Программа «Скорочтение и развитие интеллекта»

Жусупова Айгуль Тулегеновна
Педагог дополнительного образования
КГКП «Актогайская детская школа искусств»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Скорочтение и развитие интелекта» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 7-9 лет. Она составлена  на основе апробированных для дошкольного и младшего школьного возраста программ по направлениям: развитие памяти, внимания, мелкой моторики, словарного запаса, восприятия, логики, развития навыков, быстрого и эффективного чтения и адаптирована для всестороннего развития детей. При составлении программы использованы авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина, Н.А.Зайцева, Р.Г.Абзалимовой.

   Данная программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Закон Республики Казахстан Об образовании № 319-III от 27.07.2007 года
  • Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 февраля 2019 года № 81 «Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан»
  • Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228 «Об утверждении Типовых правил деятельности видов организации дополнительного образования детей»
  • Приказ МОН РК №340 от 14.082020 «Об определении начала учебного года в организациях образования»
  • Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 «Об утверждении Санитарных правил “Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования».
  • Устав КГКП «Актогайская детская школа искусств»

Актуальность данной программы диктуется интенсивными требованиями развития образовательного процесса в системе образования, с одной стороны, и сформировавшейся потребностью раннего развития у современных детей, с другой стороны. В эпоху  бурного развития информационного общества появилась  необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение.У  обучающихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослияний. Все это в большинстве случаев затрудняет понимание прочитанного. А также данная программа может применяться как при традиционном, так и при дистанционном обучении. Используя платформы  Zoom или Skype (скачать можно здесь https://zoom-com.ru/ и https://www.skype.com/ru/get-skype/download-skype-for-desktop/

Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь, развивают навыки быстрого и эффективного чтения, внимания, памяти, необходимые для успешного обучения в общеобразовательной школе.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: обучение детей младшего школьного возраста быстрому и эффективному чтению. Комплексное развитие интеллекта, в том числе всех блоков памяти, логического мышления, воображения.

Задачи программы:

  1. Увеличение скорости чтения вслух с полным пониманием прочитанного текста.
  2. Значительное повышение скорости чтения про себя.
  3. Обеспечение условий для комплексного развития интеллекта.
  4. Развитие слуховой памяти.
  5. Развитие зрительной памяти.
  6. Развитие тактильной памяти
  7. Развитие мелкой моторики.
  8. Развитие логического мышления.
  9. Работа над улучшением концентрации внимания, переключения внимания.
  10. Усвоение и отрабатывание техник запоминания и методов работы с текстами.
  11. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка.
  12. Научить приемам быстрого чтения в темпе динамической разговорной речи (120-140 слов в минуту)
  13. Развитие угла зрения ( умение зрительно охватывать как можно больше слов в тексте).
  14. Разрабатывание артикуляционного аппарата.
  15. Развитие межполушарного взаимодействия.
  16. Увеличение словарного запаса.
  17. Воспитание интереса к чтению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке

текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и

слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя

до 100 слов и 100 рисунков. Для расширения поля зрения используются таблицы Шульте, скороговорки способствуют развитию речевого аппарата и

т.д.

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на детей от 7 до 9 лет, знающих буквы, читающих по слогам. Занятия можно проводить, как индивидуально, так и в группе. Дети объединяются в группы по 6-8 человек с разделением по возрасту. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Процесс обучения выстраивается по заранее намеченному календарному плану.

Структура занятия

Каждое занятие включает в себя упражнения разной напрвленности:

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Упражнение на развитие артикуляции и дикции (чтение на выдохе, скороговорки, чистоговорки,
  3. Упражнения на развитие свойств внимания: объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации(Переплетенные линии Рея/Лабиринты, Струп-тест, «Большие и малые числа», «Разноцветные числа», корректурные пробы)
  4. Упражнения на расширение поля зрения( Таблица Шульте, клиновидные таблицы)
  5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий (Рисование обеими руками, «Алфавит», устный счет)
  6. Упражнения на развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной памяти)
  7. Чтение с указкой
  8. Работа со слоговыми таблицами
  9. Работа с текстом на время

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  1. Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
  2. Мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
  3. Эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
  4. Первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
  5. Стремления к успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

  • управлять своим вниманием;
  • максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
  • умение работать в парах и группах;
  • использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

 Познавательные УУД:

  • выделять в тексте самое важное и необходимое;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • обоснованно делать выводы, доказывать

Коммуникативные УУД:

  • выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
  • развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи

Предметные результаты

Ученик научится…

  1. Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное.
  2. Владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста.
  3. Владеть техникой скорочтения.

Ученик получит возможность научиться…

  1. Увеличить скорость чтения в 2 и более раз.
  2. Увеличить скорость и качество запоминание текстов.
  3. Легко запоминать стихи за 10-15 минут.
  4. Мыслить быстрее.

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.