Организация коррекционно-развивающей среды для занятий в сенсорной комнате

Губайдуллина Алёна Михайловна

педагог дополнительного образования Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями

Организация коррекционно-развивающей среды для занятий в сенсорной комнате

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Задача сенсорной среды в детской комнате — максимально скорректировать дефицит эмоционального развития ребенка. Более того, с помощью элементов сенсорики возможно организовывать познавательную деятельность ребенка, превращая детскую комнату в волшебный дворец, а учебные материалы в школу волшебства.

В комнате психо-эмоциональной коррекции с помощью различных элементов создаётся обстановка комфорта и безопасности. Сочетание специально подобранной цветовой гаммы, мягкого света, удобных кресел, тихой нежной музыки и специальных световых эффектов создают ощущение покоя и умиротворённости. Всё это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Это «комната-доктор», используемая как дополнительный инструмент терапии, повышающая эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Слово сенсорный происходит от латинского «SENSTUS» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Стресс, который получает ребенок дома, в школе или на занятии в кружке портит целостность его восприятия внешнего мира. С другой стороны, дефицит чувственного познания, ласк и внимания со стороны взрослых накладывает свой отпечаток на эмоциональную сферу развития ребенка.

Дети  любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната.

Это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, включить – выключить, отомкнуть – замкнуть. Ведь ни для кого не секрет, что детей всегда привлекают замочки, крышки, пробочки, шнуровки, включатели, а также все яркие и красочные предметы. И особенно здорово, если детям позволяют заниматься разными интересными делами.

Я стараюсь наполнить сенсорную комнату различного рода предметами, которые способствуют развитию психических процессов (развитию памяти, внимания, мышления, восприятия), воздействуют на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей воспитанников.

Перед посещением сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания.

 Занятия проводятся подгруппами 4-6 человек  или индивидуально. Продолжительность занятий  в сенсорной комнате 30-50 минут. 

Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания. Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме под тихие звуки успокаивающей музыки.

Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться. Разноцветным атласным дождём струятся, шелковые ленты с потолка спускаются вниз, словно струи воды, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения. Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Сухой бассейн, тактильно-разивающие панели «Лабиринт», «Замочки», «Радуга», мягкие пуфики, релаксационный матрас , строительные модули мягкие и твердые, сухой дождь, настольные игры — чего только нет в сенсорной комнате.

Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т.к. зрительно-моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Для развития мелкой моторики кисти рук есть настенные развивающие игры — тактильно-разивающие панели, где дети учатся пользоваться замками, прививают навык к письму- панель «Лабиринт», закрепляют знания формы и цвета –панель «Радуга».

Упражнение для пальцев способствует развитию коры головного мозга, особенно речевых её зон. Яркие стимулы привлекают внимание детей.

Очень любят дети волшебную мазайку, из неё можно сложить  цветок, рыбу, круг, а можно и пофантазировать. Эти занятия  помогают сосредоточиться и сконцентрироваться.

Все предметы, которые наполняют нашу сенсорную комнату, используются для зрительной и слуховой стимуляции, повышения двигательной активности и исследовательского интереса.

Для релаксации я применяю, релаксационный матрас  — это удобный модуль,  который служит идеальной опорой для расслабления . Сидя на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, обнять его и расслабить мышцы спины.

Состояние психического благополучия в значительной степени зависит от тех эмоций, которые мы испытываем в конкретной, момент своей жизни. Поэтому для меня важно, чтобы во время занятий дети испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой сенсорной комнате. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия каждого.

Сенсорная комната помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, она создает ощущение надёжности и покоя, дети становятся спокойными, исчезает агрессивность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, успокаивающая, ещё очень слабую нервную систему ребёнка.

Сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам, это волшебное место, где можно войти в сказочный мир, в котором можно услышать сказку или рассказать её самому.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии,  сказкотерапии. В ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.  

Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий воспитанники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.