СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Педагогическая статья


Нурмухамедова Гульназ Оразовна

учитель английского языка Общеобразовательная средняя школа –гимназия № 11 г. Актобе

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Нурмухамедова Гульназ Оразовна

учитель английского языка ОСШГ № 11 г. Актобе

g.nur2011@mail.ru

Аннотация

Современный мир невозможно представить без знания английского языка, ведь он является языком международного общения, известен и широко распространен во всем мире. На данный момент существует великое множество методик изучения иностранного языка в школах. И с каждым днем их становится все больше. Мы имеем огромный и широкий выбор учебных пособий, специальных курсов и даже мобильных приложений. Выбор зависит лишь от вкусов и возможностей учащегося. Однако необходимо запомнить, что предпочтение той или иной методики обучения иностранному языку – это сугубо индивидуальная вещь. Все мы абсолютно разные: у кого-то более развита зрительная память, а у кого-то акустическая. Если рассматривать данный факт в более широком смысле, то у каждого по-разному развиты полушария коры головного мозга. Левое отвечает за логическое мышление, а правое ответственное за творческое восприятие. Именно поэтому для кого-то та или иная методика может быть очень трудной для восприятия. Твердо решив изучать английский язык, обучающийся непременно столкнется с выбором эффективной методики.

Ключевые слова:  современные методы, процесс обучения, многогранный процесс, уровень владения языком, язык, речь.

Ежедневно мы читаем газеты, новости в интернете, смотрим фильмы, пытаясь отвлечься от насыщенного, а иногда и весьма сложного трудового дня. Так почему же не совместить приятное с полезным? Ведь одним из самых распространённых методов изучения иностранного языка – это просмотр фильмов и чтение печатных изданий на этом самом языке. Данный метод помогает улучшить знание грамматики и письменной речи, а также расширить словарный запас. Но самое главное он способствует развитию устной формы общения на иностранном языке. Кроме того, использования газет и журналов в обучении делает образовательный процесс весьма увлекательным занятием, вдохновляющим обучающихся к совершенствованию своих знания иностранного языка, в данном случае английского. Коммуникативный метод в настоящее время широко распространен и направлен на развитие способности воспринимать иноязычную живую речь, что позволяет ученику в довольно сжатый период времен преодолеть языковой барьер. Посещая курсы иностранного языка, английского языка, обучающиеся погружаются в иноязычную атмосферу. По окончании курса слушатели могут достаточно свободно общаться на разнообразные темы в англоязычной среде. Игровой метод или метод погружения: согласно ему, английский или какой-либо другой иностранный язык можно изучить в непринужденной игровой обстановке. Он широко используется в учреждениях дошкольного образования, средних и высших учебных заведениях. Благодаря внедрению игрового метода в образовательный процесс, обучающиеся чувствуют себя достаточно расслаблено и комфортно, полностью открыты к общению и их речь постепенно становится похожа на оригинальную англоязычную речь, например. Еще один эффективный метод – это грамматико-переводной. Он определяет знание английского языка как владение грамматикой и словарем и заключается в подготовке преподавателем английских текстов с использованием определенных грамматических схем, которые обучающийся должен перевести сначала с английского на русский, а потом, наоборот, с английского на русский. Главное достоинство этого метода заключаются в том, что легко усваивается грамматика. Недостатком же является возможность появления языкового барьера у учащегося.

Обучение английскому языку – это сложный, многогранный процесс, который требует регулярной и творческой деятельности. Он рассматривается специалистами как один из основных направлений внедрения иностранного языка в общественную среду, направленное на повышение уровня владения, которое осуществляется с учетом состояния его владения и развития.

Современному преподавателю важно знать новейшие методы преподавания английского языка, специальные учебные техники и приемы, чтобы оптимально подобрать тот или иной метод преподавания в соответствии с уровнем знаний, потребностей и интересов учащихся.

Современная коммуникативная методика предлагает широкое внедрение в учебный процесс активных нестандартных методов и форм работы для лучшего сознательного усвоения материала. На практике достаточно эффективными оказались такие формы работы: индивидуальная, парная, групповая и работа в команде. Поэтому все упражнения и задачи должны быть коммуникативно-оправданными дефицитом информации, выбором и реакцией. Для их выполнения учащимся потребуется дополнительная информация, они будут прилагать определенные усилия для ее усвоения и таким образом смогут лучше и эффективнее организовать свою деятельность.

Наиболее эффективны такие формы парной и групповой работы:  внутренние (внешние) круги,  мозговой штурм (brain storm), чтение зигзагом (jigsaw reading),  обмен мнениями (think-pair-share),  парные интервью (pair-interviews) и другие.

Одним из методов, который обеспечивает обучение английскому языку, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут подразделяться на моно проекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Работа над проектом – это многоуровневый подход к изучению английского языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.

Рассмотрим далее примеры проведения наиболее интересных учащимся интерактивных игр.

