. Сегодня врачи выявили, что на наших подошвах расположено больше 70 тыс. нервных окончаний. Они связывают отдельные участки поверхности подошв с органами, участками тела и даже с определенными системами организма.

Для профилактики плоскостопия применяются: гимнастика для стоп, массаж стоп, голени, игры для профилактики плоскостопия.

Карточка№3.

Массаж глаз «Ириски от киски» (по китайской медицине)

В гости к нам явилась киска.                             Потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,                                        Прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху.                                         цами, не надавливая сильно на кожу, от

                                                                                  внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!                                 Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам.                                     глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки,                                   Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке.                                 Постучать подушечками пальцев друг о

друга.

Применяется гимнастика для глаз.


Карточка №4.

Подвижная игра «Иммунитет».

Выбираются водящие: «Вирус» (1 чел.) и «Иммунитет» (2-3 чел.)- чеснок, лимон и лук.

 По сигналу «Вирус» старается догнать и «заразить». Т.е. кого «Вирус» «заражает», останавливаются и поднимают руки вверх. «Вылечить» «зараженных» может «Иммунитет».

Комментарии: развитие двигательной активности, дает знания о средствах укрепления здоровья.

Карточка №5.

Упражнение для развития мелкой моторики.

«Пальчиковый футбол»

Комментарии: Развивает мелкую моторику рук, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. 

Применяется пальчиковая гимнастика


Карточка №6.

«Снеговик»

Раз и два, раз и два –                  Имитируют лепку снежков

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком.   Поочерёдно проводят ладонями по  

кувырком, кувырком.              шее справа и слева.

Мы его слепили ловко.            Проводят пальцами по щекам сверху вниз.

Вместо носа есть морковка,      Растирают указательными

                                              пальцами крылья носа.

Вместо глазок – угольки,   Прикладывают ладони ко лбу

                                            «козырьком» и энергично растирают лоб.

Ручки – веточки нашли.     Трут ладонями друг о друга.

А на голову – ведро.            Раздвигают указательный и средний

           пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.

Посмотрите, вот оно!          Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

Комментарии: профилактика простудных заболеваний, развитие мелкой моторики.

Карточка№7.

Игра «Море, берег, парус»

3-5человек.  Построится в шеренгу, принять правильную осанку с мешочком на голове. По сигналу «Море»-шаг назад, «Берег»-шаг вперед, «Парус»-поднять руки вверх.

Правило: если ошибся или уронил мешочек подходит к стене: стоя спиной к стене(пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед)

Комментарии: формирование навыка правильной осанки.

Карточка№8. Гимнастика после сна

За дровами мы идем.

За дровами мы идем

И пилу с собой несем.

(Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку растопить,

Много надо напилить.

(Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

(Дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберем

И в сарайчик отнесем.

(Наклоны.)

После тяжкого труда

Надо поиграть всегда.

(Медленная ходьба.)

Рефлексия  “Собери букет” 
Мы ознакомились с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые я применяю в своей работе. А теперь прошу Вас заполнить  «лепестки» цветов здоровьесберегающими технологиями. Берите каждый по лепестку, напишите технологию и возможность применения ее в своей работе. Например, гимнастика для глаз – использую во время динамической паузы на занятии. 

Спасибо за внимание.