Ниже предложены игры, предусматривающие овладение словарным запасом по изученной теме и общеупотребительными словами.

Grabaminute – игра, в которой учащемуся предоставляется 1 минута, для представления термина, написанного на интерактивной карте. Необходимо предоставить больше информации о данном предмете / термине, его значение, использование и тому подобное. Одерживает победу, тот, кто предоставил наиболее полную и связную информацию об указанном в карточке предмете или термине.

Проверка знаний: словарный запас с определенной темы в сочетании с грамматикой. Хороший способ для закрепления пройденного материала.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, критического мышления.

Chainstory – игра на логику, проявление фантазии и индивидуальности. Суть игры заключается в продолжении истории предыдущего студента.

Проверка знаний: словарный запас с определенной темы и общего словарного запаса в сочетании с грамматикой.

Особенности игры: улучшаются навыки быстрого реагирования, логического мышления, повышается внимание, не меньшую роль отдают фокусировке на сюжете истории, помогает развивать память.

Выше указанные игры могут проводиться во второй части занятия, для повышения активности студентов и улучшения восприятия информации.

Они не требуют значительной подготовки и зависят от теоретического уровня познания студентов.

Относительно дискуссионных групповых форм, которые будут приведены ниже, кроме теоретической основы, должна присутствовать аргументированность ответов.

Приведенные ниже актуальные дискуссионные формы заставляют учащимся анализировать мысли, прежде чем их озвучивать, ведь обязательным элементом является не только речь, но и объяснение хода собственных мыслей.

1. «Roundtable» (Коллективная игра на решение общей проблемы).

2. Scientific debate (Учебный спор-диалог, в котором учащиеся – представители разных направлений, отстаивают свое мнение, противоположное другим).

3. Competition in small groups (Мотивационная игра, которая побуждает учащихся к активности).

4. «Brainstorm» (Игра, развивающая критическое мышление).

5. Situation (Игра, развивающая умение быстро реагировать и фантазировать).

6. Judicial sitting (Игра с распределением ролей и поиском конструктивных ответов).

7. Training (форма обучения с применением различных форм работы с небольшой группой для совершенствования навыков в процессе моделирования ситуаций, приближенных к реальности).

Примером может быть игра «Что? Где?  Когда? », «What? Where? When? ». Аудитория делится на две команды, которые по очереди садятся за стол.

Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Каждая команда получает конверт с вопросом. Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество баллов.

«Мозговой штурм» (Brainstorm). Это метод организации совместной групповой и творческой работы в аудитории с целью повысить умственную активность участников и найти плодотворные идеи, конструктивные решения, решения сложных проблем или нестандартных ситуаций. Его целесообразно применять в самом начале решения проблемы или если этот процесс зашел в тупик. Целью этой игры является обеспечение генерации идей для неординарного решения определенной проблемы. Пересмотрим список необходимых элементов проведения «Мозгового штурма».

1. Необходимо выразить как можно больше идей и зафиксировать их.

2. Записываются все высказанные идеи, даже на первый взгляд, бессмысленные.

3. Отсутствие какой-либо критики.

4. Все участники имеют одинаковые права высказать свое мнение.

К интересным внеклассным интерактивным занятиям можно отнести экскурсии на английском языке и съемка видео репортажа. Важным этапом проведения данного мероприятия является подготовка: распределение ролей между учащимися, утверждение путевого листа, самостоятельный поиск ими информации и утверждение ее учителем, который выступает в роли эксперта.    Главной проблемой привлечения интерактивных игр является то, что ученик часто не имеет собственного мнения, а если и имеет, то боится высказывать его открыто, на весь класс. Постоянное проведение интерактивных занятий способствует значительному улучшению коммуникационных навыков, в результате чего исчезают внутренние ограничения ученика. В процессе общения ученики учатся: общаться с разными людьми, выражать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, участвовать в дискуссиях.

 В заключение стоит отметить, что какой бы из методов обучения не был выбран в качестве основного или единственного, необходима систематичность в изучении материала и высокий уровень мотивации обучающегося.

Литература:

1. Адамко М.А. Английский язык для филологов: практикум / М. А. Адамко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016.
2. Зиньковская А.В. Теория и методика обучения английскому языку: учебное пособие / А. В. Зиньковская, А. М. Прима, Н. Б. Шершнева. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. – 137 с.
3. Курбанов А. А. Методика обучения английскому языку за 55 уроков / А. А. Курбанов. – Грозный: Магарин О. Г., 2017. – 681 с.
4. Методика обучения и воспитания: английский язык: сборник рабочих программ / [сост. Е. В. Калугина]. – Челябинск: Южно-Уральский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2016. – 313 с.
5. Никитина Г.А. Теория и методика обучения английскому языку: пособие для подготовки к лекциям и практическим / Г. А. Никитина. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – 169 с.